Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Несправедливость, шок и пространство-времяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня я хочу работать с симптомами, которые беспокоят нас не просто потому, что в симптоме есть энергии, с которыми нам нужно танцевать. Скорее симптомы беспокоят нас потому, что те энергии напоминают нам о возможных ситуациях несправедливости[14]в нашем прошлом. Помните, что если дух сдерживается деятельностью, то он, как правило, становится несчастным и начинает вопить. Когда вы делаете слишком много и держите взаперти свое пространственно-временное сновидение, свой процессуальный ум, то через некоторое время он начинает жаловаться. В качестве разминки попробуйте следующую медитацию: вы можете сидеть, лежать или стоять там, где вы находитесь. Если хотите и если это вам подходит, позвольте своим челюстным мышцам ненадолго расслабиться. Позвольте своим шейным мышцам немного расслабиться; посмотрите, позволит ли себе ваша шея расслабиться еще немного больше. И хотя вы сидите на стуле, опираясь спиной на его спинку, движение может означать и неподвижность. В любом случае расслабьтесь, чтобы вы могли находить в себе движение или неподвижность, которые пытаются возникать. Это означает, в течение минуты следуйте желаниям своего тела в его больших или малых движениях или неподвижности. Пробуйте это, продолжайте это делать, пока у вас не возникнет какое-нибудь интуитивное понимание относительно чего-либо, и вы его не ухватите. Расслабляться… двигаться… быть неподвижными… сновидеть, бодрствуя. Используйте свое ясное сознание, чтобы улавливать все, что возникает. Возможно, вы получите намек или какой-то совет. Оставайтесь осознающими и улавливайте содержание совета. Посмотрите, можете ли вы сформулировать его в одной фразе, которую вы способны запомнить: содержание совета – одна фраза. Запишите ее и/или поделитесь этой фразой с кем-либо. Теперь давайте подумаем о шоке и несправедливости. Под шоком и несправедливостью я подразумеваю воображаемое или действительное воспоминание несправедливого обращения с вами, чувство, что с вами несправедливо обошлись человек или природное событие. Это могли бы быть психологическая травма, физическая рана или боль вследствие внешнего события, наподобие цунами. За такими чувствами и симптомами стоит ощущение, что с вами поступают несправедливо. Это ваше личное ощущение, и оно может быть или не быть «объективным». Люди, которые обижают других, часто не осознают свою психологическую или физическую силу, которая определяет их «положение». Но и те, кого обижали другие, обычно не осознают или не осознавали это неравенство положений и потому не были способны в достаточной степени защищать себя или просто этого не делали. Так или иначе некоторые симптомы сами могут напоминать нам о несправедливости со стороны того, против чего мы не можем защищаться. Такие симптомы заставляют вас чувствовать и/ или говорить: «Помогите мне, я чувствую несправедливость» или жаловаться: «Я просто не могу с этим справиться». Чтобы работать с таким симптомами прежде всего крайне важно защищаться от них, бороться с ситуациями несправедливости и бороться с симптомами. Например, первый шаг в процессе может состоять в том, чтобы бороться с переживаниями близости смерти и говорить «ВЫБИРАЙСЯ!». Но медицинские подходы в ситуациях близости смерти могут быть вредоносными просто из-за соответствия статистике, окружающей данную болезнь. Говоря статистически, если ваша болезнь считается смертельной, то даже если вы потенциально способны жить еще долго, вы можете начать сдаваться из-за силы, значимости и убедительности медицинской статистики, которая, так сказать, «не на вашей стороне». Это большая проблема, через которую я проходил, когда говорил с матерью В., которая не так здорова, как могла бы быть. Иногда человек действительно болен и кажется, что ситуация ухудшается. И тогда он или она думает: «Что же, может быть приходит мое время», поскольку каждый знает, что однажды время должно прийти. Тем не менее даже хотя все признаки могут говорить, что время вышло, в глубине человека может быть сила, которая отказывается смиряться и хочет восставать. В.: Арни работал по телефону с моей матерью и со мной. Он прислушался к ее дыханию и спросил ее, что бы ей хотелось сделать, если бы она могла. Она сказала, что она бы вернулась к работе. Поэтому он прислушался к тому, что ее интересовало, и сказал моей маме: «Время не пришло, ваш процесс говорит, что сейчас вы должны кое-что сделать, работать, вернуться к работе!» А уже на следующий день она чувствовала себя потрясающе и сказала: «Это было так забавно!» Она начала заботиться о вещах, на которые уже долго не обращала внимания; раньше она была просто загипнотизирована мыслью о том, что она умирает. Да, борьба с симптомом, который способен усиливать стандартные медицинские соображения, может быть первым шагом в процессе. Но иногда мы так много боремся с симптомами, что отказываемся даже чувствовать их или думать о них. Как я говорил ранее, это может происходить потому, что они заставляют нас бояться какой-то несправедливости. Наша индивидуальная биология и коллективная жизнь группы также имеют тенденцию маргинализировать или стараться забывать шокирующие события, чтобы не давать нам о них думать. Часть каждого человека хочет избегать боли и избегать военных зон, как будто всегда еще слишком рано думать о болезненных вещах. Давайте хорошо проводить время и не слишком много думать об этом и уходить от всего этого. В том, чтобы не думать о боли и уходить от всего этого, есть положительная сторона. Это бессознательная форма отстраненности. Однако такая репрессивная тактика также может заставлять X или вредную энергию становиться сильнее и снова появляться в симптомах. Поэтому проработка фактора X, самой беспокоящей энергии в хронических симптомах, может быть связана и с проработкой этой энергии X из прошлых проблем несправедливости. Иногда это бывает трудно делать, поскольку склонности к зависимостям, которые мы развиваем, чтобы подавлять мышление о трудных вещах, которые были в вашей жизни, могут не давать вам прорабатывать эту энергию X. Вокруг проблем несправедливости обычно появляются зависимости, чтобы заставлять вас чувствовать себя лучше. У каждого есть те или иные формы склонностей к зависимости; сладости и специи тоже могут вызывать зависимость, равно как и хорошо известные алкоголь, наркотики, кофе, сахар и еще бог знает что. Один из огромных недостатков игнорирования проблем несправедливости состоит в том, что их игнорирование способно делать вас слепым к тому факту, что вы можете становиться несправедливым и жестоким к самому себе. Порой вы можете не осознавать, что способны непреднамеренно обижать самого себя как обижали вас. Снаружи было так трудно, что вы можете видеть несправедливость только как что-то, происходящее снаружи: «это» случалось там, и вы можете не замечать этого, когда начинаете делать неудобные «X -подобные» вещи по отношению к самому себе. Если люди относились к вам отрицательно, вы можете бессознательно начинать отрицательно относиться к самому себе. Если другие не обращали на вас внимания и поступали с вами так, как им не следовало поступать, то иногда вы можете не уделять себе внимания и совершать по отношению к себе ненужные, неполезные и недобрые поступки. Когда вы добираетесь до процессуального ума, то все, чего вам следовало избегать, что вам следовало делать или с чем вам следовало бороться, становится частями большего процесса, и «он» справляется с болезненными вещами совершенно другого уровня. Подумайте о том, что вещи, которые вас беспокоят, являются вашими, но также, возможно, и не вашими! Силами, с которыми мы работаем, нередко бывают социальные, коллективные проблемы. Беспокоящие вас энергии в той или иной степени можно находить почти в каждом человеке. Беспокоящие энергии – это реакции на случившиеся несправедливости или порой они бывают связаны с ними, а также с массой паники и депрессии и паранойи. В работе, которую мы собираемся здесь проводить, мы будем думать о симптоме, который мог бы быть как-то связан с каким-то видом проблемы несправедливости. Мог ли этот отдельный симптом быть связан с каким-то затруднением из прошлого? Я хочу сказать, что сущность симптома нелокальна. Отрицать и забывать ситуации несправедливости нормально – это попытка дистанцироваться от проблем. Отрицая какие-то вещи, нечто в вас может искать отстраненное состояние ума, спокойную третью позицию между двумя противоположностями. У вас есть X, трудная энергия, которая может быть или не быть связана с проблемой несправедливости. Теперь история уже не так важна, так как я хочу говорить именно об энергии. И потом есть u – тот, кого обижали. Вам нужен «третий» – процессуальный ум, измененное состояние «Танца Древнего». Обретение доступа к измененному состоянию сознания этого процессуального ума может быть не только полезно для тела, оно может помогать в решении проблемы несправедливости без ее прямой проработки, без выслушивания конкретного содержания истории несправедливости. Вместо этого вы имеете дело с энергиями основополагающей сущности. Люди ходили и до сих пор ходят к своему деревенскому шаману, чтобы получать для себя эту отстраненность: входить в измененное состояние и выходить из него с чемто, что поможет страдающему человеку так, чтобы человеку ничего не нужно было делать самому. В Африке я познакомился с великими шаманами. Мы спрашивали их, как они работают с проблемами отношений. Я должен повторить эту историю, даже если вы уже слышали ее от меня раньше. Допустим, у пары есть действительно серьезная проблема. Шаман или знахарь рассказывал нам, что он мог сказать: «Идите домой, и забудьте об этом!» Я спросил: «И это действует?» Шаман объяснил, что это действует потому, что пара идет домой и расслабляется. Затем шаман шаманит! Когда пара возвращается, они говорят: «Это подействовало!» Пока это самая лучшая медицина! Мне очень нравится позиция шамана. Входить в пространственно-временное сновидение другого, чтобы решать проблемы, очень важно. Шаманизм и нелокальность – и то и другое помогает нам несколько дистанцироваться от вещей, так что мы можем работать с проблемами с большей, более широкой перспективы, включающей в себя больше частей целого. Как я говорил в своей книге «Процессуальный Ум», разум или процессуальный ум, стоящий за древним танцором, является Всеведущим – что означает всезнающим – и Вездесущим – присутствующим везде. В этой Вселенной невозможно быть в одиночестве. И процессуальный ум, подобно образам бога, Всемогущ. Ваш процессуальный ум обладает какого-то рода связующей силой. Под силой я имею в виду полевое ощущение чего-то, движущего вас, где бы вы ни были, в любых обстоятельствах. «Зажигай[15], врубайся и отпадай». Хиппи шестидесятых пытались находить эту отстраненную позицию, врубаясь и отпадая с помощью наркотиков. Тимоти Лири, американский гуру тех времен, советовал всем «зажигать» и «балдеть». «Врубаться» – означает входить в измененное состояние. «Отпадать» – означает отстраняться от ценностей и норм культуры. В своей речи в 1966 году Тим Лири призывал людей принимать культурное изменение путем употребления наркотиков и психоделиков. И, отстраняясь от условностей и иерархий общества, они могли «отпадать», то есть уходить глубоко в себя. Если можно, я бы хотел модернизировать рекомендации Лири: Включайся, находи свой процессуальный ум, настраивайся на него и отстраняйся от текущей общественной ситуации, а потом возвращайся в повседневную жизнь с тем, что ты приносишь из пространственно-временного сновидения. В 1966 году состоялось «сборище», собрание тридцати тысяч хиппи в Парке Золотые Ворота в Сан-Франциско. Хиппи символизируют существующее в нас мощное побуждение отстраняться от повседневной общепринятой реальности, чтобы находить другой уровень и проверять те традиции, которых мы придерживаемся, на правильность и заново создавать мир. Хиппи были сильны в случайных элементах стохастического ума, но не в детерминистической его части. Остерегайтесь наркотиков. Используйте свою внутреннюю работу, чтобы отстраняться, а потом возвращаться с новой информацией. В этом упражнении работы с симптомом, я не прошу вас сообщать какие бы то ни было подробности того, что с вами происходило, а просто воображать там неприятную энергию X и обиженную энергию u. Симптомы могут быть замечательным способом работы в особенности с посттравматическим стрессом, который представляет собой глубокую тревогу, иногда развивающуюся вслед за травматической ситуацией. Например, работая с людьми, которые были на войне, я обнаружил, что, хотя они не могли думать о том, что происходило на поле боя, они могли рассказывать мне о боли в желудке. Путем работы над той X, которая была желудочной болью, мы были способны не только помогать желудку, но и уменьшать страх в отношении внешних событий, напоминавших им о войне. В качестве примера такой работы позвольте мне рассказать вам о том, как мы с Эми прошлым вечером делали следующее упражнение. Мы с Эми живем вместе уже почти три десятка лет, и это что-то; жить четверть века с самим собой – это уже успех! Эми: Я работала с симптомом, относящимся к проблемам кожи. Для меня они были связаны с жестоким опытом постоянного выслушивания замечаний о том, как плохо я выгляжу. Я работала над этой критичной энергией, которая исходила от определенной фигуры в моем прошлом, говорившей: «Как ты плохо выглядишь!». А энергия u была более текучей, хотевшей, чтобы ее любили и утешали… Потом мы отправились в одно из моих любимых мест на земле, к океану. Там X была представлена волнами, с грохотом обрушивавшимися на скалы, а другой энергией был легкий ветерок. Когда я вошла в нее, я поняла, что грохочущие волны были подобны тем проблемам кожи, трескавшейся и покрывавшейся сыпью в качестве энергии X. Я вошла в эту энергию, и это было все равно, что вырваться и освободиться от всех социальных вещей! Это меня удивило. Я нуждалась в энергии X, чтобы бороться с ней! Так или иначе я пошла дальше и почувствовала, что меня движет вселенная, у меня было ощущение свободы, желающей идти за сновидением, вырывающейся из всех социальных норм и действительно следующей сновидению. Я была в экстазе. Арни: Некая часть тебя, Эми, которую я раньше не видел, выражалась в том, что трещины твоей кожи не просто были плохой энергией X, но давали тебе способность прорываться через реальность, чтобы могли случаться другие состояния. За симптомом также была и способность прекращать то, что происходило, и освобождаться от всей социальной проблемы на заднем плане. Энергия X -симптома, то есть растрескивание, прорывается наружу; Эми думала, что симптом мог быть связан с этим социальным разногласием, что тебе следует выглядеть так-то и так-то, а не так, как ты действительно выглядишь, и это растрескивание взламывало преграду, открывая путь всевозможным новым переживаниям. Из нее выходили вещи, которых я не увидел за тридцать лет! Эми: Да! Я могла танцевать, как Древний! Арни: В следующем упражнении, которое лучше всего делать в паре, помните, что в то время как один человек, работая над своим симптомом, находится в измененном состоянии, человеку, выполняющему роль помогающего, следует мягко побуждать партнера воображать, как использовать энергии и прозрения в повседневной жизни и в мире. В конце концов возможно, что некоторые из ваших энергий и историй несправедливости могут иметь какую-то цель. К примеру, подсказывать вам какие-то задачи, которые вы могли бы выполнять в мире.
Упражнение шаманский танец
1. Помогающий читает клиенту следующее. Представьте себе свой наихудший симптом, возможно, связанный с ситуацией несправедливости или шока. Какова наихудшая энергия X вашего симптома и как она, возможно, каким-то образом связана с шоком или несправедливостью? Почувствуйте эту энергию X, изобразите ее и сделайте краткую зарисовку энергии X. 2. Кого в вас – u – это больше всего расстраивает? Изобразите это u и нарисуйте энергию u. 3. Отправляйтесь в свое любимое место на земле и замечайте где-то там u и X. ОТСТРАНЯЙТЕСЬ и позволяйте месту земли дышать и танцевать вами между местоположениями u и X. Отпускайтесь еще больше двигайтесь по направлению к небу и позволяйте вселенной непредсказуемо двигать вас. НАСТРАИВАЙТЕСЬ, замечайте ее ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА и движения! Когда вы будете свободно танцевать, приносите этот танец обратно к энергиям X и u на земле. Замечайте прозрения. 4. Помогающий и клиент, вы оба должны использовать ваши пространственные танцы, чтобы шаманить, то есть интерпретировать природу и смысл X. После чего вы должны ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД, давая u совет относительно симптома и роли u в мире. Наконец, спросите себя о том, как ваши переживания могли бы быть каким-то образом полезны для того, чтобы разобраться со случившейся в прошлом несправедливостью. Наблюдая, как люди работают над своими телесными проблемами, связанными с нерешенными вопросами из их истории, я сознавал, что нередко от Танца Древнего приходит полезный некогнитивный опыт и что суть именно в этом – сновидеть, бодрствуя. Я видел множество таких удивительных моментов, когда у людей были замечательные переживания, даже му-шин – пустой ум, творческий ум. Эти переживания творческого, открытого ума вели к новым идеям о том, как помогать миру.
Ятрогенные типы мышления
Танцы очень отличаются от обычной психологии и медицины, которые сосредоточиваются на понимании частей, что тоже является хорошим подходом, но не всегда достаточным. Порой нужно уходить от всех частей и просто танцевать, подобно шаману.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.74.138 (0.01 с.) |