Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности.



В самом общем значении под результатом какой-либо деятель- ности можно понимать необратимые последствия ее осуществления. Итога деятельности педагога принято обозначать терминами «ре- зультаты», «продукты», «эффекты», «достижения». При оценке качества педагогической деятельности используются понятия «ре- зулыативность», «эффективность», «продуктивность». Если педагогам задать вопрос о результатах их педагогической деятельности, как правило, последует перечисление личных дос- тижений учеников (воспитанников): их отметки, награды, побе- ды, случаи поступления в вузы, выбор профессии и т.п. Но разве они являются результатами деятельности педагога? Ведь не сек- рет, что успехи воспитанников или учеников могут быть достиг- нуты вовсе не благодаря усилиям педагога, а даже порой и вопре- ки им. Получается, что вольно или невольно педагоги как бы припи- сывают себе результаты деятельности учеников, полагая, что эти достижения всецело зависят от их работы, а потому и считают их результатами собственной деятельности.

Рассматривая вопрос педагогической деятельности, можно выделить несколько проблем, каждая из которых имеет самостоя- тельное праксеологическое значение. Прежде всего проблему сущ- ности (что понимать под результатами и результативностью педа- 126 гогической деятельности?). Затем проблему достижимости (как достигать желаемых результатов, какой должна быть педагогиче- ская деятельность, приносящая результаты?). И наконец, можно выделить проблему оценивания (как оценить и измерить результа- тивность деятельности?). Логика здравого смысла требует поиска ответов на поставлен- ные вопросы именно в том порядке, в котором они обозначены, а никак не наоборот. Между тем в реальной практике зачастую сначала берутся за проблему оценивания, потом обсуждают, что и как следовало делать, и только затем задаются вопросом, чего же надо на самом деле достигать и что оценивать. Вопрос о том, что можно считать результатом педагогической деятельности, не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в. том, что все виды педагогической деятельности тесно связаны с процессами, протекающими независимо от педагога. Как же вы- делить то, что действительно было получено благодаря педагоги- ческой активности? Одни ученые склонны видеть педагогический результат в усвоении содержания образования (усвоение учащи- мися знаний, умений, навыков, эффективность усвоения учеб- ного материала, отношение учащихся к учебному труду, качество знаний и умений учащихся). В данном случае представление о ре- зультате педагогической деятельности связывается с результата- ми процесса обучения. Другие исследователи указывают на результат, который может стать следствием разных видов педагогической деятельности, по- скольку связан с изменением личности ученика, его развитием, приобретением новых способностей, стимулированием самосо- вершенствования, пробуждением внутренних процессов. «Проде- лывая внутренний ход развития, эти изменения становятся затем внутренним достоянием самого ребенка»1. Причем они происхо- дят независимо от качества полученного вещественного (предмет- ного) результата. Известный советский дидакт И.Я.Лернер, рас- сматривая педагогический результат как психические изменения в структуре личности, сделал по этому поводу замечание, с кото- рым трудно не согласиться: «Ученик, не усвоивший учебный ма- териал, не остается прежним» 2. Результатами воспитания в педагогике традиционно считались позитивные изменения, происходящие в личности ребенка под влиянием воспитателя. Результат воспитания (воспитательной дея- тельности) оценивался с позиции тех или иных положительных, социально-ценных качеств личности, таких как мировоззрение, убежденность, дисциплинированность, коллективизм, обществен- ная активность, самостоятельность, трудолюбие, интернациона- лизм, патриотизм и др. Попытка создания более целостного представления о резуль- татах воспитательной деятельности сопровождалась введением обобщающего понятия «воспитанность» (по аналогии с обучен- ностыо, а в современных источниках — образованностью). В каче- стве интегративных личностных образований, представляемых как возможный результат педагогического процесса, в теории педаго- гики в разные периоды рассматривались система личностных от- ношений (И.П.Иванов и др.); позиция личности — социальная, активная жизненная, общественно актио,а, Е.В.Титова и др.); ценностные ориентации (М. Г. Казакина, А. В.Кирьякова и др.); социальная готовность (А. В. Мудрик); социальная зрелость (В.И.Журавлев); направленность личности и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.004 с.)