Раздел 1. Прокурорский надзор в уголовной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Прокурорский надзор в уголовной сфере



В.Н. Шелестюков

Научная редакция:

Болоянгова В.А.

Ложка Д.Н.

Хлупина Ю.С.

 

Прокурорский надзор

 

Учебное пособие

 

 

Кемерово 2016

УДК 343.97

ББК 67.52

Ш42

Рецензенты:

А.Н. Королев, начальник экспертно-криминалистического центра

ГУ МВД России по Кемеровской области;

Н.А. Юркевич, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Кемеровского государственного университета

Ш42 Шелестюков В.Н. / научная редакция: Болоянгова В.А., Хлупина Ю.С., Ложка Д.Н. Прокурорский надзор в уголовной сфере; прокурорский надзор вне уголовной сферы; [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Шелестюков В.Н.; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 210 с.

ISBN 978-5-86338-097-1

Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов юридических высших учебных заведений и факультетов; может быть использовано прокурорскими работниками – слушателями институтов повышения квалификации.

УДК 343.97

ББК 67.52

© Кемеровский институт (филиал) РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2016

ISBN 978-5-86338-097-1

 
 

Учебное издание

 

 


Шелестюков Виталий Николаевич

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Учебное пособие

Подписано в печать... Формат 60х84 1/16

Гарнитура «Таймс». Усл. Печ. Л.. Тираж 50 экз. Заказ №.

Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
  Раздел 1.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В УГОЛОВНОЙ СФЕРЕ    
  Глава1. Акты прокурорского надзора  
  Глава 2. Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного действия    
  Глава 3. Прокурорский надзор за исполнением надзоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность    
  Глава 4. Прокурорский надзор в судопроизводстве    
  Глава 5. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел    
  Глава 6. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами    
  Глава 7. Значение и задачи прокурорского надзора в местах лишения свободы    
  Раздел 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ВНЕ УГОЛОВНОЙ СФЕРЫ    
  Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних    
  Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов в отношении жилищно-хозяйственного комплекса    
  Глава 3. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения    
  Глава 4. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения.    
  Словарь  
  Заключение  
  Список используемой литературы  
  Приложение  

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» представляет собой целостную систему знаний о правовой основе прокурорской деятельности, о содержании прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры. Изучение данной дисциплины направлено на формирование понимания смысла прокурорской деятельности как специфического вида деятельности, осуществляемой органами прокуратуры от имени Российской Федерации, которая направлена на укрепление законности в стране, охрану прав и законных интересов личности, общества и государства.

Прокурорская деятельность носит широкий, всеобъемлющий характер. Она затрагивает в той или иной степени все виды правоотношений, которые возникают как в общественной жизни, так и в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, различных органов и учреждений независимо от форм собственности. Многообразный характер деятельности органов прокуратуры накладывает определенный отпечаток и на содержание учебной дисциплины «Прокурорский надзор». При ее изучении следует учитывать, во-первых, что содержание данной дисциплины выходит за рамки ее названия и студентам предстоит изучение наряду с надзорной иных направлений деятельности прокуратуры, а во-вторых, что предметом ее изучения являются не только нормы, регулирующие организацию деятельности прокуратуры, но также нормы и институты различных отраслей права (гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального и др.).

Прокуратура рассматривается как особый государственный, независимый правоохранительный орган. Она представляет сложную иерархическую структуру, строящуюся с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российского государства на основе принципов единства и централизации.

Обстоятельно рассматриваются полномочия прокурора, которыми он обладает при осуществлении надзора, анализируются средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Планирование работы прокурора

В организационном плане большая по объему и весьма разнообразная работа по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения требует ее умелого и содержательного планирования. В прокуратурах районов (городов) к разработке плана работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о здравоохранении целесообразно привлекать не только помощников прокурора по «общему надзору», но и работников, осуществляющих надзор по другим направлениям, с тем, чтобы учесть их оперативную информацию о совершенных правонарушениях. С проектом плана работы следует заблаговременно ознакомить всех работников прокуратуры, обсудить его на оперативном совещании, что позволит уточнить и дополнить проект плана, сделать его более реальным и содержательным.

В практическом аспекте понятие, задачи и принципы планирования работы в органах прокуратуры рассмотрены в методических пособиях НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов эта работа проводится в соответствии с действующим регламентом и строится на основе полугодового планирования. Изучение материалов прокурорского надзора показало, что в целом работа по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, включая проверки о соблюдении прав граждан на медицинскую помощь, проводится прокурорами на плановой основе. Организация этой работы прокуратуры определяется содержанием п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195, в котором указано: проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. Вместе с тем при проведении плановых и внеплановых проверок необходимо не допускать случаев истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами в ходе проверки с выходом на место. Стремиться не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

 

Вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов о безопасности дорожного движения

Конституция Российской Федерации провозгласила высшей ценностью человека его права и свободы, возложив на государство обязанность по созданию механизма защиты жизни и здоровья людей, включая обеспечение безопасности дорожного движения.

Данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов.

Так, по данным экспертов Всемирного банка, ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий в России достигает 2,5% внутреннего валового продукта, или около 26 млрд. долларов.

Проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализ состояния законности свидетельствует о повсеместном неисполнении требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Результаты прокурорских проверок показывают, что игнорирование органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами и хозяйствующими субъектами норм федерального законодательства носит системный характер.

Всего в 2014 году прокурорами выявлено более 35 тыс. нарушений законов в области безопасности дорожного движения, в том числе при исполнении административного законодательства и законодательства об исполнительном производстве. По результатам проверок прокурорами опротестовано свыше 16 тыс. незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения. С целью устранения выявленных нарушений законов внесено более 1,5 тыс. представлений. По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечены свыше 2,5 тыс. должностных лиц.

 

 

Допускаемые нарушения законодательства в данной области попирают определенные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» принципы о приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритете ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдении интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Причиной выявляемых прокурорами нарушений закона являются системные недостатки и упущения при осуществлении уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, оказании государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Практика прокурорского надзора показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления повсеместно не исполняют законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В истекшем году органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 77,6 тыс. нарушений указанного законодательства.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют об отсутствии контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, не проведении мероприятий по их содержанию и ремонту, непринятии мер по финансированию данных работ.

Подавляющее большинство дорог регионального и местного значения не соответствует требованиям технических регламентов и государственных стандартов в области безопасности дорожного движения, а связанная с ними деятельность осуществляется с нарушением закона.

Несмотря на изменения транспортной инфраструктуры, увеличение грузопотоков автомобильного транспорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не рассматривают вопросы финансирования реконструкции автомобильных дорог, направленной на улучшение их параметров и технических характеристик [51].

В связи с этим прокуроры активно используют предоставленные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды с заявлениями о возложении на органы государственной власти или органы местного самоуправления обязанностей по принятию в собственность автомобильных дорог и производству их ремонта.

Практика прокурорского надзора доказала востребованность этой работы и ее положительную оценку со стороны населения страны.

Системный подход прокуроров к осуществлению надзорной деятельности позволил выявить нарушения при осуществлении Росавтодором и подведомственными ему учреждениями дорожной деятельности, ставящие под угрозу интересы государства как собственника автомобильных дорог федерального значения и занятых ими земельных участков.

В результате ненадлежащего осуществления Росавтодором и Росимуществом функций по учету автомобильных дорог федерального значения как государственной собственности в реестре федерального имущества не учтено свыше 1,8 млрд. кв. м земельных участков, занятых автомобильными дорогами федерального значения. При этом разница между данными Росавтодора и Росимущества о протяженности данных дорог составляет 361 тыс. км. При этом фактическая протяженность федеральных трасс составляет 50,5 тыс. км.

Подобное положение дел способствует посягательствам третьих лиц на объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и актам незаконного вмешательства на этих объектах, что не только нарушает право собственности Российской Федерации на указанные объекты, но и ставит под угрозу обеспечение транспортной безопасности.

Отсутствие в уполномоченных органах государственной власти Российской Федерации достоверных сведений об автомобильных дорогах, их протяженности и техническом эксплуатационном состоянии делает невозможным эффективное определение основных направлений государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, не позволяет должным образом разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Бездействие должностных лиц Федерального дорожного агентства и подведомственных ему государственных учреждений зачастую обусловливает аварийное состояние автомобильных дорог федерального значения.

Только после вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России и Минэкономразвития России организованы мероприятия по сверке данных об автомобильных дорогах федерального значения.

По данным Минэкономразвития России, причиной расхождений в данных Росреестра и Росимущества является непредставление подведомственными Росавтодору организациями в Росимущество сведений об автомобильных дорогах, находящихся у них на соответствующем вещном праве, для учета в реестре федерального имущества.

В рамках реализации предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России разрабатывается комплекс мероприятий по кадастровому учету и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на все автомобильные дороги федерального значения и занятые ими земельные участки.

Допущенные на стадии строительства и реконструкции федеральных трасс нарушения земельного законодательства привели к тому, что, по данным Минтранса России, потребность в средствах на проведение технической инвентаризации автомобильных дорог федерального значения составляет 1,6 млрд. рублей.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях устранения выявленных нарушений законов и исправления сложившей ситуации только в 2011 г. руководителю Росавтодора внесено 6 представлений, направлено 4 информации, Министру транспорта Российской Федерации направлено 5 информаций, в том числе о мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог федерального значения [62].

В поле зрения прокуроров находятся и вопросы соблюдения органами Госавтоинспекции требований законодательства об административных правонарушениях.

Органами прокуратуры Российской Федерации в 2014 г. выявлено 34 тыс. нарушений законов об исполнительном производстве и административных правонарушениях в сфере дорожного движения.

Проведенный анализ состояния законности в сфере безопасности дорожного движения и практика прокурорского надзора свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками Госавтоинспекции МВД России субъектов Российской Федерации полномочий в указанной сфере, массовых нарушениях требований законодательства об административных правонарушениях.

Прокурорские проверки показали, что типичными нарушениями, допускаемыми должностными лицами Госавтоинспекции, по-прежнему являются нарушения основополагающих требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: отсутствие в протоколах по делам об административных правонарушениях сведений о времени и месте совершения правонарушений, объяснений физических лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях; нарушителям не разъясняются сроки и порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях, права привлекаемых лиц; ненадлежащее уведомление правонарушителей о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Зачастую при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях сотрудниками ГИБДД не отражаются показания специальных технических средств фиксации, не указываются время, место и обстоятельства совершения правонарушения. Должностными лицами органов Госавтоинспекции не принимается достаточных мер, направленных на установление обстоятельств совершения административных правонарушений, имеют место факты неправильной квалификации действий правонарушителя, нарушения сроков рассмотрения административных дел, пределов наложения административных взысканий на правонарушителей, а также вынесение решений неуполномоченным должностным лицом.

Ненадлежащее исполнение работниками ГИБДД своих должностных обязанностей, волокита при производстве по делам об административных правонарушениях влекут их прекращение и как следствие - необоснованное освобождение правонарушителей от административной ответственности.

Показателем отсутствия профилактической направленности в работе территориальных подразделений Госавтоинспекции МВД России является тот факт, что в течение 2014 г. из 54 млн. правонарушителей каждый четвертый совершил два и более правонарушения.

Более того, в результате проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки исполнения постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения выявлено искусственное завышение показателей деятельности органов управления Госавтоинспекции.

Установлено, что, по данным МВД России, в 2013 г. органами ГИБДД по субъектам Российской Федерации судебным приставам-исполнителям для взыскания сумм административного штрафа было направлено свыше 33,2 млн. постановлений, из которых исполнено более 14,6 млн.

Однако согласно сведениям ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов за указанный период на исполнении в территориальных органах Службы находилось 21,1 млн. постановлений о взыскании административных штрафов за правонарушения в сфере дорожного движения. За названный период окончено и прекращено 13,2 млн. исполнительных производств, из них фактическим исполнением - 10,9 млн.

Таким образом, разница между данными МВД России о количестве постановлений, направленных органами Госавтоинспекции для принудительного исполнения, и данными ФССП России о количестве постановлений, находившихся на исполнении в Службе, составляет 12,1 млн.

Кроме того, проверки показали, что территориальными управлениями Госавтоинспекции не контролируются постановления по делам об административных правонарушениях, направляемые для принудительного исполнения в управления ФССП России других субъектов Российской Федерации, а принятые по ним решения не отслеживаются. В результате органы ГИБДД МВД России не владеют ситуацией по исполнению принятых решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении иногородних правонарушителей.

Данное обстоятельство свидетельствует о ведомственной и внутриведомственной территориальной разобщенности, отсутствии должного взаимодействия органов ГИБДД МВД России по субъектам Российской Федерации с территориальными управлениями ФССП России, которое необходимо для осуществления Госавтоинспекцией контрольно-надзорных полномочий в области дорожного движения и соблюдения законодательства об административных правонарушениях.

Более того, часть поступающих в ФССП России постановлений должностных лиц органов ГИБДД МВД России возвращается Службой без исполнения как не соответствующие требованиям законодательства об административных правонарушениях[51].

С целью устранения и недопущения впредь данных нарушений закона МВД России и ФССП России по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации организована ежегодная сверка ведомственной статистической отчетности, виновные должностные лица привлечены к различным видами дисциплинарной ответственности. Прокурорам субъектов Российской Федерации поручено обращать особое внимание на полноту и достоверность статистических данных органов Госавтоинспекции в указанной сфере.

Практика прокурорского надзора показала, что к нарушению прав граждан нередко сводятся и совместные мероприятия, проводимые органами ГИБДД и судебными приставами-исполнителями.

Например, на территории ряда регионов руководителями таких территориальных органов заключены соглашения о взаимодействии в целях повышения собираемости штрафов за совершенные административные правонарушения в области дорожного движения.

Таким образом, вопреки требованиям закона сотрудники Госавтоинспекции останавливали транспортные средства не в связи с установленными или зафиксированными с использованием технических средств нарушениями Правил дорожного движения, а для реализации полномочий судебных приставов. Подобные действия незаконны и потребовали своевременного вмешательства органов прокуратуры.

Остро стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров.

Одной из главных причин ДТП с участием пассажирских автобусов является нарушение требований Закона о безопасности дорожного движения, регламентирующих систему медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств. В нарушение ст. 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации повсеместно не проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры водителей автобусов.

Прокурорские проверки показали, что повсеместно на линию выпускаются автобусы под управлением водителей, не прошедших предварительные и периодические медицинские осмотры, либо такие осмотры проводятся с нарушением установленных правил.

По-прежнему основной причиной аварий с участием данной категории транспортных средств является неисполнение работодателями (организациями, осуществляющими перевозку пассажиров) норм трудового законодательства.

Практика надзорной деятельности свидетельствует о том, что работодатели систематически нарушают установленную продолжительность времени труда и отдыха водителей, порядок составления графиков сменности, необходимых в случае длительности производственного процесса, превышающего допустимую продолжительность ежедневной работы, ознакомления с ними водителей, не соблюдают требования, связанные с обеспечением прохождения водителями транспортных средств медицинского освидетельствования.

Вопреки требованиям Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2 допускается использование междугородных автобусов, изготовленных после 1 января 1998 г., не оборудованных контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами), отсутствуют графики работы на линии.

С целью изменения сложившейся неблагоприятной ситуации Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации дважды направлялась информация о мерах по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. В настоящее время Министерством подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Законопроектом предлагается дополнить действующий Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» отдельной статьей, в которой будет установлен перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Минздравсоцразвития России осуществляется работа по подготовке предусмотренных законопроектом подзаконных нормативных актов, в том числе устанавливающих требования к состоянию здоровья лиц, претендующих на получение права управления транспортными средствами категории «Д» (автобусы).

Более того, проектом Федерального закона предлагается возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функции по установлению порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний к управлению транспортными средствами, порядка выдачи, приостановления действия, аннулирования указанного медицинского заключения, а также порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, перечня медицинских противопоказаний к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами.

Одним из важных нововведений, предлагаемых Министерством, является установление административной ответственности должностных лиц и медицинских организаций за нарушение порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, а также за неправомерную выдачу этими организациями медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Результатом комплексной надзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сочетании с пропагандой законопослушного поведения участников дорожного движения станет укрепление законности и правопорядка в области безопасности дорожного движения, полноценная защита конституционных прав и свобод граждан, общества и государства, снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.

 

Словарь терминов

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, возглавляющее систему органов и учреждений прокуратуры в Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

Государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры, а также по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель либо следователь.

Государственный контроль – проведение специально уполномоченными органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или частными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Объекты прокурорского надзора – государственные органы и должностные лица, деятельность которых попадает под потенциальную возможность со стороны прокуратуры осуществить проверки соблюдения и исполнения ими Конституции, федерального законодательства, а также соответствия закону издаваемых ими нормативно-правовых актов. К объектам прокурорского надзора относятся федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Отрасль прокурорского надзора – обособленное специфическим предметом и объектами прокурорского надзора самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры по осуществлению контроля за соблюдением и исполнением Конституции, федеральных законов, а также за законностью издаваемых соответствующими государственными органами и должностными лицами нормативно-правовых актов.

Постановление прокурор – акт (документ) прокурорского реагирования на обнаруженные в ходе проведения прокурорской проверки обстоятельств, указывающих на наличие в действиях (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения.

В этих случаях прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Пределы прокурорского надзора – установленные федеральным законодательством, а также руководящими указаниями Генерального прокурора РФ рамки, ограничивающие реализацию прокурором своих надзорных полномочий.

Предмет прокурорского надзора – деятельность поднадзорных прокуратуре объектов, в части касающейся соблюдения ими Конституции и надлежащего исполнения федеральных законов, соответствия издаваемых ими нормативных актов федеральному законодательству, соблюдение в своей деятельности прав и свобод человека и гражданина; принятие поднадзорными органами управления и их должностными лицами мер к предупреждению нарушений законов, в целях установления режима законности и правопорядка.

В предмет прокурорского надзора не входит надзор за исполнением законов высшими представительными и исполнительными федеральными органами государственной власти, деятельность Президента РФ и органов судебной власти.

Предостережение о недопустимости нарушения закона – акт (документ) прокурорского реагирования, выносящийся прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Представление прокурора – акт (документ) прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, содержащий требования об их устранении, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или должностными лицами.

Прокурор – настоящий термин имеет следующие значения:

– прокурор – должностное лицо, которое возглавляет соответствующую прокуратуру (территориальную, областную, районную или специализированную – военную, природоохранную, и т. д.).

– прокурор – совокупность должностных лиц, указанных в ст. 54 Закона о прокуратуре: Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Прокурорские работники – совокупность всех сотрудников органов прокуратуры: прокуроры, следователи прокуратуры и другие работников органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокурорский надзор – урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемой специально созданными для этого органами прокуратуры и направленной на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.

Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.

Судебный контроль – особая форма осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства.

Тактика и методика прокурорского надзора – выработанные юридической наукой понятия, которые обозначают совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законов.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Формы прокурорского надзора – правовые средства реализации предоставленных прокурору полномочий.

Функции прокуратуры – основные направления деятельности органов прокуратуры. Функции органов прокуратуры включают в себя кроме отраслей прокурорского надзора, также и другие направления, такие как уголовное преследование, международное сотрудничество, правотворческую деятельность и т. д.

Заключение

Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура - единая централизованная система органов государства.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом «О прокуратуре» и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными договорами (соглашениями).

На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.053 с.)