Критерии правильности педагогического действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии правильности педагогического действия.



В обыденной жизни, оценивая то или иное действие, мы говорим о нем: умелое (неумелое), ловкое (неловкое), рациональное (нерациональное), продуманное, спонтанное и т.д. С позиций праксеологии действие может также оцениваться как правильное или неправильное. Правильность понимается в данном случае как вид без- ошибочности. «Правильно или нет» — критерий, привычный для педагога относительно оценки деятельности учащегося, воспитанника. Но чтобы решение профессиональной задачи оказалось правильным, действия специалиста также должны быть правильными. Это требует введения критериев и показателей «правильности» действия и/или деятельности. Рассмотрим критерии «правильности» как свойства, нормирующего профессиональную активность.

1. Правильное действие успешно. Успешность в данном случае означает способность обеспечивать успех деятельности. Педагогическая деятельность направлена на достижение педагогической цели (ближней, дальней, глобальной, конкретной), а педагогическое действие — на решение локальной педагогической задачи. Именно поэтому оценивать правильность того и другого возможно только в соотнесении с целевой направленностью. А. С. Макаренко считал, что идеально проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде. Действие, не ведущее к достижению цели, признается неуспешным.

Итак, если действие целесообразно и успешно, оно правильно. Та- ким образом, понятия успешности, неуспешности, индифферентности профессионального действия приобретают смысл относительно конкретной цели и ситуации.

2. Правильное действие полезно. Полезность действия является свойством относительности. Причем его польза оценивается относительно той или иной цели. Полезным с точки зрения данной цели является такое действие, благодаря которому ее достижение облегчается либо становится возможным. По аналогии вредным с ПОЗИЦИЙ достижения цели будет действие, которое делает его невозможным либо затрудняет.

3. Правильное действие эффективно, т.е. приводит к нужным результатам при наименьших профессиональных затратах. Пред- посылками эффективности действия принято считать его экономизацию, подготовленность и оснащенность. Эффективность действия во многом также зависит от его интенсивности. Например, прием погружения в педагогике основан на наращивании интенсивности действий. Действие тем экономнее, чем с меньшими затратами (физическими, психическими, финансовыми, организационными) оно произведено. Действие тем более подготовлено, чем детальнее и точнее представляет педагог образ (модель) его осуществления. К подготовительным действиям, которые облегчают, делают сложное действие возможным, относятся: - устранение препятствий, способных снизить эффективность действий (в педагогической деятельности это может быть внутреннее нежелание аудитории идти на контакт, отсутствие необходимого для работы помещения, противодействие инициативе со стороны руководства и др.); - предварительная подготовка необходимого оборудования и материалов (домашние педагогические заготовки; монтаж, наладка, проверка, размещение технических средств с учетом эргономических требований); - подготовка всех субъектов-участников (концентрация силы, актуализация предпосылочных знаний, вход в рабочее состояние), результатом которой становится готовность начать деятельность (произвести необходимые действия); - выработка детального плана.

4. Правильное действие технологично. Технологичность — это способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение. Повышению технологичности способствует инструментализация действий. Под инструментализацией подразумевается: а) использование разнообразных методик и технологий, а не просто разрозненных приемов и способов деятельности. Опытный 109 педагог обычно владеет целым спектром как авторских, так и «чужих» методик и технологий, что обеспечивает ему вариативность действий; б) использование в деятельности современных технических возможностей, причем включение в систему действий технических средств не должно являться для педагога самоцелью.

5. Правильное действие отличается простотой исполнения. Действие тем проще для исполнения, чем менее оно осложнено подробностями, мелкими дополнительными операциями, ин- формационным «шумом», необходимостью импровизировать. По мнению В.Н. Котляра и В. А. Сластенина, объем и сложность педагогического действия определяются тем, что из требований и условий педагогической задачи охватывает и подчиняет единой цели учитель с помощью своего единичного акта действия.

6. Правильное действие эстетично. От исполнения правильного действия у наблюдателей обычно остается глубокое эстетическое впечатление. Причем совершенное профессиональное действие оставляет ощущение легкости совершения. Кажется, что для этого не требуется никаких усилий. Опытные методисты замечают, что человек, призванием которого является педагогический труд, как правило, хорошеет, становится красивым в момент включения в профессиональную деятельность.

7. Правильное действие безопасно (валеологично). Этот критерий чрезвычайно важен для педагогической деятельности. Можно получить вполне «приличный» учебный или дисциплинарный результат, но при этом загубить здоровье как ребенка, так и педагога.

8. Правильное действие совершается в правильном состоянии его участников. Любая профессия требует от специалиста вхождения в определенное рабочее состояние. Спортсмен разогревает мышцы, вокалист распевается, артист входит в образ, ученый отстраняется от внешних раздражителей, углубляясь в решение проблемы, и т.д. Педагогу также необходимо настроить себя на определенную волну продуктивного человеческого взаимодействия, подготовить речевой аппарат к длительной нагрузке, «поймать» психофизиологическое состояние, наиболее подходящее к той или иной рабочей ситуации, снять нервное напряжение, на- копившееся после общения с администрацией, преодолеть усталость, накопившуюся к концу рабочего дня, подавить раздражение по поводу неудавшегося урока или тяжелого разговора с родителями, войти в резонанс с общим настроем аудитории. Если учитель не находится в рабочем состоянии, любые его действия будут неэффективны. Мало того, они могут сыграть разрушающую роль прежде всего в отношении самого педагога.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.005 с.)