Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование процесса оказания

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики

 

Кафедра «Технология и организация автосервиса»

 

Ф.П. Шпак

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ

УСЛУГ

 

Учебное пособие для студентов специальности

230700 «Сервис» специализации 230712 «Автосервис »

Санкт-Петербург

 

Шпак Ф.П. Проектирование процесса оказания услуг. Учебное пособие для студентов специальности 230700 «Сервис» специализации 230712 «Автосервис». СПб. – СПбГУСЭ. 2005. с.143

 

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 230700 «Сервис» по дисциплине ДС 01.05 «Проектирование процесса оказания услуг» для студентов, обучающихся по специализации 230712 «Автосервис».

В пособии приводится сравнительный анализ проектирования товаров и услуг в отрасли автомобильного транспорта с учетом их общих черт (проектирование предприятий) и существенных различий технологических процессов.

Согласно стандарту в пособии представлены виды, типы и функции предприятий и организаций сферы сервиса транспортных средств, состояние и пути развития их производственно-технологической базы, включая порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения с учетом требований технической, пожарной и экологической безопасности работ.

Основное внимание в пособии уделяется вопросам непосредственно проектированию процессов оказания самих услуг, началом которых являются их маркетинговые исследования и информационные воздействия на потребителя услуг транспортной сферы.

Важнейшими составляющими проектирования процессов оказания услуг являются обеспечение согласования спроса и предложения, высокого качества, производительности и эффективности их реализации на предприятиях сферы сервиса транспортных средств, порядок согласования документации и сертификации услуг.

 

Рецензент:

 

Санкт-Петербургский Государственный

университет сервиса и экономики

 

Введение

 

Целью изучения дисциплины является формирование знаний, умений и навыков студентов в вопросах проектирования процессов оказания услуг в сфере сервиса транспортных средств с учетом соблюдения технологических, нормативно-правовых и экологических требований, а также рекомендаций Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) ОК 002 – 93 [1], обеспечивающих квалифицированную реализацию профессиональных обязанностей исполнителей услуг.

Основными задачами дисциплины являются:

- освещение принципов и методов проектирования процессов оказания услуг,

- изучение основ проектирования и реконструкции предприятий сферы сервиса транспортных средств (СТС),

- изучение вопросов анализа и оценки эффективности процессов оказания услуг,

- изучение методов теории массового обслуживания и имитационного моделирования в приложении их к проектированию процессов оказания услуг,

- освоение студентами методов выбора современного оборудования для реализации процессов оказания услуг,

- формирование у студентов практических навыков поиска оптимальных технических решений при проектировании процессов оказания услуг на предприятиях сферы СТС.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать:

- виды, типы и функции предприятий сферы СТС,

- нормативную документацию, регламентирующую деятельность предприятий сервиса, порядок согласования проектной документации,

- принципы и методы проектирования процессов оказания услуг в Российской Федерации и за рубежом.

- нормативно-правовые и технологические требования к предприятиям и исполнителям услуг в сфере СТС.

Студенты должны уметь:

- анализировать желания и интересы потребителей услуг в сфере СТС,

- согласовывать спрос и предложение услуг,

- проектировать участки основного и вспомогательного производства услуг в сфере СТС,

- оформлять по результатам диагностирования автотранспортных средств рабочую документацию, обеспечивающую процессы оказания услуг,

- прогнозировать развитие предприятий и перспективность отдельных услуг,

- разрабатывать направления развития производственно-технологической базы предприятий сферы СТС,

- производить расчет производственной программы и объема услуг предприятий,

- рассчитывать численность персонала предприятия,

- производить анализ качества работы и занятости исполнителей,

- определять потребность в технологическом оборудовании,

- разрабатывать проекты рабочих мест персонала предприятий сферы СТС,

- создавать условия безопасного выполнения работ на предприятиях сферы СТС,

- обеспечивать выполнение экологических требований при проектировании и реализации услуг автосервиса,

- принимать решения по управлению процессом оказания услуг в соответствии с разработанным проектом.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Человек и его потребности (сервисология)», «Системный анализ в сфере сервиса», «Менеджмент и маркетинг в сфере сервиса», «Прогнозирование и планирование в сервисе», «Основы функционирования систем сервиса», «Технологические процессы в сервисе», «Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса» и «Технические средства предприятий сервиса». Знания, полученные при изучении этой дисциплины, необходимы для изучения дисциплин: «Система, технология и организация сервиса транспортных средств», «Системы автоматизированного проектирования в сервисе», «Организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств», «Организация автотранспортных предприятий и перевозочных услуг» и «Автоматизированное управление предприятиями автосервиса».

Проектирование процесса оказания услуг включает в себя проектированием предприятий, на которых оказываются услуги. В данном учебном пособии излагаются основные положения проектирования предприятий сферы СТС приводятся требования строительных норм и правил, пожарной, технической и экологической безопасности проектов. Более подробно и с применением информационных технологий эти вопросы изучаются в дисциплинах «Технические средства предприятий сервиса» и «Системы автоматизированного проектирования в сервисе». Здесь больше внимания уделяется проектированию самих процессов оказания услуг, начиная с процессов, обеспечивающих реализацию маркетингового комплекса с целью привлечения потребителей услуг, а также всего комплекса требований нормативно-технической, правовой и т.д. документации, обеспечивающих высокое качество их предоставления.

 

 

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АТП – автотранспортные предприятия,

АТС - автотранспортные средства,

ЕО – ежедневное обслуживание,

ЕСКД – единая система конструкторской документации,

ЕСТД – единая система технологической документации,

ИСО – Международная организация стандартов,

КДО – контрольно-диагностическое оборудование,

КДР – контрольно-диагностические работы,

КР – капитальный ремонт,

НТД – нормативно-техническая документация,

ОНТП – Общесоюзные нормы технологического проектирования,

ОСУ – орган по сертификации услуг,

ПАС – предприятия автосервиса,

ППР – планово-предупредительные работы,

ПТБ – производственно-технологическая база,

СИ – средства измерений,

СН и П – строительные нормы и правила,

СО – сезонное обслуживание,

СТС – сервис транспортных средств,

СЭВ – совет экономической взаимопомощи,

ТО – техническое обслуживание,

ТР – текущий ремонт,

ТУ – технические условия.

 

 

Рампы и лифты

По очертанию в плане рампы подразделяются на прямолинейные и криволинейные, а по числу по­лбе — на однопутные и двухпутные.

Количество рамп определяется из расчета скоро­сти движения автомобилей, равной 15 км/ч,.интерва­ла между ними, равного 20 м, и эвакуации всех ав­томобилей из здания в течение 1 ч.

Независимо от расчета должно быть обеспечено следующее минимальное количество рамп:

а) при общем количестве 100 и менее автомоби­лей, размещаемых во всех этажах, кроме первого, — одна однопутная рампа, предназначаемая как для подъема, так и для спуска;

б) при общем количестве 101—200 автомобилей, размещаемых во всех этажах, кроме первого, — одна двухпутная рампа, одна полоса движения которой предназначается для подъема, а другая для спуска;

в) при общем количестве более 200 автомобилей, размещаемых во всех этажах, кроме первого,—две однопутные рампы, из которых одна предназначает­ся для подъема, а другая —для спуска.

 

Ширина проезжей части рамп определяется в за­висимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл. 2.5.

 

Таблица 2.5 Зависимость ширины от типа рампы

Виды рамп Ширина проезжей части рампы
Прямолинейные однопутные Наибольшая ширина автомоби­ля не менее 2,5 м плюс 0,8 м
Прямолинейные двух­путные Удвоенная наибольшая ширина плюс 1,8 м, но не менее 5 м
Криволинейные однопутные Ширина полосы, образуемой в плане проекцией движущегося по рампе наибольшего автомобиля плюс 1 м, но не менее 3,5 м.
Криволинейные двухпутные Удвоенная ширина полосы, об­разуемой в плане проекцией дви­жущегося по рампе наибольшего автомобиля плюс 2,2 jk, но не ме­нее 7 м  

 

Примечание. Ширина проезжей части прямолинейной рампы, на которой предусматривается криволинейное движе­ние автомобилей, должна быть равна ширине проезжей части криволинейной рампы.

Наружный радиус проезжей части криволиней­ной рампы должен превышать не менее чем на 1 м наименьший наружный радиус поворота автомоби­ля. По обеим сторонам проезжей части рамп долж­ны быть устроены краевые отбойные барьеры, а при двухпутных рампах, кроме того, должен быть устро­ен средний отбойный барьер, разделяющий рампу на две полосы движения.

Продольный уклон рамп в помещениях не дол­жен превышать: для прямолинейных рамп 0,16, для криволинейных—0,13, а для рамп, не защищенных кровлей, должен быть не более 0,1.

Лифты размещают как в стационарных, так и в передвижных шахтах. Последние могут перемещать автомобили не только с одного этажа на другой, но также и по этажу.

Размеры клети лифта зависят от размеров авто­мобилей наибольших габаритов, транспортируемых лифтом, а именно, ширина клети должна быть на 0,6 м больше ширины автомобиля, длина на 0,8 м больше длины автомобиля и высота клети не менее чем на 0,2 м больше высоты автомобиля.

Устройство рамп не требуется, если каждый лифт в стационарной шахте обслуживает не более 100 ав­томобилей или если каждый лифт в передвижной шахте обслуживает не более 200 автомобилей.

При проектировании помещений для хранения автомобилей и постов технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) основными факторами, определяющими размеры сооружений, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов.

В табл.2.6 приведены основные габаритные характеристики легковых автомобилей и микроавтобусов (1 категории), наиболее часто встречающиеся в практике проектирования. К автомобилям 1 категории относятся автомобили, имеющие длину до 6 м и ширину - до 2,1 м.

 

 

Таблица 2.6 Габаритные размеры АТС различных классов

Класс   Модели-   Габаритные размеры, мм   Миним  
автомобиля   представители   Длина Ширина Высота   внеш.  
Особо малый класс   "Ока", "Таврия"          
Легковые   "Жигули",          
малый класс   "Москвич",                
    ."Ford-Escort".                  
    "Volkswagen" и др.                  
Легковые   "Волга", "Audi",          
средний класс   "BMW",                
Микроавтобусы   "РАФ", "УАЗ",          
особо малого класса   "ГАЗ"              

Автомобиль при движении в пределах здания совершает повороты и другие маневры в том числе при установке его на место хранения или для ТО и ТР. При этом должны соблюдаться так называемые защитные зоны (рекомендуемое приближение), исключающие взаимные повреждения въезжающего автомобиля и автомобилей, стоящих в одном или в противоположном с ним ряду (по другую сторону проезда).

На рис 2.2 представлены схемы размещения АТС на стоянках

Рис. 2.2 Примеры расстановки автомобилей: а - расположение под углом 90°, б - расположение под углом 60°, в - расположение под углом 45°, г - расположение под углом 90° (боксы в закрытом помещении) д - расположение под углом 45° с двумя проездами.

При сравнении представленных на рис.2.2 вариантов расположения автомобилей следует вывод, что наиболее экономичной по площади на один автомобиль (S кв.м) является стоянка манежного типа с перпендикулярным расположением автомобилей к оси проезда (S=22,4 кв.м).

Рис.2.3 Классификация рамп

Могут применяться и другие размеры секций и шага колонн, но при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее рекомендуемых таблиц 2.2 и 2.3.

На рис. 2.3 представлена классификация рамп и рамповых устройств, а на рис.2.4 изображены наиболее применяемые типы

Рампы могут быть изолированными и неизолированными от помещений хранения автомобилей.

 

Рис. 2.4 Наиболее часто применяемые рампы:

а - пристроенные прямолинейные однопутные рампы

б - встроенные прямолинейные двухпутные рампы (два одноходовых винта)

в - то же, однопутные рампы (два одноходовых винта)

г - то же, перекрещивающиеся рампы

д - прямолинейные однопутные рампы (один двухходовой винт)

е - однопутные полурампы (два одноходовых винта)

ж - то же, комбинированные

з - пристроенные криволинейные однопутные рампы (два одноходовых винта)

и - однопутная эллиптическая рампа (один двухходовой винт)

Встроенные неизолироваиные рампы (рис. 2.4, б-д), предусматривающие транзитное движение автомобилей через этажи автостоянки, могут быть применены в стоянках не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400 кв.м.

Полурампы (рис.2.4, е, ж) применяются, как правило, в автостоянках открытого типа.

Наибольшее распространение получили изолированные наружные рампы, пристроенные или встроенные (рис.2.4, а, з, и).

Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1° равен 1,7%.

Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:

закрытые отапливаемые прямолинейные рампы - 18%;

закрытые отапливаемые криволинейные рампы -13%;

закрытые неотапливаемые и открытые, не защищенные от атмосферных осадков рампы, -10% (при подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон может быть увеличен, но не более чем до 18% и 13% соответственно),

поперечный уклон криволинейных и прямолинейных рамп - 6%.

Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0.1 м.

Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл.4.

По обеим сторонам проезжей части рампы рекомендуется предусматривать краевые отбойные барьеры высотой 0,1 м и шириной 0,2 м, а при двухпутных рампах - еще средний отбойный барьер шириной 0,3 м, разделяющий рампу на две полосы движения.

Рампы, по которым предусматривается пешеходное движение, должны иметь тротуар шириной не менее 0,8 м. На рампах с криволинейным движением тротуар рекомендуется в большинстве случаев располагать по внутреннему краю рампы.

Пропускная способность рампы для одной полосы движения определяется скоростью движения по рампе и интервалом между движущимися автомобилями.

Расчетная скорость движения по рампе не должна превышать 15 км/час при интервале между движущимися автомобилями не менее 20 м. При наличии такого интервала и высоте этажа до 3 м в пределах междуэтажной длины рампы будет находиться лишь один автомобиль, что отвечает требованиям безопасности движения.

Пропускная способность рампы с одной полосой движения автомобилей в час - D теоретически определяется по формуле:

D = 3600/t,

где t - интервал времени (сек) между движущимися автомобилями

t = 3600/v

где: i - расстояние между движущимися автомобилями в м.

v - скорость движения в км/час.

При скорости движения 10 км/час и расстоянии 20 м

t = 3600х20/10000 = 7,2 с, D = 3600/7,2 = 500 автомобилей в час.

Во избежание возможной закупорки рампы (независимо от расчета ее пропускной способности) в многоэтажной автостоянке целесообразно принимать следующее минимальное количество рамп при числе автомобилей на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно - не менее одной однопутной рампы;

св. 100 до 200 включительно - не менее одной двухпутной рампы:

св. 200 до 1000 включительно - не менее двух однопутных рамп;

св. 1000 - не менее трех однопутных рамп или двух двухпутных рамп.

При применении одной однопутной рампы, используемой как для подъема, так и для спуска автомобилей (разновременно), должна быть предусмотрена соответствующая сигнализация.

В случае применения лифтов для вертикального перемещения автомобилей (п. 2.23 МГСН 5.01-94) следует исходить из того, что один стационарный лифт рекомендуется рассчитывать не более чем на 100 автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого. Кабина автомобильного лифта по своим внутренним размерам должна превышать габариты автомобиля по ширине на 1 м, по длине – на 0,8 м, по высоте – на 0,2 м (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств по заданию на проектирование) - на 0,2 м.

Кабина автомобильного лифта по своим внутренним размерам должна превышать габариты автомобиля по ширине на 1 м, по длине – на 0,8 м, по высоте – на 0,2 м (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств по заданию на проектирование) - на 0,2 м.

Движение автомобилей на въездных рампах независимо от типа последних рекомендуется проектировать в направлении против часовой стрелки: движение же на выездных рампах в зависимости от их типа может иметь направление как по часовой стрелке, так и против, однако предпочтительнее последнее.

Разновидностью многоэтажных автостоянок являются так называемые скатные стоянки, в которых рамповые устройства отсутствуют.

Особенность скатных стоянок заключается в том, что они имеют на всех этажах наклонные полы, по которым происходит как междуэтажное, так и внутриэтажное движение автомобилей, и одновременно размещаются места хранения автомобилей, располагаемые поперек наклонного пола (с уклоном не более 6%).Скатная стоянка может иметь: один одноходовой винт при двустороннем движении в проездах (рис.2.5-а), два смежно расположенных одноходовых винта с односторонним движением (рис.2.5-6), или один двухходовой винт.

 

Рис.2.5 Схемы скатной стоянки с Рис.2.6 Схема скатной стоянки с одним двухходовым винтом  
а - одним одноходовым винтом б - двумя одноходовыми винтами

Почти все типы скатных автостоянок характеризуются непрерывностью движения автомобилей через все нижележащие этажи.

Для сокращения пути движения в скатных автостоянках применяют различные приемы, в том числе устройство зданий цилиндрического объема; устройство переходных боковых проездов с нормальными рамповыми уклонами: включение в объем скатной автостоянки дополнительного рампового устройства, которое взаимодействует с наклонными полами

 

Планировочные параметры постов мойки, ТО и ТР

Количество постов мойки рекомендуется определять из условия, что мойкой в течение суток пользуется около 10% автомобилей от общей вместимости автостоянки для постоянного хранения и около 5% автомобилей от общей вместимости стоянки для кратковременного хранения. Необходимо учитывать:

пропускную способность моечных постов (при ручной шланговой мойке - 5-6 авт. в час, при механизированной - 10-12 авт. в час);

время возврата автомобилей на автостоянку - примерно через 4 часа.

В автостоянках для индивидуальных владельцев (с закрепленными автомобиле-местами) рекомендуется предусматривать на 100 и более (до 200 включительно) автомобиле-мест 1 пост ТО (ТР) и по 1 посту на каждые последующие полные и неполные 200 автомобиле-мест.

Планировку постов мойки, ТО и ТР автомобилей в составе автостоянки следует выполнять с учетом параметров, приведенных в табл.2.2 и 2.3 настоящего пособия.

Высоту помещений постов ручной шланговой мойки автомобилей, а также постов ТО и ТР напольных и оборудованных смотровыми канавами следует принимать не менее 2,5 м в чистоте. При оборудовании моечных постов механизированными щеточными установками, высоту помещений следует принимать не менее 3,6 м в чистоте.

Размеры осмотровых канав рекомендуется проектировать с учетом следующих требований:

длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины обслуживаемого автомобиля (но не менее 5м);

ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи автомобиля с учетом устройства наружных реборд (0,9 м для легковых автомобилей, также для автобусов особо малого класса);

рекомендуемая глубина осмотровой канавы -1,5 м.

На въездной части осмотровой канавы целесообразно предусматривать рассекатель высотой 0,15м.

Для входа в осмотровую канаву рекомендуется предусматривать лестницы шириной не менее 0.7м.

Входы в осмотровые канавы не следует располагать под автомобилями и на путях движения и маневрирования автомобилей, рекомендуется также устройство ограждения указанных входов перилами высотой 0,9 м.

На тупиковых осмотровых канавах целесообразно предусматривать устройства упоров для колес автомобилей.

В осмотровых канавах желательно устройство ниш для размещения светильников и розеток для включения переносных ламп напряжением 12В.

Ворота

Количество наружных ворот в помещениях для хранения ил-и постов обслуживания автомобилей, расположенных в первом или цокольном этаже, при­нимается согласно табл. 2.8. При количестве автомо­билей более 50 к количеству ворот, указанному в последней строке таблицы, добавляют одни ворота на каждые 50 автомобилей.

 

Таблица 2.8 Количество наружных ворот в помещениях для хранения и ТО

 

Количество АТС Количество наружных ворот

в помещении, не менее

До 10 1

От 11 до 25 2

От 26 до 50 3

Примечания. 1. При возможности выезда автомоби­лей наружу через смежные помещения количество наружных ворот может быть уменьшено на одни ворота, кроме помеще­ний для хранения до автомобилей.

2. При размещении помещений для хранения или постов обслуживания автомобилей на втором и выше этажах к ко­личеству ворот, указанному в таблице, добавляют одни воро­та на каждую однопутную рампу или на каждую полосу движения двухпутной рампы.

 

2.1.7 Противопожарные требования

При проектировании предприятий необходимо учитывать противопожарные требования согласно главам СНиП 11-A.5-62 и II-M.2-62. Здания и соо­ружения в зависимости от предела огнестойкости отдельных их частей разделяются по пожарной опасности на пять степеней. В зданиях I и II степе­ней огнестойкости все части несгораемые. В здани­ях III степени огнестойкости междуэтажные чердач­ные перекрытия и перегородки могут быть трудно­сгораемыми, совмещенные покрытия—сгораемыми, все прочие части здания — несгораемыми. В зданиях IV и V степеней огнестойкости, кроме брандмауэров» все части здания могут быть трудносгораемыми исгораемыми. Требуемая степень огнестойкости зда­ния обусловливается пожарной опасностью (катего­рией) производственных процессов проектируемого предприятия.

Все виды производств по степени их пожарной опасности разбиваются на пять категорий (А, Б, В, Г и Д) и применительно к автотранспортным пред­приятиям приведены в табл. 2.9.

Степень огнестойкости одноэтажных зданий с по­мещениями, предназначенными для хранения или технического обслуживания автомобилей, должна быть не менее указанной в табл. 2.10.

Противопожарные разрывы между двумя здани­ями, сооружениями и закрытыми складами опреде­ляются степенью их огнестойкости по наиболее опас­ной категории производства, размещенного в одном из зданий, 'и назначаются согласно табл. 2.11.

Противопожарные разрывы от зданий и соору­жений предприятия до подземных резервуаров для хранения жидкого топлива или до пункта заправки автомобилей топливом должны приниматься соглас­но табл. 2.12.

На открытых площадках автомобили должны храниться группами при количестве автомобилей в одной группе не более 200. Противопожарный раз­рыв между группами должен быть не менее 20 м.

Противопожарные разрывы от площадок для открытого хранения автомобилей до производствен­ных зданий и сооружений промышленных предприя­тий принимают: не менее-15 м до зданий и соору­жений I и II стпеней огнестойкости; не менее 20 м до зданий и сооружений III, IV и V степеней огнестойкости.

 

Таблица 2.9 Классификация помещений по категории пожарной опасности

Категория Наименование помещений
А Малярное отделение, склад лакокрасочных материалов, помещение для заряда акумуляторных батарей
Б Склад топливо-смазочных материалов (со вспышкой от 28 до 120 оС)
В Помещение для хранения автомобилей Кузовное, обойное и шиномонтажное отделения Склад топливо-смазочных материалов (вспышка выше 20оС), шин, материалов и запасных частей, если они хранятся в упаковке, деревянной таре и т.д
Г Кузнечно-рессорное,.сва­рочное и жестя­ницкое отделения
Д Помещение для постов ТО, слесарно-механическое и электромеханическое отделения Компрессорная и склад запасных частей

 

Таблица 2. 10 Огнестойкости одноэтажных зданий для хранения или ТО

Количество автомобилей в помещении для храпения   Количество постов для обслуживания автомобилей   Степень огне­стойкости здa-ния или его части  
Более 100 От 51 до 100 От 21 до 50 20 и менее   Более 30 От 11 до 30 10 и менее   II III IV V  

Таблица 2.11 Противопожарные разрывы

Степень огне­стойкости одного здания или соору­жения   Разрывы при степени -огнестойкости другого здания или сооружения, х  
I и II   III   IV и V  
I н II III IV И V   10 12 16   L8   1R 20  

Противопожарные разрывы от автомобилей, хра­нимых на площадках, до стен зданий для обслужи­вания автомобилей должны быть не менее 10 м, а до противопожарных стен этих зданий или до ограды участка — не менее 2 м.

На случай возникновения пожара" в зданиях должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей через эвакуационные выходы. Чис­ло эвакуационных выходов из производственных и вспомогательных помещений должно быть не менее двух. Устройство одной двери, ведущей к эвакуаци­онным выходам, допускается из помещения, располо­женного на любом этаже, с площадью пола до 100 м2 при размещении в нем производств категорий А, Б или Вис площадью пола до 200 м2 при разме­щении производств категорий Г или Д, а также из вспомогательных помещений производственных зда­ний. в которых возможно одновременное пребыва­ние не более 50 человек.

 

Отопление и вентиляция

Здания автотранспортных предприятий должны быть оборудованы центральным отоплением от теп­лосети или собственной котельной. В качестве теп­лоносителя для отопления и вентиляции применя­ется перегретая вода с температурой до 150° С, а для производственного пароснабжения — пар дав­лением 0,4—0,5 МПа. Температура нагревательных приборов в административно-конторских помещени­ях допускается не выше 95° С. Расчетные темпера­туры воздуха помещений для хранения и обслужи­вания автомобилей, а также некоторых складских помещений следует принимать по данным табл. 2.13.

Таблица 2.13 Расчетные температуры воздуха помещений

Наименование помещений Расчетная температура воздуха.оС

Водоснабжение и канализация

 

Автотранспортные предприятия должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и производст­венным водопроводами. Расход воды на хозяйствен­но-питьевые нужды принимают из расчета 45 л на одного человека в смену, работающего в тепловых участках, и 25 л на одного человека, работающего в остальных помещениях, при коэффициенте часовой неравномерности водопотребления 2,5—3. Расход воды на душ принимают из расчета 500 л/ч на одну душевую сетку, а на умывальники — 180—200 л/ч на кран. Расход на производственные нужды опре­деляют суммированием расходов воды отдельными потребителями с учетом одновременности их рабо­ты. Количество воды на мойку одного автомобиля приведено в табл. 2.14.

Таблица 2.14 Расчетный расход воды на мойку одного автомобиля

Легковой 500-700 1000-1500

Грузовой 700-1000 1500-2000

 

В целях сокращения расхода воды на мойку ав­томобилей следует рекомендовать оборотное водо­снабжение. Расход воды для котельной определяют по паспортным данным и продолжительности ра­боты котлов. Водоснабжение для пожаротушения должно осуществляться от наружных пожарных гид­рантов или из водоемов.

В предприятиях сферы сервиса транспортных средств обычно пре­дусматриваются две самостоятельные системы кана­лизации: производственная и хозяйственно-фекаль­ная. Производственные сточные воды, содержащие песок, грязь, топливо и смазочные материалы, перед спуском в канализационную сеть должны подвер­гаться очистке в грязеотстойниках и топливомаслоуловителях, размещаемых, как правило, вне здания. Предприятия, находящиеся в городской черте, должны оснащаться системами оборотного водоснабжения.

 

Электроснабжение

Электроснабжение предприятий осуществляется от сети 6—10 кВ с преобразованием в трансформа­торных подстанциях на напряжение 380/220 В. Тран­сформаторные подстанции и распределительные уст­ройства могут быть как отдельно стоящими, так и встроенными внутри здания. Рекомендуется также применение комплектных трансформаторных под­станций (КТП) мощностью 180—320—560 кВт с раз­мещением их в центре электрических нагрузок. Ос­новными потребителями силовой электроэнергии являются электродвигатели технологического обо­рудования, вентиляционных установок, компрессо­ров, насосов, подъемно-транспортных устройств, сварочные трансформаторы и др.

Необходимый уровень освещенности в соответст­вии с требованиями санитарных норм может быть обеспечен Системой общего или комбинированного освещения. В первом случае светильники распола­гают под потолком или на стенах, обеспечивая тем самым необходимую освещенность всей площади по­мещения, во втором, кроме светильников общего ос­вещения, дополнительно предусматривается местное освещение с помощью светильников, располагаемых непосредственно на рабочих местах. Освещенность помещений искусственным светом принимается по данным табл. 2.15.

Освещенность лампами накаливания проездов на территории предприятия должна быть не менее 0,5 лк, а проездов у рабочих ворот и площадок для открытого хранения автомобилей — не менее 5 лк.

 

Таблица 2.15 Нормируемая минимальная освещенность помещений искусственным светом

Наименования помещений Освещенность, лк, не менее
общее освещение лампами накаливания
люминесценными общее комбинированное
Помещения постов ТО (кроме постов мойки и уборки АТС)      
Помещения постов мойки и уборки АТС     -
Помещения для хранения АТС, рампы, проезды внутри здания -   -

Примечание. Освещенность нижних частей автомо­билей, стоящих над рабочими канавами, должна быть не менее 50 лк при освещении лампами накаливания и не менее 150 лк при освещении люминесцентными лампами.

 

Общие положения

Расчетные технологические данные предназнача­ются для целей технологического проектирования автотранспортных предприятий как комплексных, так и с централизованным обслуживанием, и могут быть распространены на проектирование новых и реконструкцию действующих предприятий.

В основу настоящих данных заложены следую­щие материалы.

Положение о техническом обслуживании и ре­монте подвижного состава автомобильного транспорта.

Нормы проектирования предприятий по обслуживанию АТС (СН и П-Д. 9-62).

Система нормативных документов в строительстве. Основные положения (СН и П 10-01 –94)

Планировка и застройка городских и сельских поселений (СН и П 2.07.01 – 89)

Руководство.по организации производства тех­нического обслуживания и текущего ремонта авто­мобилей в автотранспортных предприятиях.

Нормами предусматривается расчет:

плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

производственной программы предприятия;

количества рабочих постов для технического об­служивания и ремонта;

количества производственных рабочих;

площадей производственных, складских поме­щений и хранения подвижного состава.

Трудоемкости технического обслуживания и те­кущего ремонта предусматривают:

механизированную мойку подвижного состава;

организацию работ первого технического обслу­живания на поточных линиях;

организацию работ по текущему ремонту на универсальных и специализированных постах;

агрегатно-участковую организациюпроизводства технического обслуживания и текущего ремонта;

ремонт основных агрегатов и узлов на специализированных постах.

На предприятия сферы СТС выполняются следующие виды воздействий на АТС:

- ежедневное обслуживание (ЕО),

- первое техническое обслуживание – (ТО-1),

- второе технического обслуживание – (ТО-2),

- текущий ремонт – (ТР).

 

Рекомендации к размещению технологического оборудования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.02 с.)