Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. 2. 1. Научно-педагогической практики

Поиск

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Б.2.1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

основных профессиональных образовательных программ

высшего образования по направлениям подготовки

Научно-педагогических кадров в аспирантуре

03.06.01 Физика и астрономия; 04.06.01 Химические науки; 06.06.01 Биологические науки; 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии; 15.06.01 Машиностроение; 13.06.01 Электро- и теплотехника; 11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи; 09.06.01 Информатика и вычислительная техника; 10.06.01 Информационная безопасность; 22.06.01 Технология материалов; 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; 08.06.01 Техника и технология строительства; 20.06.01 Техносферная безопасность; 35.06.02 Лесное хозяйство; 38.06.01 Экономика; 47.06.01 Философия, этика и религиоведение; 30.06.01 Фундаментальная медицина; 39.06.01 Социологические науки

Квалификация – «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

 

 

Распределение учебного времени

 

Трудоемкость по учебному плану _ 324/9 ___ часов/зачетных единиц
Самостоятельная работа _ 324 _____ часов
Вид контроля по практике    
Зачет с оценкой _2 ____ курс

 

 

Йошкар-Ола


Раздел 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательная программа подготовки аспирантов предполагает прохождение аспирантами научно-педагогической практики на втором году обучения общей трудоемкостью 9 зачетных единиц (324 ч.).

Цель научно-педагогической практики – подготовка аспирантов к научно-педагогической деятельности в системе профессионального образования в ходе изучения основ педагогической и учебно-методической работы.

Задачинаучно-педагогической практики:

- закрепление в ходе практической деятельности теоретических знаний, умений и навыков, полученных аспирантами в процессе обучения и в ходе изучения дисциплины «Психология и педагогика высшей школы»;

- ознакомление с опытом работы ведущих преподавателей университета, использованием профессионально-ориентированных образовательных технологий, с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценивания учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель»;

- приобретение опыта преподавательской деятельности: постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

Раздел 2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Научно-педагогическая практика относится к Блоку Б.2 Практики, Б.2.1. Научно-педагогическая практика, и является одним из компонентов подготовки аспирантов как исследователей, аналитиков и научно-педагогических работников. Основой научно-педагогической практики являются дисциплины теоретико-методологического блока и специальные дисциплины, изученные в ходе подготовки аспирантов по научной специальности соответствующей направлению и направленности подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Научно-педагогическая практика представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе и других уровнях профессионального образования, включающего преподавание специальных дисциплин, реализуемых кафедрами университета, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

Для прохождения научно-педагогической практики аспиранту необходимо владеть:

- знаниями, умениями и навыками, полученными при изучении обязательных и специальных дисциплин программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре соответствующей научной специальности;

- знаниями видов учебной работы и образовательных технологий;

- методикой подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий и итогового контроля;

- методикой анализа учебных занятий;

- знанием современных научно-исследовательских и образовательных технологий;

- навыками профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования для активизации научно-педагогической деятельности.

Знания, навыки и опыт, полученные аспирантами за время прохождения научно-педагогической практики, потребуются для эффективной научно-исследовательской работы аспиранта и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а также при подготовке к защите диссертации.

В результате научно-педагогической практики аспирант должен получить дополнительные знания, умения и навыки:

Знания: сущности общепедагогических методов и форм воспитания; особенностей педагогических технологий и механизм их реализации в конкретном вузе; видов учебной работы, используемых в высших учебных заведениях, в том числе определенных видов учебной работы кафедры; целей и задач учебной дисциплины, по которой проводились занятия в ходе практики; методических приемов, применяемых при проведении конкретного вида учебной работы.

Умения: создавать и развивать отношения со студентами, способствующие успешной педагогической деятельности; проектировать педагогическую деятельность; доходчиво доносить до студентов содержание тем изучаемой учебной дисциплины; организовывать работу группы студентов при проведении семинарских занятий; осуществлять организацию самостоятельной работы студентов и контролировать ее результаты.

Владение: основными методическими приемами организации разных видов учебной работы; инструментарием анализа научных проблем; учебным материалом и содержанием преподаваемой дисциплины; методами организации самостоятельной работы студентов; методологией воспитания образа специалиста, обладающего высоким уровнем компетенции в профессиональной деятельности.

Методическая новизна научно-педагогической практики состоит в передаче аспирантам новых педагогических приемов, используемых в ходе преподавания руководителем практики, а также в соединении научных интересов аспиранта и направленности учебной дисциплины, занятия по которой проводит аспирант в ходе практики.

 

Раздел 4. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Основными технологиями, используемыми в процессе научно-педагогической практики, являются:

– инструктаж; консультация; экскурсия;

– научно-методическая работа; практикум, тренинг, мастер-класс.

– самостоятельная работа.

Раздел 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

5.1. Формы учебно-методической работы и виды педагогической деятельности в ходе прохождения научно-педагогической практики

 

Формы учебно-методической работы, которую могут выполнять аспиранты в ходе научно-педагогической практики:

– проведение семинарских и практических занятий;

– подготовка лекционного материала;

– посещение и анализ лекций, семинаров, практических работ, проводимых преподавателями кафедры, научным руководителем;

– организация проведения сессионных зачетов и экзаменов;

– участие в осуществлении промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ) по преподаваемой учебной дисциплине для студентов потока;

– организация анкетирования, опросов обучающихся и т.п., предусмотренных программой преподаваемой учебной дисциплины;

– разработка нового методического материала лекционных, практических и семинарских занятий на основе проведенных научных исследований и внедрение их в учебный процесс.

В ходе научно-педагогической практики аспиранты выполняют следующие виды педагогической деятельности: учебно-методическую, учебную и организационно-воспитательную.

5.2. Учебно-тематический план прохождения научно-педагогической практики

 

Программа практики включает в себя ознакомительный, методический, активный и заключительный этапы. Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа. Учебно-тематический план научно-педагогической практики представлены в таблице.

 

Наименование разделов (этапов) практики Виды учебной работы и их трудоемкость (кол-во часов)* Формы контроля
лекции практ. занятия лабор. занятия СРО Всего
  Раздел 1 «Ознакомительный»     Самоконтроль, собеседование
  Раздел 2 «Методический»     Самоконтроль, собеседование
  Раздел 3 «Активный»     Самоконтроль, наблюдение
  Раздел 4 «Заключительный»     Отчет по практике
Итого            

Содержание научно-педагогической практики

 

Содержание научно-педагогической практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается аспирантом и утверждается руководителем аспиранта. Совместно с руководителем аспирант определяет дисциплину и тему, по которой он должен провести аудиторные занятия для студентов очного или заочного отделения.

 

Раздел практики № п/п Вид самостоятельной работы (СРО) Количество часов Виды и формы контроля
  Раздел 1 «Ознакомительный»   Инструктажи по месту прохождения практики. Беседа с руководителем, определение видов учебной деятельности аспиранта на время прохождения практики. Экскурсия.   Самоконтроль, собеседование
  Изучение информации о содержании и видах учебной работы в ВУЗе (образовательном учреждении), ознакомление со структурой образовательного процесса в образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации; изучение методических материалов по планированию учебного процесса, балльно-рейтинговой системы и т.п.   Самоконтроль, собеседование
  Раздел 2 «Методический»   Изучение научных, методических и рекомендательных материалов, нормативных документов, публикаций по учебной дисциплине. Анализ и выбор методов, технологий обучения; изучение дидактических материалов.   Самоконтроль, собеседование
  Разработка элементов методического обеспечения для преподавания дисциплин в соответствии с поставленной индивидуальной задачей, консультации с научным руководителем, посещение занятий ведущих преподавателей образовательного   Самоконтроль, собеседование
  Раздел 3 «Активный»   Подготовка к занятию, к консультированию, к деловой игре и другим видам учебной работы. Подготовка материалов для составления заданий для практических (лабораторных) занятий. Анализ результатов проведения учебных занятий.   Самоконтроль, наблюдение
  Проведение занятий в студенческой группе (не менее 18 аудиторных часов), консультаций для студентов по выполнению контрольных и курсовых работ; проведение деловой игры и т.д.; посещение занятий других аспирантов.   Самоконтроль, наблюдение
  Раздел 4 «Заключительный»   Подготовка и написание отчета по педагогической практике   Отчет по практике
  Защита отчета по практике   Отчет по практике
  Всего:    

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу зачесть мою работу в должности ________________________________________

(ассистента, старшего преподавателя, доцента и т.д.)

кафедры ________________________________________________________________________

(название кафедры с указанием наименования образовательного учреждения)

в счет прохождения научно-педагогической практики аспиранта.

Копия индивидуального плана работы преподавателя и справка из отдела кадров прилагается.

 

Аспирант ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

Работу аспиранта _________________________ в должности _______________________

(Фамилия И.О. аспиранта) (наименование должности)

зачесть в счет прохождения научно-педагогической практики с оценкой _________________.

 

Научный руководитель ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

«___» ___________________ 20___ г.


Приложение 2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ____________________

(название кафедры)

____________ / ___________________

(подпись) (ФИО)

«___» ___________________ 20___ г.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

на 20__ - 20__ уч. год

аспиранта _______________________________________________________________________

(ФИО)

Направление подготовки __________________________________________________________

(шифр и название направления подготовки)

Направленность _________________________________________________________________

(название направленности)

Год и форма обучения ____________________________________________________________

Кафедра ________________________________________________________________________

(название кафедры)

Научный руководитель ___________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание и степень)

Руководитель практики[1] ___________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание и степень)

Сроки прохождения практики: с «___» ___________ 20___ г. по «___» ___________ 20___ г.

 

 

Планируемые формы работы (лекции, лабораторно-практические, семинарские занятия, проведение консультаций, руководство НИР и курсовым проектированием, внеаудиторное мероприятие и др.)[2] Количество часов
1.    
2.    
3.    
   
  Общий объем часов  

 

Аспирант ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Научный руководитель ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель практики ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 


Приложение 3

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ____________________

(название кафедры)

____________ / ___________________

(подпись) (ФИО)

«___» ___________________ 20___ г.

ОТЧЕТ

III. Заключение о прохождении научно-педагогической практики

 

За время прохождения научно-педагогической практики формы работы, запланированные в индивидуальном плане, выполнены полностью. По окончании практики на заседании кафедры был заслушан отчет аспиранта по результатам проведенной научно-педагогической практики.

Научно-педагогическая практика зачтена с оценкой _____________________.

 

Научный руководитель ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель практики ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 


Приложение 4

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ОТЗЫВ [5]

Руководителя практики

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

на 20__ - 20__ учебный год

аспиранта _______________________________________________________________________

(ФИО)

Направление подготовки __________________________________________________________

(шифр и название направления подготовки)

Направленность _________________________________________________________________

(название направленности)

Год и форма обучения ____________________________________________________________

Кафедра ________________________________________________________________________

(название кафедры)

Научный руководитель ___________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание и степень)

Руководитель практики ___________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание и степень)

Сроки прохождения практики: с «___» ___________ 20___ г. по «___» ___________ 20___ г.

 

 

Планируемые формы работы (лекции, лабораторно-практические, семинарские занятия, проведение консультаций, руководство НИР и курсовым проектированием, внеаудиторное мероприятие и др.) Количество часов
1. Ознакомление со структурой образовательного процесса, с видами методических материалов и отчетной документации по учебному процессу в образовательном учреждении  
2. Изучение учебно-методической, научной литературы, нормативных документов, дидактических материалов по учебной дисциплине  
3. Посещение занятий ведущих преподавателей кафедры; участие в заседаниях кафедры; посещение занятий, проводимых другими аспирантами  
4. Разработка конспектов лекций, планов практических (семинарских, лабораторных) занятий по учебной дисциплине  
5. Разработка заданий для текущего контроля по учебной дисциплине (задания для контрольных, самостоятельных, расчетно-графических работ)  
6. Проведение лекций и практических (семинарских, лабораторных) занятий по учебной дисциплине  
7. Анализ результатов проведения учебных занятий; проверка контрольных (самостоятельных, расчетно-графических) работ  
8. Проведение консультаций со студентами по выполнению контрольных работ, курсовых проектов  
9. Подготовка и представление отчетной документации по итогам прохождения научно-педагогической практики  
  Общий объем часов  

 

Аспирант ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Научный руководитель ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель практики ________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 


[1] Руководителем практики может быть научный руководитель либо другой преподаватель профильной кафедры, назначенный заведующим кафедрой.

[2] Примерный перечень форм учебно-методической работы приведен в Разделе 5 «Аннотации программы научно-педагогической практики». Образец заполнения индивидуального плана приведен в Приложении 6.

[3] К отчету прикладываются материалы, свидетельствующие о прохождении научно-педагогической практики (все указанные или выборочно, в соответствии с планом и графиком): планы лекций, семинарских занятий, деловых игр и отзывы о них; отзывы о посещении занятий других аспирантов (при наличии данных мероприятий в индивидуальном плане практики аспиранта); презентационные материалы; разработанные задачи, кейсы; другие методические и иные учебные материалы; материалы анализа прослушанных занятий разного типа у ведущих преподавателей кафедры.

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Б.2.1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

основных профессиональных образовательных программ

высшего образования по направлениям подготовки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.011 с.)