Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование сферы прав граждан на медицинскую помощь
Основной контроль в сфере охраны здоровья включает в себя: 1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности; 2) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 3) государственный контроль при обращении медицинских изделий; 4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводимый согласно законодательству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья, регулируются ст. 86 медицинской деятельности ведется в следующих формах: государственный контроль, ведомственный контроль, внутренний контроль. Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации, а ведомственного и внутреннего контроля — согласно порядку, определенному в ст. 89 и 90. К числу других относятся следующие федеральные законы, регулирующие сферу охраны здоровья граждан и права граждан на медицинскую помощь. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором предусмотрено обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Государство уделяет внимание иммунопрофилактике инфекционных болезней [64]. Подтверждением этому служит принятый 17.09.1998 Федеральный закон № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Согласно ст. 4 этого закона государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. В целях создания правовых, экономических и организационных основ обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний законодателем принят Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных случаях. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [36]. Статья 6.2 этого Закона определяет набор конкретных социальных услуг указанным категориям граждан.
В соответствии с законодательством граждане пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [37] определяет, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях согласно законодательству РФ и законодательству субъектов РФ [61]. Нормативно-правовую базу охраны здоровья несовершеннолетних составляют: Конституция РФ [38]; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, проводят в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [59] регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с лицензированием отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным законом. Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [10] предусмотрено, что обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и призвано обеспечить всем гражданам равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи и лекарственном обеспечении, предоставляемых за счет средств ОМС.
Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических и психотропных веществах» [11] устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Наряду с указанными отдельные виды оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрены следующими федеральными законами и законами Российской Федерации: «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [12] от 02.07.1992 № 3185-1; «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [13] от 22.12.1992 № 4180-1; «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.1993 № 5142-1; «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 № 38-ФЗ; «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18.06.2001 № 77-ФЗ; «О безопасности дорожного движения» [14] от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Реализации прав граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи служит Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», регулирующий сферу лекарственного обеспечения. Данный закон создает правовую основу деятельности субъектов производства и обращения лекарственных средств, контроля их качества и безопасности, распределяет полномочия органов исполнительной власти в этой области. Следующий уровень законодательства в области охраны здоровья граждан образуют законы, принимаемые субъектами Российской Федерации. Статьей 76 Конституции РФ [1] предусмотрено право субъектов осуществлять законодательную деятельность по предметам совместного ведения и вне предметов ведения. Специфика предмета рассматриваемого направления прокурорского надзора характеризуется содержанием совокупности законов, наблюдение за исполнением которых в данном случае осуществляет прокуратура. Поэтому обеспечивающий соответствующее направление прокурор должен хорошо знать законодательную базу, регулирующую сферу здравоохранения. С этой целью в органах прокуратуры необходимо принимать определенные меры, направленные на оптимизацию систематизации законодательства, что значительно совершенствует организации надзорной деятельности.
3.2 Некоторые вопросы организации работы прокуратуры В своей практической деятельности по организации надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь и при реализации ПНП «Здоровье» прокуроры субъектов Российской Федерации и подчиненные им прокуроры руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Конкретные цели и основные задачи прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан на медицинскую помощь прежде всего определяются требованиями, изложенными в приказах Генерального прокурора Российской Федерации: 139 от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод чело века и гражданина», в п. 7.1 которого всем прокурорам предложено акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь; от 19.01.2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» [27], в п. 1 которого прокурорам предложено «считать надзор за исполнением законодательства в данной области одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры». Исходя из содержания указанных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации основными целями прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правоотношений являются:
1) соблюдение норм Конституции Российской Федерации о правах граждан на охрану их здоровья и медицинскую помощь; 2) исполнение законодательства, регулирующего права граждан на медицинскую помощь; 3) обеспечение единства и укрепления законности в сфере исполнения федерального и регионального законодательства о правах граждан на медицинскую помощь; 4) обеспечение защиты прав граждан в целях недопустимости неправомерного ограничения их прав на охрану здоровья и получение медицинских услуг. Реализация обозначенных основных целей осуществляется в практической деятельности органов прокуратуры посредством решения конкретных задач, стоящих перед ними в тот или иной период. Круг этих задач весьма обширен, и к их числу можно отнести следующие: обеспечение надлежащей постановки работы по своевременному поступлению полноценной информации о правонарушениях в сфере здравоохранения, включая нарушения прав граждан на медицинскую помощь; регулярный (не реже одного раза в квартал либо за полугодие) анализ и обобщение состояния законности в сфере здравоохранения; целенаправленное планирование работы прокуратуры; своевременное осуществление глубоких надзорных проверок по выявлению и устранению нарушений прав граждан на медицинскую помощь; регулярное ознакомление с правовыми актами, издаваемыми поднадзорными прокурору органами, и своевременное опротестование незаконных правовых актов; безусловное обеспечение принятия мер по привлечению к правовой ответственности лиц, виновных в нарушении прав граждан на медицинскую помощь; периодическое информирование органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций о состоянии законности в сфере здравоохранения; обеспечение профилактической направленности надзорных мероприятий органов прокуратуры.
Что же касается предмета надзора, то в связи с этим необходимо отметить, что его содержание в полной мере основывается на общем родовом понятии прокурорского надзора за соблюдением Конституции, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, определенных в ст. 21 и 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [8]. В обобщенно конкретизированном виде предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь представляется в виде конкретной функциональной деятельности прокурора, направленной на своевременное и полное выявление, устранение, пресечение и предупреждение нарушений установленных законами прав граждан на медицинскую помощь.
3.3 Информационно-аналитическое обеспечение и планирование работы Условие правильной организации работы по надзору за исполнением законов — это надлежащее информационное обеспечение, позволяющее прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности в сфере здравоохранения [41]. Соответствующее информационное обеспечение деятельности прокуратуры по исполнению законодательства о правах граждан на медицинскую помощь — важнейшее и обязательное условие ее высокой эффективности. Прокурорская практика показывает, что основными источниками информации о нарушениях прав граждан на медицинскую помощь являются: жалобы, заявления, обращения граждан в прокуратуру, материалы проведенных прокурорами плановых и внеплановых проверок; статистические отчеты, относящиеся к сфере здравоохранения, поступающие в определенные сроки в органы Росстата; материалы проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях и других ЛПУ; материалы уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; информация лечебных учреждений в органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достоверные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий; сообщения в СМИ, печать, радио, телевидение; информация из других открытых источников о нарушениях прав граждан на медицинское обслуживание, в том числе с официальных сайтов медицинских органов в сети Интернет. Непосредственно в органах государственной власти субъектов Федерации и в органах местного самоуправления можно выявить правонарушения из следующих источников: нормативно-правовые акты органов государственной власти по вопросам здравоохранения; программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам; региональные стандарты медицинской помощи; законы о бюджетах субъектов Российской Федерации на здраво- охранение в части оказания специализированной медицинской помощи, включая обеспечение медицинских организаций лекарственными изделиями медицинского назначения; территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные про- граммы обязательного медицинского страхования.
Федеральные органы государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, к которым относятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и их соответствующие территориальные органы в субъектах РФ, располагают следующей информацией о нарушениях законодательства в сфере реализации прав граждан на медицинскую помощь: о наложенных штрафах на виновных должностных лиц, виновных в несоблюдении стандартов качества медицинской помощи; об обращениях в суд с исками и заявлениями в связи с причинением вреда здоровью гражданам-пациентам некачественным лечением либо незаконным взиманием (вымогательством) денежных средств у граждан в связи с оказанием медицинской помощи и о взыскании с виновных лиц сумм штрафов при уклонении от их уплаты в установленный срок; о направленных в следственные органы материалах для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. В территориальных управлениях Росздравнадзора информацию о законности их деятельности можно получить: из актов инспекционных проверок лечебно-профилактических, стационарных лечебных заведений различного профиля, станций скорой помощи по различным направлениям деятельности; из отчетов о составленных протоколах об административных правонарушениях; из отчетов о результатах мониторинга качества сертифицированных лекарственных средств, впервые выявленных. Методика осуществления надзора за соблюдением прав потребителей, затрагивающих права граждан на охрану здоровья, рассмотрена в другой статье доброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах; из информации о выявленных незарегистрированных изделиях медицинского назначения; из актов о результатах инспекционных проверок Росздравнадзора по направлениям его деятельности. Территориальный фонд ОМС располагает источниками информации, которые содержатся в следующих документах: в типовой программе плановой проверки использования финансовых средств, полученных территориальными фондами ОМС; в отчетах об использовании средств федерального бюджета на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи ФФОМС. Средства массовой информации могут быть источником важных сообщений о совершенных правонарушениях в сфере здравоохранения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [35] реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретение в указанной области. Применительно к организации информационного обеспечения следует отметить, что, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [8], требования прокурора о предоставлении сведений, материалов и документов подлежат безусловному исполнению в установленный срок и на безвозмездной основе. Действия прокурора по истребованию материалов, документов, статистической и иной информации облекаются в форму письменного документа, озаглавленного «требование», или постановления о проведении проверки или ревизии. Всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях в сфере здравоохранения надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) анализировать и обобщать. В целом полученная информация подлежит систематизации и правовой оценке с учетом следующих критериев: а) характера правонарушений; б) распространенности правонарушений на отдельных объектах; в) общественной опасности совершенных правонарушений. Регулярно и качественно проводимый анализ информации о совершенных в сфере здравоохранения правонарушениях, поступающей в органы прокуратуры, позволяет правильно определить объект конкретной проверки и составить целевой план ее проведения. В организационном плане прокурору важно обеспечить точный учет поднадзорных объектов в сфере здравоохранения. С этой целью необходимо постоянно накапливать банк данных поднадзорных объектов, истребовать сведения о них от администрации местного самоуправления, регистрирующих органов, налоговых органов, банковских и иных структур. Такой учет ведется в специальном журнале — «Объекты прокурорского (общего) надзора», либо в компьютере — сводный банк объектов надзора заносится в специальный раздел для постоянного использования и регулярного пополнения. Объекты прокурорского надзора — это те поднадзорные объекты, которые реализуют требования законодательства о правах граждан на медицинскую помощь. Конкретно в субъектах Российской Федерации органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами исполнительной и законодательной власти, органами местного самоуправления, территориальными органами контроля в сфере здравоохранения, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, а также органами управления и руководителями государственных, муниципальных и частных лечебно-профилактических учреждений. Планирование работы прокурора В организационном плане большая по объему и весьма разнообразная работа по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения требует ее умелого и содержательного планирования. В прокуратурах районов (городов) к разработке плана работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о здравоохранении целесообразно привлекать не только помощников прокурора по «общему надзору», но и работников, осуществляющих надзор по другим направлениям, с тем, чтобы учесть их оперативную информацию о совершенных правонарушениях. С проектом плана работы следует заблаговременно ознакомить всех работников прокуратуры, обсудить его на оперативном совещании, что позволит уточнить и дополнить проект плана, сделать его более реальным и содержательным. В практическом аспекте понятие, задачи и принципы планирования работы в органах прокуратуры рассмотрены в методических пособиях НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов эта работа проводится в соответствии с действующим регламентом и строится на основе полугодового планирования. Изучение материалов прокурорского надзора показало, что в целом работа по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, включая проверки о соблюдении прав граждан на медицинскую помощь, проводится прокурорами на плановой основе. Организация этой работы прокуратуры определяется содержанием п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195, в котором указано: проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. Вместе с тем при проведении плановых и внеплановых проверок необходимо не допускать случаев истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами в ходе проверки с выходом на место. Стремиться не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.015 с.) |