Билет №69. Виды и компетенция международного коммерческого арбитража. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №69. Виды и компетенция международного коммерческого арбитража.



В подавляющем большинстве контрактов, заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран, предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража (в третейских судах).

Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров.

Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд - это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций.

По своей юридической природе - это третейский суд, т.е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их усмотрению.

В российском законодательстве проводится различие между третейскими судами общего характера и международными коммерческими арбитражными судами:

1. В ст. 1 Закона о третейских судах 2002 г. прямо предусмотрено, что он "...не распространяется на международный коммерческий арбитраж". Из этого исходит и АПК РФ.

2. В АПК РФ, под понятием "иностранные арбитражные решения" понимаются не решения судов иностранных государств, а решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и экономической деятельности (ст. 32, п. 9 ст. 38, п. 5 ст. 230, ст. ст. 241 - 246 АПК РФ).

Международные коммерческие арбитражные суды, к которым прибегают юридические лица различных государств, отл ичаются от третейских судов, рассматривающих споры, сторонами в которых являются государства и международные организации. Этим занимаются:

1. Постоянная палата третейского суда в Гааге,

2. различные арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров между государствами,

3. специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

Делая выбор в пользу третейского суда, стороны исходят из следующих соображений:

1. срок рассмотрения дел в третейском суде, как правило, короче, чем в обычном суде;

2. профессиональная компетентность арбитров, которые должны рассматривать спор, обычно выше, чем судей в государственных судах, поскольку последние не обладают специальными знаниями;

3. решение арбитража, как правило, не подлежит обжалованию;

4. предусматривается возможность согласования между сторонами языка, на котором будет вестись разбирательство дела в арбитраже;

5. для фирм, ведущих споры, важно соблюдение конфиденциальности, а третейский суд обычно заседает негласно, его решения обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания наименований спорящих сторон и уж во всяком случае без приведения сведений о суммах исковых требований. Эти преимущества третейского разбирательства представляются бесспорными.

Возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений была создана благодаря участию широкого круга государств в Нью-Йоркской конвенции 1958 г.

Виды третейских судов:

1. Изолированные - создается сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально - "для этого", т.е. для рассмотрения данного дела

2. Постоянно действующие (институционные). - создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами.

a. Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свой регламент или правила производства дел, список арбитров, из которых стороны выбирают арбитров для конкретного разбирательства.

Существует более 100 постоянно действующих арбитражей.

В Европе наибольшим авторитетом пользуются ар битражный суд при Международной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне и Цюрихе.

3. Широкое привлечение в экономику различных государств иностранных инвестиций привело к созданию специальных международных третейских судов по инвестиционным спорам ( Международный центр по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития) или включению в состав споров, подлежащих рассмотрению в третейском суде, споров предприятий с иностранными инвестициями, созданными в данной стране (например, в России).

Если государство заключило арбитражное соглашение с иностранным юридическим или физическим лицом в отношении возможных споров по какому-либо контракту (коммерческой сделке), то это означает, что оно не сможет ссылаться на иммунитет при рассмотрении спора не только в арбитраже, но и в суде другого государства, если этот суд в соответствии со своей компетенцией будет рассматривать спор о действительности арбитражного соглашения.

Наличие арбитражной оговорки должно в отношении подчинения государства юрисдикции общих судов пониматься таким образом, что оно дает согласие на рассмотрение в таких судах лишь вопросов о действительности или толковании арбитражного соглашения, арбитражной процедуры; или отмены решения арбитража, если соответствующий суд обладает компетенцией на рассмотрение вопросов такого рода.

Источники

1. Европейская конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.:

a. была разработана под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы, принята в Женеве и вступила в силу в 1964 г.;

b. вышла за региональные рамки в результате присоединения неевропейских государств;

c. РФ участвует в ней с 1962 г.

d. применима как к срочному арбитражу, так и к «постоянным арбитражным органам» при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбирательство, имеют местонахождение на территории разных договаривающихся государств.

e. при рассмотрении дела арбитрами могут быть не только граждане страны, где спор рассматривается, но и иностранные граждане;

f. установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны праве не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с коллизионными нормами, которые арбитры сочтут применимыми; наконец, арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников»;

g. устанавливает общий принцип, согласно которому государственный суд обязан отказаться от рассмотрения спора, по которому между сторонами заключено арбитражное соглашение.

h. она не получила широкого применения; даже в Европе она не является общеприменимой (например, Великобритания до сих пор не присоединилась к ней).

2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже:

a. иная форма сближения арбитражной процедуры, при которой государства не связывают себя юр. обязательствами;

b. разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен Генеральной АссамблеейООН 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели соответствующего национального закона.

c. типовой закон не является международным договором => не обладает обязательной юр. силой.

3. Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ 1976 г.:

a. унифицированные правила арбитражной процедуры, прежде всего для срочного арбитража.

b. принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1976 г. в качестве рекомендации для использования в международной торговле путем ссылок на него в контрактах.

c. порядок формирования арбитража и процедура рассмотрения спора составлены таким образом, что если стороны договорились о рассмотрении спора срочным арбитражем, то он не может не состояться;

d. быстрому и эффективному рассмотрению дела способствует гибкость и многовариантность (например, если стороны уклоняются или не могут договориться в выборе арбитров, то за них это решит спец. орган)

4. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ:

a. рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН 1980 г.;

b. согласительная процедура в отличие от арбитражной, которая завершается вынесением обязательного решения, направлена на поиски компромиссного варианта решения, устраивающего обе стороны. Если компромисс не найден и примирение сторон не состоялось, ничто не мешает сторонам прибегнуть к арбитражному разбирательству.

5. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.:

a. была принята на Конференции ООН в Нью-Йорке;

b. ней участвует более 120 государств. РФ - ее участница.

c. на территории РФ Конвенция действует с оговоркой, что в отношении решений, вынесенных на территории государств – не участников Конвенции, ее правила будут применяться лишь на условиях взаимности;

d. обязывает государства признавать и исполнять иностранные арбитражные решения так же, как и решения собственных арбитражей.

6. Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и лицами иных государств 1965 г.:

a. разработана под эгидой Международного банка реконструкции и развития, принята 1965 г., вступила в силу 1966 г.

b. в ней участвует более 100 государств. РФ подписала ее, но пока не ратифицировала.

c. учрежден Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС) - уникальный постоянно действующий арбитражный орган, созданный в форме организации, обладающей международно-правовой правосубъектностью, со своей специальной юрисдикцией. Центр разрешает споры, отвечающие одновременно 3-м условиям:

i. разрешаются только споры между государством—участником Конвенции и физ. или юр. лицом др. государства -участника Конвенции;

ii. спор должен быть инвестиционным, т.е. правовой спор, возникающий непосредственно из инвестиций;

iii. необходимо наличие соглашения в письменной форме, заключенного между сторонами спора, о передаче его на рассмотрение в Центр.

d. Конвенция не предусматривает обязательной передачи инвестиционных споров в Центр;

e. устанавливает 2 механизма разрешения инвестиционных споров: примирительную процедуру и арбитражную процедуру. Они не соподчинены между собой: стороны спора вправе избрать любую из них либо использовать обе процедуры.

f. обеспечивает создание относительно законченной системы арбитражного процесса;

Принципы деятельности:

1. чрезвычайно демократический характер - он является общественным формированием, не входящим в систему судебных, административных и иных гос. органов;

2. стороны имеют возможность оказывать влияние на все стадии арбитражного разбирательства:

a. согласие сторон является обязательным условием для обращения в арбитраж

b. стороны могут избирать арбитров, доверить решение дела 1 лицу, не обязательно юристу (главное, чтобы арбитр знал соответствующую область хозяйственных отношений);

c. стороны избирают место проведения арбитража и язык арбитражного разбирательства;

d. стороны вправе определять полностью или частично саму арбитражную процедуру;

e. стороны могут изъять спор из-под действия права и предложить решить его по справедливости.

3. процедура арбитражного разбирательства проста, она не регламентируется многочисленными процессуальными нормами, что обеспечивает рассмотрение дел в короткие сроки.

4. рассмотрение споров происходит, как правило, на закрытых заседаниях, это гарантирует сохранение производственных и коммерческих тайн сторон спора. В большинстве стран запрещается публикация арбитражных решений без согласия сторон. Арбитры обязаны хранить в тайне информацию о разрешаемых спорах.

5. окончательный характер арбитражного решения:

a. оно окончательно и обязательно для сторон;

b. оно не подлежит изменению;

c. не может быть пересмотрено по существу;

d. подлежит исполнению в принудительном порядке;

6. обращение сторон в арбитраж или даже только наличие соглашения сторон об этом исключает судебную юрисдикцию. Если одна из сторон все же обратится в суд, то он должен отказать в принятии искового заявления или прекратить уже начатое производство по делу.

7. гос. судебные органы не вправе вмешиваться в деятельность арбитража, но есть 2 процессуальных действия, которые могут выполнить суды:

a. осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению иска.

b. исполнение арбитражного решения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.022 с.)