Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Прокурорский надзор за исполнением надзоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оперативно-розыскная деятельность представляет собой разновидность правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными законом оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Следует подчеркнуть, что диапазон задач, разрешаемых в ходе ОРД, не ограничивается задачами, стоящими перед дознанием и предварительным следствием, а значительно шире. Мероприятия допустимо осуществлять в целях обеспечения безопасности лиц, охраняемых в соответствии с законом о защите определенной категории должностных лиц и участников уголовного судопроизводства, а также в целях сбора сведении, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности. Кроме того, само восприятие надзора за законностью осуществления ОРД в качестве структурного элемента прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования изначально умаляет его роль и степень значимости в системе мер борьбы с преступностью и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Данное обстоятельство также негативно влияет на работу прокуроров по обеспечению эффективности и надлежащего качества надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, поскольку служит препятствием признанию его в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Этому же в немалой степени способствует и организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за ОРД, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием. Рассматривая особенности надзора за исполнением законов субъектами ОРД, следует также отметить, что данный вид надзора регламентируется не только федеральным законодательством, но и ведомственными нормативными актами, к числу которых относятся следующие: - акты прокуратуры (специальные акты, посвященные надзору за исполнением законов в ОРД; акты, регламентирующие деятельность прокурора в отдельных отраслях или направлениях, в которых затрагиваются лишь некоторые аспекты надзора за исполнением законов в ОРД; акты, посвященные узким проблемам, к разрешению которых одновременно привлекаются прокуроры, осуществляющие надзор в различных отраслях); - акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят ОРД; - совместные акты прокуратуры и органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят ОРД. Ведущая роль здесь принадлежит Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (с изменениями на 28 января 2014 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В нем наряду с детальным изложением вопросов, подлежащих разрешению прокурорами в рамках данного направления деятельности, четко и однозначно определены обстоятельства, определяющие содержание предмета указанного вида надзора. В частности, в ходе организации и осуществления надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД уполномоченные прокуроры обязаны обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении ОРД. Кроме того, указанные должностные лица прокуратуры должны в пределах своей компетенции предпринимать меры по обеспечению законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, при принятии субъектами ОРД юридически значимых решений, при представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, а также по обеспечению соответствия законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД, соблюдения порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов. Уполномоченным прокурорам при реализации своих надзорных компетенций предписано также проверять законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, а также прекращения в случае решения задач ОРД или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения. Согласно требованиям Генерального прокурора РФ при проведении прокурорских проверок уполномоченные должностные лица должны обращать внимание на следующие обстоятельства: - законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятии, а также использования результатов ОРД; - обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия; - соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; - наличие необходимых полномочий у должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия; возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом об ОРД; наличие основании для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; своевременность уведомления судьи органами, осуществляющими ОРД, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, без предварительного получения судебного разрешения в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства; законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД. Разумеется, конечным результатом работы прокурора является принятие предусмотренных законом мер по восстановлению нарушенных при проведении оперативно-розыскных мероприятий прав и свобод человека и гражданина, возмещение причиненного вреда. Изложенные обстоятельства дают основания утверждать, что ключевыми моментами, определяющим содержание предмета рассматриваемого вида прокурорского надзора, являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД. В свете рассматриваемых проблем представляется целесообразным в структуре деятельности прокуратуры расценивать прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, в качестве самостоятельной отрасли надзора. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона. Типичными актами прокурорского реагирования на нарушения закона, применяемыми в данной отрасли надзора, являются постановление, представление, протест, обращение в суд, предостережение о недопустимости нарушения закона. Наиболее распространенным из них является постановление. Прокурор выносит постановление, которым отменяет выявленное незаконное постановление следователя, дознавателя или нижестоящего прокурора. Своим постановлением он отстраняет следователя или дознавателя от расследования уголовного дела, когда они допустили в своей деятельности нарушение требований уголовно-процессуального закона, передает дело от одного следователя другому и т. д. В том случае, когда прокурор выявляет в действиях следователя и дознавателя признаки преступления, он своим постановлением возбуждает уголовное дело. Представление прокурор вносит в том случае, когда в деятельности следователя или дознавателя имеют место нарушения закона, выявленные в процессе расследования, и когда необходимо принятие к виновным мер дисциплинарного взыскания. Представление должно быть рассмотрено должностным лицом или органом, в адрес которого оно было направлено, и в течение месяца должны быть приняты меры по устранению нарушений закона. В этот же срок о принятых мерах должно быть сообщено прокурору. Протест может быть принесен на незаконный акт, принятый, например, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В случае отказа в удовлетворении протеста прокурор вправе обратиться в суд о признании нормативно-правового акта не соответствующим закону. Надзор за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Осуществляя надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, прокурор должен обращать внимание на соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, законность и обоснованность решений об их проведении или прекращении. Прокурор должен видеть конкретную цель проведения ОРМ, не забывая проверять и обоснованность прекращения того или иного мероприятия. Кроме перечисленного прокурор должен следить за тем, чтобы органы, осуществляющие ОРД: - не проводили ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения; - не принимали негласного участия в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; - не разглашали сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона об ОРД прокурор должен следить за тем, чтобы обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи не проводились по следующим основаниям: - для допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; - для допуска к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; - для допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления; - для установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; - для выдачи разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Прокурор должен проверять законность и обоснованность изъятия в ходе проведения ОРМ предметов, материалов и сообщений, а также фактов прерывания услуг связи. Прерывать предоставление услуг связи допустимо в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Согласно ст. 7 Закона об ОРД, к основаниям проведения ОРМ относятся в том числе: - поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; - запросы других органов, осуществляющих ОРД; - запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами Российской Федерации. Следует отметить, что нарушения сроков исполнения таких запросов и поручений типичны практически для всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Указанные нарушения прокурор должен решительно пресекать. Для фиксации результатов ОРМ нередко используются информационные системы, видео- и аудиозапись, фотосъемка, а также другие технические и иные средства. Обязательным условием дозволенности применения указанных средств является их безвредность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Заслуживают внимания некоторые отдельные вопросы прокурорского надзора за законностью использования результатов ОРД в уголовных делах. Повторим, что полученные с нарушением закона результаты ОРД не удовлетворяют требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам в части допустимости, и поэтому, согласно п. 3 ч. 2 ст. 75 и ст. 89 УПК РФ, не могут использоваться в уголовном судопроизводстве. В связи с этим прокурор, осуществляя надзор, должен тщательно проверять, соблюдены ли установленные Законом об ОРД правила получения результатов оперативно-розыскной деятельности и не допущено ли фальсификации указанных результатов. К названной проблеме тесно примыкают поднадзорные прокуратуре вопросы законного представления результатов ОРД в уголовный процесс. Так, копия постановления о представлении результатов ОРД в обязательном порядке должна храниться в соответствующем деле оперативного учета, а в случае его отсутствия - в материалах специального номенклатурного дела. В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 21 декабря 2007 г. № 207, уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан в том числе: - знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включая ДОУ, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ; - получать объяснения от должностных лиц и сотрудников органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона; - предъявлять требования и давать поручения по ДОУ и иным оперативно-служебным материалам об устранении нарушений закона; - решать вопрос об опротестовании незаконных и необоснованных постановлений руководителей органов, осуществляющих ОРД; - ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов ОРД; - решать вопрос об опротестовании противоречащих закону правовых актов руководителей органов, осуществляющих ОРД; - решать вопрос о внесении представлений об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками и должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, с требованием их отстранения от дальнейшего участия в проведении ОРМ по конкретным делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам, а также прекращения проведения оперативно-розыскных мероприятий, ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов; - при выявлении в ходе проверки повода и основания для возбуждения уголовного дела, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, ставить вопрос о вынесении мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства. Уполномоченным прокурорам надлежит, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности. В случаях незаконного отказа от выполнения требований уполномоченных прокуроров в зависимости от обстоятельств следует рассматривать это как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в такой ситуации, при наличии оснований, должен принимать меры для привлечения виновных к предусмотренной законом ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.008 с.) |