Глава 4. Прокурорский надзор в судопроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Прокурорский надзор в судопроизводстве



В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» одной из важных задач, которые осуществляет прокуратура, является участие прокурора в судопроизводстве. В наше время это является очень важным, а правомерность и законность решений и приговоров, которые выносит суд, зависит от того, насколько качественно и эффективно будет проведена работа органов прокуратуры.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами – это направление деятельности, главная особенностью которой состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами.

Ст. 35 Закона устанавливает участие прокурора в рассмотрении дел судами:

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими ФЗ.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

5. Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ.

6. Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. [8]

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон и при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона рассматривающим дело судом, иное противоречило бы принципу независимости судебной власти. Прокуроры участвуют в судебном разбирательстве в целях защиты конституционных и иных охраняемых законом прав и свобод человека и граждан, интересов общества и государства.

Вступая в судебный процесс как равноправная сторона, прокурор наделяется определёнными обязанностями, выражающимися в обеспечении законности судебной процедуры, а именно к ним относится принятие предусмотренных законом мер по устранению каких – либо нарушений закона, от кого бы данные нарушения ни исходили.

Участие прокурора в суде является важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, а вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений и укрепления незыблемости российского права.

В п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Данные положения современного Закона позволяют относить деятельность прокуроров при участии в рассмотрении дел судами к одной из самостоятельных функций прокуратуры РФ. Между тем в предшествующих современному Закону положениях советского законодательства эта деятельность прокурора характеризовалась как надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами, т.е. как часть функции прокурорского надзора, по сути, отрасль прокурорского надзора. Понятие «надзор» не только определяло выполняемую прокурором функцию, но и, учитывая объемный смысл, вкладываемый в это понятие в теории прокурорского надзора, а также собственно в законодательстве, определяло роль, задачи, основное содержание деятельности прокурора при участии в рассмотрении дел судами без дополнительных разъяснений и обоснований.

Для более полной характеристики функции участия прокурора в рассмотрении дел судами необходимо выделить составляющие эту функцию более частные направления деятельности. Прежде всего, в зависимости от вида судопроизводства, где прокурор уполномочен участвовать, можно выделить такие направления деятельности, как участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, участие прокурора в гражданском судопроизводстве, участие прокурора в арбитражном судопроизводстве, участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях. Эти направления деятельности именуют подфункциями в рамках функции участия прокурора в рассмотрении дел судами.

В соответствии с требованиями Закона прокурор, участвуя в рассмотрении дел судами, осуществляет две основные функции.

Первая — он принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.

Вторая функция прокурора состоит в оспаривании незаконных решений, приговоров, определений и постановлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона, предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном процессуальным законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности или необоснованности.

Осуществление указанных функций прокурором преследует решение нескольких задач. Наиболее важные из них:

- защита прав и свобод человека и гражданина;

- защита охраняемых законом интересов общества и государства;

- защита прав предприятий, организаций и иных юридических лиц;

- обеспечение верховенства закона;

- обеспечение единства и укрепления законности.

Решение поставленных задач в процессе участия прокурора в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий.

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84, отдельно выделяются задачи военных и специализированных прокуроров. А именно (в сфере судопроизводства):

Прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлять участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов РФ) осуществлять:

- обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;

- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

Военным прокурорам осуществлять:

- осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.5 п.6 настоящего приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;

- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;

- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров;

- в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства [12].

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел составляют Конституция РФ, Закон «О прокуратуре РФ» (разд. IV), ГПК РФ, приказ Генпрокуратуры РФ от 26.04.2012 № 181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе" (далее – Приказ № 181).

Положения гражданского процессуального права, определяющие случаи и порядок участия прокурора в делах, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, претерпели существенные изменения в последние полтора десятка лет.

Вступление в силу ГПК РФ 2002 г. резко сократило полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве, в результате чего неоднократно вставал вопрос, а является ли прокурор представителем государства или его полномочия – простая формальность.

Внесение поправок в ГПК РФ в 2009 г. всё-таки дало основание говорить, что прокурор является представителем государства и его роль возрастает.

Так законодателем были расширены полномочия прокурора предъявить заявление в защиту интересов физических лиц - он получил право обращаться в суд с исками о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования, даже в тех случаях, если у гражданина отсутствуют уважительные причины, по которым он не может самостоятельно обратиться в суд за защитой.

К сожалению, вопрос о полномочиях прокурора предъявлять иск в защиту интересов других лиц и после таких значительных изменений продолжает вызывать трудности в судебной практике.

Полномочия прокурора представляют собой совокупность общих полномочий, присущих всем лицам, участвующим в деле, а также специальных полномочий, присущих только прокурору как особому участнику гражданского судопроизводства.

Общие полномочия предусмотрены ст. 35 ГПК РФ. К ним относятся права: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, давать объяснения суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; обжаловать судебные решения, пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными гражданско-процессуальным законодательством.

Специальные полномочия прокурора зависят от формы его участия в деле (по собственной инициативе путем подачи искового заявления или путем вступления в начатый процесс по инициативе других лиц), а также от стадии процесса, в которой он участвует.

Согласно п.2 Приказа № 181 основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

- участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а так же неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам ГПК РФ и другими федеральными законами;

- апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ;

- рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам.

Участие прокурора в гражданском процессе направлено на обеспечение законности, защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов как отдельных граждан, так и неопределенного круга лиц, а также интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с учетом требований гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве, в отличие от его участия в уголовном судопроизводстве, за некоторыми исключениями не является обязательным.

ГПК РФ (ст. 45) предусмотрены две формы его участия в гражданском процессе:

1) инициирование возбуждения производства самим прокурором путем подачи иска или заявления в суд;

2) вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц.

По собственной инициативе прокурор обращается с исковым заявлением в суд в тех случаях, когда это связано с необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов отдельных граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Вторая форма участия прокурора в гражданском процессе предусматривает право прокурора вступать в процесс, который начат по инициативе других лиц, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ (ч. 3 ст. 45).

Приказом № 181 предусмотрено обязательное участие прокурора в иных делах, по которым такое участие предусмотрено ГПК РФ и некоторыми другими федеральными законами, а именно:

- о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 СК РФ);

- об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ);

- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК);

- об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);

- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ) и т.д.

Существует и третья форма участия прокурора в гражданском процессе. В ст. 45 ГПК РФ, определяющей участие в деле прокурора, об этой форме не упоминается, но о ней сказано в Законе о прокуратуре и в ряде других статей ГПК РФ.

Заключается она в принесении по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским процессуальным законодательством, апелляционных, кассационных и надзорных представлений, а также подача заявлений о пересмотре по вновь открывшимся и новым обстоятельствам решений и определений судов.

Полномочия прокурора по подаче представлений на судебные постановления предусмотрены статьей 36 Закона.

Действующий ГПК РФ значительно сузил полномочия прокурора в этой сфере. Теперь прокурор вправе обжаловать судебные решения только по тем делам, в которых он принимал участие (ст. ст. 320 и 336 ГПК РФ).

При отсутствии оснований для принесения апелляционного представления о пересмотре судебных актов, которыми прокурору отказано в удовлетворении требований, он составляет мотивированное заключение.

Согласно ст. 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, в том числе и прокурором.

Правом на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре судебного решения наделены не все прокуроры, а только:

- прокуроры прокуратур областного уровня, которые вправе обращаться с представлением о пересмотре вступивших в законную силу постановлений в президиумы соответствующих судов областного уровня;

- Генеральный прокурор и его заместители, которые вправе обратиться в любой суд кассационной инстанции.

Итак, подводя итог участию прокурора в гражданском судопроизводстве, следует отметить, что полномочия прокурора разделяются на общие и специальные. При этом объём и степень полномочий и процессуальных прав обусловлен формами его участия в деле (по собственной инициативе путем подачи искового заявления или путем вступления в начатый процесс по инициативе других лиц).

Участие прокурора в гражданском процессе возможно на любой стадии: от возбуждения дела в суде, до исполнения решения. В то же время формы участия прокурора в суде различны в зависимости и от того на какой стадии дела он принимает участие.

Участие прокурора в арбитражном процессе.

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.

Деятельность органов прокуратуры в порядке арбитражного судопроизводства способствует укреплению законности в экономической сфере деятельности, обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также оказывает немаловажное влияние на законное, обоснованное и справедливое разрешение арбитражных дел.

Полномочия прокурора в арбитражном процессе регламентированы ст. 52 АПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только с определенными требованиями:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и т.д.;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и т.д.;

- с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

По делам, указанным в ч.1 выше названной статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор обращается в арбитражный суд при условии, что:

а) устранить иным способом нарушение закона не представляется возможным;

б) юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинивши ущерб государственным и общественным интересам, отказываются от полного и добровольного его возмещения;

в) пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным интересам требуют принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска;

г) есть основания полагать, что реагирование прокурора в иной форме не приведет к своевременному надлежащему устранению нарушений законов;

д) обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.

В случае несогласия с принятым по делу решением арбитражного суда закон предусматривает возможность обжаловать его в апелляционном, кассационном порядке, а также в порядке надзора.

Прокурор вправе обратиться с письменной жалобой в арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций могут быть обжалованы в порядке кассационного производства.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в ч. 1 ст.52 АПК РФ.

Подводя итог, отметим, что с принятием КАС РФ который не предусматривает возможность рассмотрения арбитражными судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, а так же с возможным принятием в ближайшем будущем единого ГПК РФ, можно прогнозировать, что компетенция арбитражных судов значительно сократится; следовательно, прокурор вправе будет обратиться в арбитражный суд только с исками о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки и об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Существующие в арбитражном процессе ограничения полномочий прокурора нивелируют статус прокуратуры, осуществляющей свою деятельность от имени Российской Федерации, тем самым делают невозможным полноценную защиту национальных интересов государства, что приводит к подрыву авторитета власти и снижению стабильности.

Участие прокурора в административном судопроизводстве.

Полномочия прокурора в административном деле регламентированы в ст. 39 КАС.

Как и в гражданском процессе, прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена исключительно личными особенностями гражданина, когда он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС). Исключений из указанного ограничения, предусмотренных в ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в КАС нет.

Согласно ч. 7 ст. 39 КАС еще одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс в целях дачи заключения по административному делу. Однако, если в ст. 45 ГПК приведен конкретный перечень дел, в рассмотрении которых участвует прокурор, ст. 39 КАС содержит бланкетную норму, отсылающую к иным статьям Кодекса.

Исходя из положений Особенной части Кодекса к ним относятся дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 243 КАС);

- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 277 КАС);

- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС);

- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС);

- об административном надзоре (ст. 272 КАС).

В ч. 7 ст. 39 КАС разрешен давний спор относительно возможности прокурора давать заключения по делам, возбужденным на основании поданного им заявления. Прокурор по таким делам заключение не дает.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), в том числе обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Отсутствие у прокурора права на заключение соглашения о примирении обусловлено тем, что указанное исключительное право принадлежит только сторонам по делу, т. е. субъектам спорного материального правоотношения. Поскольку прокурор не является субъектом материального правоотношения, то он указанным правом не обладает.

Поскольку на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС возложено бремя доказывания, он при подготовке административных исковых заявлений обязан обеспечить их качество, представить в суд надлежащую доказательственную базу.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по следующим административным делам:

- об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 213 КАС);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан (ч. 3 ст. 243 КАС);

- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС);

- об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 272 КАС);

- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС);

- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ст. 277, 280 КАС, ч. 3 ст. 34 Закона РФ от 2 июлю 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ст. 151 КАС). Вместе с тем по факту неявки в судебное заседание прокурора суд может вынести частное определение в порядке, предусмотренном ст. 200 КАС.

Организуя работу по обеспечению участия прокуроров в административном судопроизводстве, необходимо учитывать, что суд не наделен полномочиями привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. Соответственно, определение суда о привлечении к участию в деле прокурора по делам иной, не обязательной для участия прокурора категории дел, не является для прокурора обязательным.

Процессуальное положение прокурора в административном процессе предполагает наличие широкого круга полномочий, реализация которых должна быть направлена на обеспечение прав участников процесса и вынесение судом законного и обоснованного решения.

Прокурор вправе заявлять ходатайства в том числе о привлечении к участию в деле административного соответчика; о замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим; о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц; о производстве осмотра и об исследовании письменных или вещественных доказательств по месту их хранения или месту нахождения; о привлечении к участию в осмотре и об исследовании доказательств экспертов, специалистов, свидетелей; о даче судебного поручения суду другого района о производстве определенных процессуальных действий; о вызове свидетелей; о назначении экспертизы, в том числе повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной; об отложении разбирательства дела; о повторном допросе свидетелей; о привлечении специалиста.

Прокурор вправе приводить свои доводы по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, в том числе:

- об объединении нескольким административных дел в одно производство;

- о возможности рассмотрения административного дела без свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;

- о последовательности исследования доказательств;

- об отказе административного истца от иска, о признании иска административным ответчиком, о мировом соглашении сторон;

- о признании лиц, заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора третьими лицами в рассматриваемом деле;

- о распоряжении вещественными доказательствами;

- об отложении разбирательства дела;

- о последовательности исследования доказательств.

Прокурор вправе подавать заявления о применении мер предварительной защиты; об отводе судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.

Прокурор вправе обжаловать следующие определения суда:

- о замене или об отказе в замене правопреемника;

- об отказе в принятии административного заявления;

- о возвращении административного заявления;

- об оставлении административного заявления без движения;

- об оставлении административного заявления без рассмотрения;

- о приостановлении производства по административному делу;

- о применении мер предварительной защиты;

- о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока;

- по вопросу распоряжения вещественными доказательствами;

- по вопросу возврата носителей аудио- и видеозаписей;

- об отказе в принятии дополнительного решения;

- об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения.

В заключении прокурор должен проанализировать исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, сослаться на закон, регулирующий эти правоотношения, и высказать свое мнение о том, как должно быть разрешено дело.

При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности прокурор вправе в своем заключении поставить вопрос о вынесении частного определения и направлении его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам (ст. 200 КАС).

Прокурор, участвующий в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и в случае, если его позиция по делу неправильно или неполно изложена в протоколе, в установленный ст. 207 КАС трехдневный срок принести замечания в протокол.

В случае, если суд, не согласившись с заключением прокурора в процессе, примет иное решение по административному делу, то при наличии к тому законных оснований прокурор, участвующий в деле, приносит апелляционное представление (ст. 295 КАС).

Решение суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционной порядке прокурором, участвующим в деле, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены КАС.

Апелляционное представление подается через суд, принявший решение, и должно соответствовать требованиям ст. 299 КАС. Представление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы и посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.

В случае принесения апелляционного представления, не соответствующего требованиям, предусмотренным ст. 299 КАС, судья выносит определение, которым оставляет представление без движения и назначает прокурору разумный срок для исправления недостатков (ч. 1 ст. 300 КАС).В случае, если прокурор в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении суда, апелляционное представление считается поданным в день первоначального поступления (ч. 2 ст. 300 КАС). На определение судьи об оставлении апелляционного представления без движения может быть принесено представление прокурора (ч. 3 ст. 300 КАС).

Перечень оснований, по которым апелляционное представление возвращается прокурору, приведен в ст. 310 КАС.

Возврат апелляционного представления осуществляется на основании определения суда первой инстанции, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Прокурор, принесший апелляционное представление, исходя из принципа диспозитивности, вправе, до вынесения судом апелляционного определения, отозвать свое представление. В этом случае суд апелляционной инстанции выносит определение о прекращении апелляционного производства. При этом прекращение производства по апелляционному представлению не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб и представлений.

Согласно ст. 37 Закона о прокуратуре отзыв представления относится к исключительному праву прокурора, принесшего представление. При таком положении обращение участвовавшего в деле прокурора с отзывом апелляционного представления должно быть им направлено в суд апелляционной инстанции.

Системный анализ ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 306 и ч. 7 ст. 39 КАС позволяет прийти к выводу, что, даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, в которых участие прокурора обязательно, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу в судебном заседании апелляционной инстанции.

Согласно ст. 313 КАС определение суда первой инстанции может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда прокурором в случае, если:

- это предусмотрено КАС;

- определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.

Представление прокурора может быть подано в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены ст. 314 КАС.

Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

В соответствии со ст. 318 КАС вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного военного суда.

Таким образом, КАС не предоставил прокурору района право непосредственного обращения в суд кассационной инстанции, однако при наличии достаточных оснований он вправе инициировать перед прокурором, наделенным правом на соответствующее обращение в суд кассационной инстанции, вопрос о внесении такого представления. К своему обращению прокурору района необходимо в обязательном порядке приложить наблюдательное производство прокуратуры района, а также копии всех судебных постановлений, состоявшихся по административному делу и заверенных соответствующим судом.

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

В соответствии с ч. 3 ст. 319 КАС кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.094 с.)