Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
В самом общем значении под результатом какой-либо деятель- ности можно понимать необратимые последствия ее осуществления. Итога деятельности педагога принято обозначать терминами «ре- зультаты», «продукты», «эффекты», «достижения». При оценке качества педагогической деятельности используются понятия «ре- зулыативность», «эффективность», «продуктивность». Если педагогам задать вопрос о результатах их педагогической деятельности, как правило, последует перечисление личных дос- тижений учеников (воспитанников): их отметки, награды, побе- ды, случаи поступления в вузы, выбор профессии и т.п. Но разве они являются результатами деятельности педагога? Ведь не сек- рет, что успехи воспитанников или учеников могут быть достиг- нуты вовсе не благодаря усилиям педагога, а даже порой и вопре- ки им. Получается, что вольно или невольно педагоги как бы припи- сывают себе результаты деятельности учеников, полагая, что эти достижения всецело зависят от их работы, а потому и считают их результатами собственной деятельности. Рассматривая вопрос педагогической деятельности, можно выделить несколько проблем, каждая из которых имеет самостоя- тельное праксеологическое значение. Прежде всего проблему сущ- ности (что понимать под результатами и результативностью педа- 126 гогической деятельности?). Затем проблему достижимости (как достигать желаемых результатов, какой должна быть педагогиче- ская деятельность, приносящая результаты?). И наконец, можно выделить проблему оценивания (как оценить и измерить результа- тивность деятельности?). Логика здравого смысла требует поиска ответов на поставлен- ные вопросы именно в том порядке, в котором они обозначены, а никак не наоборот. Между тем в реальной практике зачастую сначала берутся за проблему оценивания, потом обсуждают, что и как следовало делать, и только затем задаются вопросом, чего же надо на самом деле достигать и что оценивать. Вопрос о том, что можно считать результатом педагогической деятельности, не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в. том, что все виды педагогической деятельности тесно связаны с процессами, протекающими независимо от педагога. Как же вы- делить то, что действительно было получено благодаря педагоги- ческой активности? Одни ученые склонны видеть педагогический результат в усвоении содержания образования (усвоение учащи- мися знаний, умений, навыков, эффективность усвоения учеб- ного материала, отношение учащихся к учебному труду, качество знаний и умений учащихся). В данном случае представление о ре- зультате педагогической деятельности связывается с результата- ми процесса обучения. Другие исследователи указывают на результат, который может стать следствием разных видов педагогической деятельности, по- скольку связан с изменением личности ученика, его развитием, приобретением новых способностей, стимулированием самосо- вершенствования, пробуждением внутренних процессов. «Проде- лывая внутренний ход развития, эти изменения становятся затем внутренним достоянием самого ребенка»1. Причем они происхо- дят независимо от качества полученного вещественного (предмет- ного) результата. Известный советский дидакт И.Я.Лернер, рас- сматривая педагогический результат как психические изменения в структуре личности, сделал по этому поводу замечание, с кото- рым трудно не согласиться: «Ученик, не усвоивший учебный ма- териал, не остается прежним» 2. Результатами воспитания в педагогике традиционно считались позитивные изменения, происходящие в личности ребенка под влиянием воспитателя. Результат воспитания (воспитательной дея- тельности) оценивался с позиции тех или иных положительных, социально-ценных качеств личности, таких как мировоззрение, убежденность, дисциплинированность, коллективизм, обществен- ная активность, самостоятельность, трудолюбие, интернациона- лизм, патриотизм и др. Попытка создания более целостного представления о резуль- татах воспитательной деятельности сопровождалась введением обобщающего понятия «воспитанность» (по аналогии с обучен- ностыо, а в современных источниках — образованностью). В каче- стве интегративных личностных образований, представляемых как возможный результат педагогического процесса, в теории педаго- гики в разные периоды рассматривались система личностных от- ношений (И.П.Иванов и др.); позиция личности — социальная, активная жизненная, общественно актио,а, Е.В.Титова и др.); ценностные ориентации (М. Г. Казакина, А. В.Кирьякова и др.); социальная готовность (А. В. Мудрик); социальная зрелость (В.И.Журавлев); направленность личности и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.004 с.) |