Действия педагога в структуре педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия педагога в структуре педагогической деятельности.



Ученые отмечают дискретность педагогической деятельности, считая, что ее элементарной единицей является педагогическое действие. В трудах М.Вебера, Г.X.фон Вригта, А.Гелена, Э.Гидденса понятие «действие» определяется как рабочий ход движения к чему-либо. В психологической трактовке действие — это произвольная преднамеренная опосредованная активность личности, направленная на достижение осознаваемой (локальной) цели (С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Каждое конкретное действие характеризуется предметным содержанием, способом осуществления, формой выражения (В.П.Зинченко). Понятие о педагогическом действии отражает то общее, что присуще всем конкретным ее видам и формам.

Согласно латинскому афоризму «действие вытекает из бытия». Единичное действие выступает как целостный акт, приобретая смысл только в составе целостной педагогической деятельности.

Каждое действие состоит из определенных операций. Отличие операций от действия в том. что они не имеют своих целей, представляя ситуативный набор физических движений и/или психических актов, совершаемых в контексте имеющихся условий. Так, А. С. Макаренко писал о том, что его работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных операций более или менее дли- тельных, иногда растягивающихся на год, иногда проводимых в течение двух-трех дней, иногда имеющих характер молниеносного действия, иногда имеющих инкубационный период.

В реальности в рамках проявления профессиональной активности постоянно происходят взаимные переходы в системе «операции — действия — деятельность». Операции, становясь целенаправленными, тем самым превращаются в действия. Действия, обретая мотив, преобразуются в деятельность. Возможен и обратный ход. Деятельность, утратив мотив, превращается в автоматически производимые действия, а бесцельные действия становятся простыми операциями.

Очевидно, что для того чтобы решить профессиональную зада- чу, Педагогу необходимо начать действовать. При этом любые действия людей вытекают из потребностей, страстей и интересов (Г. Гегель). С психологической точки зрения педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение педагогических задач, целенаправленно или стихийно, интуитивно осознаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную органи- зацию педагогической деятельности

Т.Котарбинский дает развернутое праксеологическое представление о том, что такое действие: «Действовать и притом действовать обдуманно — это значит, изменить действительность более или менее сознательным образом; это значит стремиться к определенной цели в данных условиях при помощи соответствующих средств, с тем чтобы от существующих условий перейти к условиям, отвечающим поставленной цели; это значит включать в действительность факторы, в результате которых происходит переход от системы подлежащих определению начальных условий к системе определенных конечных условий. Действие, которое мы намерены осуществить, требует троякого определения:

1) определения цели; 2) определения условий, относящихся к действительности; 3) определения средств, приспособленных как к намеченной цели, так и к существующей действительности. Цель, условия и средства — вот три элемента практической деятельности».

Деятельность состоит из отдельных действий. «Единичное действие в онтологии — это слово, жест, намек, легкое касание, любое вербальное или невербальное воздействие, достаточное для выявления характера реакции, поступающей извне. Эта реакция, подкрепленная ответной рефлексивной реакцией субъекта, проясняет для него смысл задачи (на общение, управление, оказание поддержки и др.), позволяя осознать свой потенциал и возможность продуктивного действия».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.003 с.)