Цели педагогической деятельности. Таксономия цели. Целеполагание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели педагогической деятельности. Таксономия цели. Целеполагание



Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, имеющий некоторый образ, представление о будущем результате. В зависимости от масштаба педагогические цели можно представить в виде ступенчатой системы:
цели урока или внеурочного мероприятия, цели отдельной системы
цели обучения по отдельному предмету, цели воспитания детей определенного возраста цели отдельных образовательных систем, цели этапов образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ. СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ
Процесс целеполагания в педагогическом процессе чрезвычайно сложен, поскольку в нем переплетаются разные, порой противоположные представления, потребности и интересы, которые должны быть строго взаимоувязаны. Цели образования, воспитания и обучения определяются: 1) социальной средой, в которой отражаются ценности и потребности определенного культурно-исторического периода развития общества (поскольку социальная среда не однородная, то и цели образования для разных социальных слоев населения будут формулироваться по-разному); 2) государством, регулирующим общий уровень образования, выдвигающим требование (заказ) к определенным образовательным системам и строго контролирующим выполнение государственного стандарта; 3) образовательным учреждением, в котором создаются соответствующие образовательные программы; педагогом, разрабатывающим цели конкретных занятий, подбирающим соответствующий учебный материал, осуществляющим и контролирующим учебный процесс; 5) самим учащимся, имеющим собственные учебные цели, интересы и потребности.
Цель воспитания — это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, в котором предполагается формировать определенные качества и состояния личности, ее сущность, индивидуальность, образованность, умственное, физическое, нравственное, эстетическое развитие и отношение к жизни. Существует три подхода к выбору целей воспитания: идеалистический — цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, Богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь; имманентный — цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности; материалистический — цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.
Приоритетами воспитания во всем цивилизованном мире являются человек и уважение ко всему тому, что его окружает. В 1959 г. многие страны подписали международную Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. — Конвенцию ООН о правах ребенка. Согласно этим документам, ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства. В Законе РФ «Об образовании» (1996) записано, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

В таксономии целей обучения выделено три группы: познавательная, аффективная, психомоторная.
Наиболее разработана познавательная группа целей, хотя одни авторы включают в нее знание, понимание, применение, другие — знание, умение, владение.
О знании говорят в том случае, когда речь идет о фактах, терминологии, теории, методах, принципах. Знания могут иметь разные уровни освоения. Знания эмпирического уровня (ответы на вопросы кто? что?) позволяют распознавать ситуации и реагировать на внешние изменения. Знания эмпирико-теоретического уровня — это знания закономерностей {как? каким образом?), объясняющих последствия происходящих изменений. Знания теоретико-методологического уровня—это знания системных структур {почему?), позволяющих понять причины изменений как результата сложного взаимодействия невидимых связей.
Получая информацию, человек, как правило, хочет ее понять. В ранге педагогических задач принято разделять несколько уровней понимания как возможности: воспроизведения, повторения, демонстрации; перевода (с иностранного языка на родной язык, с бытового языка на научный и наоборот):
•действия по аналогии (решать задачи по формуле, алгоритму, правилу); извлекать информацию из контекста; строить собственные системы описания.
В ранге познавательных задач выделяется применение, когда ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях. Об умениях говорят в том случае, если ученик применяет полученные знания для решения типовых (стандартных) задач; о владении судят по способности ученика использовать знания для решения нестандартных задач.
В США фундаментом проектирования целей обучения выступает таксономия педагогических целей, разработанная в 1950-х гг. группой американских педагогов и психологов под руководством Б. Блума. Эту классификацию можно представить в виде пирамиды, построенной по нарастающей сложности объектов на основе их естественной взаимосвязи. К педагогическим целям относится формирование знания, понимания, применения, умения анализировать (ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения) и синтезировать (ученик пишет сочинение, составляет план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей), а также оценка.
Постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения при помощи планируемого учебно-воспита- тельного воздействия. Педагог может выделять, конкретизировать и упорядочивать цели, определять первоочередные задачи, перспективы своей дальнейшей работы, разъяснять учащимся ориентиры в их общей учебной работе, разрабатывать эталоны надежной и объективной оценки результатов обучения.
На основе целеполагания создаются образовательные стандарты: содержание обучения, образовательные программы и учебники, — а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.005 с.)