Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты педагогической деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъекта педагогической деятельности обычно называют педагогом. Педагог – это субъект педагогической деятельности, а субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же на человека возложена обязанность выполнения учебной и воспитательной деятельности, то он в качестве учителя выполняет учебную деятельность, а в качестве воспитателя – воспитательную. Если же человек выполняет научно-исследовательскую педагогическую деятельность, то выполняет ее как субъект – ученый педагог. Следует заметить, что педагогический субъект также обладает только теми качествами, которые участвуют и позволяют исполнить именно педагогическую и никакую другую деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать человек, у педагогического субъекта отсутствуют или погашены, не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту. Учитель и ученик, воспитатель и воспитанник – это персонифицированные социальные отношения, которые могут быть реализованы теми или иными людьми посредством специальной деятельности при определенных условиях. Человек (взрослый), приступивший к выполнению учебных действий, становится субъектом учебных действий. Постепенно осуществление таких действия становится необходимостью для общества, и они превращаются в социальную функцию. А для различия человека как такового от человека-субъекта, исполняющего данную функцию, стали называть по данной функции – учителем. Субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же человек в силу возложенных на него обязанностей выполняет и учебную деятельность, и воспитательную, то такого человека можно назвать педагогом. Учитель – это субъект учебной деятельности, а субъект учебной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность. Воспитатель – это субъект воспитательной деятельности, а субъект воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность. Педагог – это субъект учебной и воспитательной деятельности, а субъект учебной и воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий два вида педагогической деятельности, для чего он должен в тот или иной момент педагогической деятельности стать или субъектом учебной деятельности или субъектом воспитательной. В таких определениях представлена педагогическая специфика деятельности, но у субъекта этой деятельности погашены индивидуальные качества человека. Он обладает различными индивидуальными качествами, однако не ими определяется, является ли человек субъектом педагогической деятельности или нет. Человека (взрослого) можно назвать педагогом, учителем, воспитателем не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) того или иного вида педагогической деятельности. И если человек не выполняет указанных деятельностей, он не является педагогом, не является учителем, не является воспитателем и не должен так называться, независимо от того, какими индивидуальными качествами он обладает. Аналогичным образом человека (ребенка) можно назвать учеником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) учебной деятельности. И назвать воспитанником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) воспитательной деятельности. И если ребенок не выполняет указанных деятельностей, он не является учеником, не является воспитанником, и не должен так называться, независимо от того, какими личностными качествами он обладает. Учитель – субъект учебной деятельности. Субъект только совершает учебные действия. В отличие от человека (взрослого), который может быть и субъектом иной деятельности, учитель не может быть субъектом иной деятельности. Особенность учебной деятельности (учебных действий) учителя заключается в том, что она изначально направлена к ученику как субъекту учебной деятельности и зависима от ответной деятельности ученика-субъекта. Учитель – это профессиональное социальное качество взрослого, которое проявляется в момент, когда взрослый становится субъектом учебной деятельности. Данное качество взрослого – «учитель» – не может стать субъектом и выполнять учебные действия и не может стать человеком. Поэтому учитель не учит. Учит человек (взрослый), он не только выполняет учебные действия, но осознает их результаты и учитывает их в последующей деятельности. Как только учитель прекратил учебные действия, социальное качество человека – учитель – перестает функционировать, и человек перестает быть учителем, но остается самим собой – человеком. Ученик – субъект учебной деятельности. В отличие от человека (ребенка), который может быть и субъектом иной деятельности, субъект учебной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность учебной деятельности (учебных действий) ученика заключается в том, что она изначально является ответом на деятельность (действия) учителя. То есть ученик есть субъект ответной учебной деятельности (учебных действий) на деятельность (действия) учителя. Ученик – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда ребенок становится субъектом учебной деятельности. Поэтому данное качество ребенка – «ученик» – не может стать субъектом и выполнять учебные действия. Ребенок, когда выполняет учебные действия, учится (осваивает и усваивает должное содержание), а ученик не учится. Он – субъект, который только совершает учебные действия. Как только ответы на действия (воздействия) учителя прекратились, социальное качество человека – ученик – перестает функционировать, и он перестает быть учеником, но остается ребенком, подростком, юношей, гражданином (самим собой). Но стоит данному ребенку оказаться в аналогичных условиях, в контакте с людьми, которые осуществляют учебную деятельность, как ребенок вновь может ощутить себя учеником и стать им. Если учебные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является учеником, субъектом учебной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) учеником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена. То, что ребенок в качестве субъекта учебной деятельности выполняет учебные действия, это не означает, что посредством только такого (данного) выполнения он овладевает предложенным ему материалом, для этого ребенок должен нечто осознать, понять и применить понятое соответствующим образом. Аналогичным образом можно дать определения и субъектам воспитательной деятельности. Воспитатель – субъект воспитательной деятельности, а не человек (взрослый), который может быть и субъектом иной деятельности. Субъект же воспитательной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность воспитательной деятельности воспитателя заключается в том, что она изначально направлена к воспитаннику как субъекту воспитательной деятельности и зависима от ответной деятельности воспитанника-субъекта. Воспитатель – это профессиональное социальное качество взрослого, которое проявляется в момент, когда взрослый становится субъектом воспитательной деятельности. Данное качество взрослого – «воспитатель» – не может стать субъектом и выполнять воспитательные действия и не может стать человеком. Поэтому воспитатель не воспитывает. Воспитывает человек (взрослый), он не только выполняет воспитательные действия, но осознает их результаты, учитывает их в последующих действиях. Как только действия и воздействия воспитатель прекратил, социальное качество человека – воспитатель – перестает функционировать, и человек перестает быть воспитателем, но остается самим собой – человеком. Воспитанник – субъект воспитательной деятельности, а не человек (ребенок), который может быть и субъектом иной деятельности. Субъект же воспитательной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность воспитательной деятельности (воспитательных действий) воспитанника заключается в том, что она изначально является ответом на деятельность (действия) воспитателя. То есть воспитанник есть субъект ответной воспитательной деятельности (воспитательных действий) на деятельность (действия) воспитателя. Воспитанник – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда ребенок становится субъектом воспитательной деятельности. Поэтому данное качество ребенка – «воспитанник» – не может стать субъектом и выполнять воспитательные действия. Ребенок, когда выполняет воспитательные действия, приобретает и проявляет должные социальные качества, воспитывается. А воспитанник не воспитывается. Он – субъект, который только совершает воспитательные действия. Как только ответы на действия и воздействия воспитателя прекратились, социальное качество человека – воспитанник – перестает функционировать, и он вновь становится ребенком, подростком, юношей, гражданином, становится самим собой. Но стоит данному ребенку оказаться в аналогичных условиях, в контакте с людьми, которые осуществляют воспитательную деятельность, как ребенок вновь может ощутить себя воспитанником и стать им. Учитель, ученик, воспитатель и воспитанник являются и считаются педагогическими субъектами, но нельзя забывать, что они являются и категориями педагогики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.009 с.) |