Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы проектирования предприятий сферы СТС

Поиск

 

2.1.1 Основные требования к генеральному плану

При проектировании генеральных планов пред­приятий по техническому обслуживанию автомоби­лей необходимо соблюдать следующие требования:

1. Предприятия с количеством автомобилей бо­лее 50 должны проектироваться на специально от­веденных участках, имеющих непосредственное со­общение с проездами общего пользования.

2. В предприятиях с количеством автомобилей более 100 рабочие ворота должны быть отведены от красной линии не менее чем на 6 м.

3. При наличии въездных и выездных ворот с расстоянием между ними менее 30 м необходимо, чтобы въезд предшествовал выезду, считая по ходу уличного движения.

4. Расстояния между соседними зданиями долж­ны обеспечивать въезд автомобиля или автопоезда в здание под прямым углом.

5. Расположение топливозаправочного пункта должно обеспечивать удобство заправки как приез­жающих, так и уезжающих автомобилей.

6. Открытые площадки и проезды на территории предприятия должны иметь твердое покрытие.

7. Ширину проездов следует принимать не менее 6 м при двустороннем и не менее 3 м при односто­роннем движении автомобилей.

8. Для предприятий, имеющих списочный парк более 100 автомобилей, пересечение основных пото­ков движения не допускается.

При проектировании предприятий автомобили по их габаритным размерам -условно подразделяются на пять категорий согласно табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 Категории автомобилей

Категория автомобилей   Длина автомобиля, м Ширина автомобили, м
III IV V   До 5 От 5.1 до 6 » 6,1» 8 » 8,1» 10 Более 10   До 1,8 От 1,9 до 2,2 » 2,3» 2.5 » 2,6» 2,8 Более 2,8  

Примечание. Если длина или ширина автомобиля не соответствует указанным в таблице, то категория автомобиля должна приниматься по его наибольшему размеру.

 

2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям

При проектировании предприятий для снижения стоимости строительства следует выполнять макси­мальное блокирование зданий. Проектирование от­дельно стоящих зданий допускается при строительстве предприятий на участках с резко выраженным рельефом, при проектировании предприятий для об­служивания крупногабаритного подвижного соста­ва и при реконструкции действующих предприятий.

Основные требования к объемно-планировочным решениям зданий, к несущим и ограждающим кон­струкциям, а также величины пролетов и шаги колонн должны соответствовать главам СН и П П-М 2-62 «Производственные здания промышлен­ных предприятий» и II-M.3-62 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий».

Помещения для хранения и обслуживания авто­мобилей III—V категорий рекомендуется размещать в одноэтажных зданиях. Специальные автомобили (пожарные, медицинской и технической помощи) следует хранить в отапливаемых помещениях.

 

 

Схемы расстановки АТС на местах их хранения приведены на рис. 2.1.

 

Без проезда С проездом

 

Однорядная тупиковая

 

_________ __________ __________

[] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] []

 

[] [] [] []

__________

 

 

Двухрядная тупиковая

___________

[] [] [] []

___________ __________ [] [] [] []

[] [] [] [] [] [] [] []

[] [] [] [] [] [] [] []

[] [] [] []

[] [] [] []

__________

 

 

Рис. 2.1 Схемы расстановки автомобилей на местах их хранения

'

Расстояния между автомобилями в помещениях для хранения принимают по данным табл. 2.2.

Ширина проезда в помещениях для хранения автомобилей определяется из условия въезда авто­мобиля на место задним ходом, причем расстояние от.автомобиля должно быть не менее:

а) до автомобилей, стоящих на соседних местах, или до элементов здания—0,2 м для автомобилей I категории; 0,3 м для автомобилей 11 и III катего­рий и 0,4 м для автомобилей IV и V категорий;

 

б) до противоположной границы проезда—0,7 м для автомобилей I категории; 0.8 м для автомобилей 11 и 111 категорий и 1 м для автомобилей 1У и У категорий.

Таблица 2.2 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания

Место измерения   Категория автомобилей  
  11 и III   IV м V  
Расстояние, м, не менее  
1. Между автомобилями, а также            
между стеной и автомо­билем, установ-            
установленным параллельно стене­   0,5   0,6   0,8  
             
2. Между продольной сторо­ной              
автомобиля и колонной или пилястрой              
стены при отсут­ствии проезда            
........          
3. То же, при наличии проезда   0,4   0,5 0,6  
              ,b  
4. Между передней стороной              
автомобиля и стеной или воро­тами:              
               
а) при прямоугольной рас­становке              
автомобилей..   0.7   0,7   0.7  
б) при косоугольной рас­становке              
автомобилей..   0.5   0,5   0.5  
5. Между задней стороной              
автомобиля и стеной или воро­              
тами:              
а) при прямоугольной рас­              
становке автомобилей..   0,5   0,5   0,5  
б) при косоугольной рас­              
становке автомобилей..   0.4   . 0.4   0.4  
6. Между автомобилями,              
стоящими один за другим..   0,4   0,5   0,6  

Примечания:

1. При хранении автомобилей на открытых площадках и под навесами расстояния, указанные в п. 1, 3, 6 таблицы, увеличиваются для автомобилей на 0,1.и, а для автопоездов на 0,2 м.

2. На место открытого хранения авто­мобиль может въезжать передним ходом с применением при повороте в проезде одного заднего хода, причем расстояние от движущегося автомобиля до границ проезда должно быть не менее 1 м.

3. Автопоезд может въезжать на место открытого хране­ния и выезжать с места только передним ходом без примене­ния заднего хода при повороте в проезде.

4. При хранении на открытых площадках и под навесами расстояния, указанные в подпунктах а) и б), увеличиваются:

для автомобилей на 0,1 м и для автопоездов на 0,2 м.

Высота помещений для хранения автомобилей определяется высотой наиболее высокого автомоби­ля плюс 0,2 м, но не менее 2,2 м.

В помещениях для технического обслуживания расстояния между автомобилями принимаются по данным табл. 2.3.

Ширина проезда в помещениях постов обслужи­вания автомобилей определяется исходя из того, что автомобиль въезжает на пост передним ходом с при­менением при повороте в проезде заднего хода, при­чем расстояние от автомобиля должно быть не менее:

а) до автомобилей, стоящих на соседних местах, или до элементов здания –0,2 м для автомобилей 1 категории; 0,3 м для автомобилей 11 и III категории и 0,5 м для автомобилей IV и V категории;

б) до противоположной границы проездa – 0,7 м для автомобилей I категории; 0,8 м для автомобилей II и III категорий и 1 м для автомобилей IV и V ка­тегорий.

Примечания. 1. Для автомобилей V категории при их ширине более 3 м расстояние, указанное в подпункте а, увеличивается до 0,8 м.

2. При определении ширины проезда необходимо учиты­вать наличие оборудования, стесняющего въезд автомобилей на пост.

 

Таблица 2.3 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания,

Место измерения Расстояние, м, не менее

1. Между продольными сторонами АТС:

а) на постах мойки и уборки 2

б) на ТО за исключением уборочно-моечных 1,2

2. Между АТС, стоящими один за другим 1

3. Между АТС и стеной или оборудованием 1,2

4. Между АТС и колонной 0,7

5. Между АТС и наружными воротами, распо-

ложенными против поста 1,5

 

Примечание. Расстояние, указанное в п. 1, б) табли­цы, увеличивается до 1,5 м для автомобилей IV и V категорий и до 2,5 м для автомобилей V категорий, если ширина их пре­вышает 3 м.

Посты, на которых обслуживание автомобилей производится снизу, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими удобное производ­ство работ (рабочие канавы, подъемники, эста­кады).

При параллельном расположении трех или бо­лее рабочих канав они должны быть соединены от­крытой траншеей при тупиковой расстановке авто­мобилей и туннелями при прямоточной расстановке автомобилей.

Ширина траншей и туннелей должна быть не ме­нее 1 м, если они служат лишь для прохода, и не менее 2 м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование. Высота туннеля от пола до низа выступающих частей перекрытия должна быть не менее 1,9 м.

Траншеи должны быть ограждены металличе­скими перилами высотой не менее 0,9 м и иметь вы­ходы в помещения. Количество выходов определяет­ся из расчета не более одного выхода на пять ра­бочих канав. Длина, ширина и глубина рабочих канав определяется в зависимости от конструк­ции автомобилей и технологического оборудования канав.

В одном помещении допускается размещать по­сты обслуживания автомобилей или совмещать перечисленные ниже виды работ:

а) посты уборки, мойки, крепежные, смазочные, регулировочные;

б) посты ремонта, крепежные, смазочные и ре­гулировочные;

в) посты ремонта и работы агрегатные и шиномонтажные;

г) работы агрегатные, слесарно-механические, ^ электротехнические и карбюраторные;

д) работы кузнечно-рессорные, сварочные, же­стяницкие, медницкие и термические;

е) работы столярно-кузовные, обойные, арма­турные и жестяницкие (без применения огня).

Для аккумуляторных работ должно быть не менее двух помещений: одно для ремонта аккумуляторных батарей, другое для их заряда.

Если площадь помещения менее 10 м2, то заряд аккумуляторных батарей предусматривают в помещении для их ремонта при условии заряда их в вытяжных шкафах.

| Площадь производственных и складских помещений определяется исходя из отношения площадей смещений к суммарной площади горизонтальной

проекции устанавливаемого на полу технологического оборудования по данным табл. 4 и должна быть не менее 4 м2 на одного работающего.

Таблица 2.4 Отношение площадей помещений к суммарной площади горизонтальной проекции устанавливаемого технологического оборудования

Наименование помещений Отношение
Площадей Помещения для работ слесарно-еханических, электротехнических, 3,5
Помещения для работ агрегатных, шиномонтажных и малярных 4,0
Помещения для работ сварочных, термических, жестяницких, кузовных 4,5
Помещения для работ кузнечно-рессорных, деревообделочных и ацетилено-газогенераторнаых 5,0
Склады запасных частей и агрегатов, инстру­ментов. резины, смазочных и обтирочных ма­териалов 2,5

Высота помещений для- постов обслуживания ав­томобилей определяется высотой наиболее высокого автомобиля плюс 0,2 м, но не менее 2,8 м, а при на­личии на постах подъемников и эстакад расстояние исчисляется от верха поднятого автомобиля или от верхней точки поднятого кузова для автомобилей-самосвалов.

Высота складских помещений от пола до высту­пающих элементов покрытий или перекрытий долж­на быть не менее 2,2 м.

 

Рампы и лифты

По очертанию в плане рампы подразделяются на прямолинейные и криволинейные, а по числу по­лбе — на однопутные и двухпутные.

Количество рамп определяется из расчета скоро­сти движения автомобилей, равной 15 км/ч,.интерва­ла между ними, равного 20 м, и эвакуации всех ав­томобилей из здания в течение 1 ч.

Независимо от расчета должно быть обеспечено следующее минимальное количество рамп:

а) при общем количестве 100 и менее автомоби­лей, размещаемых во всех этажах, кроме первого, — одна однопутная рампа, предназначаемая как для подъема, так и для спуска;

б) при общем количестве 101—200 автомобилей, размещаемых во всех этажах, кроме первого, — одна двухпутная рампа, одна полоса движения которой предназначается для подъема, а другая для спуска;

в) при общем количестве более 200 автомобилей, размещаемых во всех этажах, кроме первого,—две однопутные рампы, из которых одна предназначает­ся для подъема, а другая —для спуска.

 

Ширина проезжей части рамп определяется в за­висимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл. 2.5.

 

Таблица 2.5 Зависимость ширины от типа рампы

Виды рамп Ширина проезжей части рампы
Прямолинейные однопутные Наибольшая ширина автомоби­ля не менее 2,5 м плюс 0,8 м
Прямолинейные двух­путные Удвоенная наибольшая ширина плюс 1,8 м, но не менее 5 м
Криволинейные однопутные Ширина полосы, образуемой в плане проекцией движущегося по рампе наибольшего автомобиля плюс 1 м, но не менее 3,5 м.
Криволинейные двухпутные Удвоенная ширина полосы, об­разуемой в плане проекцией дви­жущегося по рампе наибольшего автомобиля плюс 2,2 jk, но не ме­нее 7 м  

 

Примечание. Ширина проезжей части прямолинейной рампы, на которой предусматривается криволинейное движе­ние автомобилей, должна быть равна ширине проезжей части криволинейной рампы.

Наружный радиус проезжей части криволиней­ной рампы должен превышать не менее чем на 1 м наименьший наружный радиус поворота автомоби­ля. По обеим сторонам проезжей части рамп долж­ны быть устроены краевые отбойные барьеры, а при двухпутных рампах, кроме того, должен быть устро­ен средний отбойный барьер, разделяющий рампу на две полосы движения.

Продольный уклон рамп в помещениях не дол­жен превышать: для прямолинейных рамп 0,16, для криволинейных—0,13, а для рамп, не защищенных кровлей, должен быть не более 0,1.

Лифты размещают как в стационарных, так и в передвижных шахтах. Последние могут перемещать автомобили не только с одного этажа на другой, но также и по этажу.

Размеры клети лифта зависят от размеров авто­мобилей наибольших габаритов, транспортируемых лифтом, а именно, ширина клети должна быть на 0,6 м больше ширины автомобиля, длина на 0,8 м больше длины автомобиля и высота клети не менее чем на 0,2 м больше высоты автомобиля.

Устройство рамп не требуется, если каждый лифт в стационарной шахте обслуживает не более 100 ав­томобилей или если каждый лифт в передвижной шахте обслуживает не более 200 автомобилей.

При проектировании помещений для хранения автомобилей и постов технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) основными факторами, определяющими размеры сооружений, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов.

В табл.2.6 приведены основные габаритные характеристики легковых автомобилей и микроавтобусов (1 категории), наиболее часто встречающиеся в практике проектирования. К автомобилям 1 категории относятся автомобили, имеющие длину до 6 м и ширину - до 2,1 м.

 

 

Таблица 2.6 Габаритные размеры АТС различных классов

Класс   Модели-   Габаритные размеры, мм   Миним  
автомобиля   представители   Длина Ширина Высота   внеш.  
Особо малый класс   "Ока", "Таврия"          
Легковые   "Жигули",          
малый класс   "Москвич",                
    ."Ford-Escort".                  
    "Volkswagen" и др.                  
Легковые   "Волга", "Audi",          
средний класс   "BMW",                
Микроавтобусы   "РАФ", "УАЗ",          
особо малого класса   "ГАЗ"              

Автомобиль при движении в пределах здания совершает повороты и другие маневры в том числе при установке его на место хранения или для ТО и ТР. При этом должны соблюдаться так называемые защитные зоны (рекомендуемое приближение), исключающие взаимные повреждения въезжающего автомобиля и автомобилей, стоящих в одном или в противоположном с ним ряду (по другую сторону проезда).

На рис 2.2 представлены схемы размещения АТС на стоянках

Рис. 2.2 Примеры расстановки автомобилей: а - расположение под углом 90°, б - расположение под углом 60°, в - расположение под углом 45°, г - расположение под углом 90° (боксы в закрытом помещении) д - расположение под углом 45° с двумя проездами.

При сравнении представленных на рис.2.2 вариантов расположения автомобилей следует вывод, что наиболее экономичной по площади на один автомобиль (S кв.м) является стоянка манежного типа с перпендикулярным расположением автомобилей к оси проезда (S=22,4 кв.м).

Рис.2.3 Классификация рамп

Могут применяться и другие размеры секций и шага колонн, но при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее рекомендуемых таблиц 2.2 и 2.3.

На рис. 2.3 представлена классификация рамп и рамповых устройств, а на рис.2.4 изображены наиболее применяемые типы

Рампы могут быть изолированными и неизолированными от помещений хранения автомобилей.

 

Рис. 2.4 Наиболее часто применяемые рампы:

а - пристроенные прямолинейные однопутные рампы

б - встроенные прямолинейные двухпутные рампы (два одноходовых винта)

в - то же, однопутные рампы (два одноходовых винта)

г - то же, перекрещивающиеся рампы

д - прямолинейные однопутные рампы (один двухходовой винт)

е - однопутные полурампы (два одноходовых винта)

ж - то же, комбинированные

з - пристроенные криволинейные однопутные рампы (два одноходовых винта)

и - однопутная эллиптическая рампа (один двухходовой винт)

Встроенные неизолироваиные рампы (рис. 2.4, б-д), предусматривающие транзитное движение автомобилей через этажи автостоянки, могут быть применены в стоянках не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400 кв.м.

Полурампы (рис.2.4, е, ж) применяются, как правило, в автостоянках открытого типа.

Наибольшее распространение получили изолированные наружные рампы, пристроенные или встроенные (рис.2.4, а, з, и).

Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1° равен 1,7%.

Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:

закрытые отапливаемые прямолинейные рампы - 18%;

закрытые отапливаемые криволинейные рампы -13%;

закрытые неотапливаемые и открытые, не защищенные от атмосферных осадков рампы, -10% (при подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон может быть увеличен, но не более чем до 18% и 13% соответственно),

поперечный уклон криволинейных и прямолинейных рамп - 6%.

Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0.1 м.

Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл.4.

По обеим сторонам проезжей части рампы рекомендуется предусматривать краевые отбойные барьеры высотой 0,1 м и шириной 0,2 м, а при двухпутных рампах - еще средний отбойный барьер шириной 0,3 м, разделяющий рампу на две полосы движения.

Рампы, по которым предусматривается пешеходное движение, должны иметь тротуар шириной не менее 0,8 м. На рампах с криволинейным движением тротуар рекомендуется в большинстве случаев располагать по внутреннему краю рампы.

Пропускная способность рампы для одной полосы движения определяется скоростью движения по рампе и интервалом между движущимися автомобилями.

Расчетная скорость движения по рампе не должна превышать 15 км/час при интервале между движущимися автомобилями не менее 20 м. При наличии такого интервала и высоте этажа до 3 м в пределах междуэтажной длины рампы будет находиться лишь один автомобиль, что отвечает требованиям безопасности движения.

Пропускная способность рампы с одной полосой движения автомобилей в час - D теоретически определяется по формуле:

D = 3600/t,

где t - интервал времени (сек) между движущимися автомобилями

t = 3600/v

где: i - расстояние между движущимися автомобилями в м.

v - скорость движения в км/час.

При скорости движения 10 км/час и расстоянии 20 м

t = 3600х20/10000 = 7,2 с, D = 3600/7,2 = 500 автомобилей в час.

Во избежание возможной закупорки рампы (независимо от расчета ее пропускной способности) в многоэтажной автостоянке целесообразно принимать следующее минимальное количество рамп при числе автомобилей на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно - не менее одной однопутной рампы;

св. 100 до 200 включительно - не менее одной двухпутной рампы:

св. 200 до 1000 включительно - не менее двух однопутных рамп;

св. 1000 - не менее трех однопутных рамп или двух двухпутных рамп.

При применении одной однопутной рампы, используемой как для подъема, так и для спуска автомобилей (разновременно), должна быть предусмотрена соответствующая сигнализация.

В случае применения лифтов для вертикального перемещения автомобилей (п. 2.23 МГСН 5.01-94) следует исходить из того, что один стационарный лифт рекомендуется рассчитывать не более чем на 100 автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого. Кабина автомобильного лифта по своим внутренним размерам должна превышать габариты автомобиля по ширине на 1 м, по длине – на 0,8 м, по высоте – на 0,2 м (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств по заданию на проектирование) - на 0,2 м.

Кабина автомобильного лифта по своим внутренним размерам должна превышать габариты автомобиля по ширине на 1 м, по длине – на 0,8 м, по высоте – на 0,2 м (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств по заданию на проектирование) - на 0,2 м.

Движение автомобилей на въездных рампах независимо от типа последних рекомендуется проектировать в направлении против часовой стрелки: движение же на выездных рампах в зависимости от их типа может иметь направление как по часовой стрелке, так и против, однако предпочтительнее последнее.

Разновидностью многоэтажных автостоянок являются так называемые скатные стоянки, в которых рамповые устройства отсутствуют.

Особенность скатных стоянок заключается в том, что они имеют на всех этажах наклонные полы, по которым происходит как междуэтажное, так и внутриэтажное движение автомобилей, и одновременно размещаются места хранения автомобилей, располагаемые поперек наклонного пола (с уклоном не более 6%).Скатная стоянка может иметь: один одноходовой винт при двустороннем движении в проездах (рис.2.5-а), два смежно расположенных одноходовых винта с односторонним движением (рис.2.5-6), или один двухходовой винт.

 

Рис.2.5 Схемы скатной стоянки с Рис.2.6 Схема скатной стоянки с одним двухходовым винтом  
а - одним одноходовым винтом б - двумя одноходовыми винтами

Почти все типы скатных автостоянок характеризуются непрерывностью движения автомобилей через все нижележащие этажи.

Для сокращения пути движения в скатных автостоянках применяют различные приемы, в том числе устройство зданий цилиндрического объема; устройство переходных боковых проездов с нормальными рамповыми уклонами: включение в объем скатной автостоянки дополнительного рампового устройства, которое взаимодействует с наклонными полами

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.011 с.)