Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура современной социологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная сфера деятельности, включающая различные компоненты. Структура современной социологии, т. е. сочетание и соотношение в ней этих компонентов, определяется в основном тремя видами дифференциации: по критерию предмета (предметная дифференциация), по критерию способа познания (методологическая дифференциация), по критерию цели и использования результатов исследования (прагматическая дифференциация). Предметная дифференциация внутри социологии обусловлена, во-первых, существованием различных онтологических ориентации. Онтологией (от греч. on — бытие, logos — слово) принято называть философское учение о бытии, о том, что обладает подлинной реальностью, существует «на самом деле». В социологии сформировались два подхода к определению социальной реальности, т. е. того, что «на самом деле» существует и потому является предметом социологии. Упомянутые подходы получили названия «социологический реализм» и «социологический номинализм». Сторонники первого подхода полагают, что такие явления и процессы, как общество, социальные структуры, социальные институты, социальные группы образуют надындивидуальную реальность, которую можно изучать, абстрагируясь от характеристик и действий отдельных людей. Сторонники «реалистической» трактовки социальных явлений исходят из того простого соображения, что «люди проходят, а общество остается», т. е. индивиды поколение за поколением рождаются, живут, умирают, а социальные структуры — нормы, образцы взаимодействий, разделение на группы, статусные различия — воспроизводятся в неизменном виде. С другой стороны, при жизни одного поколения социальные структуры в результате реформ или революций могут кардинально измениться. Таким образом, логика функционирования и развития социальных структур видится как отличная от логики существования индивида. Более того, в представлении сторонников «социологического реализма» логика действий индивидов детерминируется, т. е. предопределяется логикой функционирования и развития социальных структур. Поэтому исследование социальных явлений — это исследование явлений масштабных, надындивидуальных, т. е. макросоциальных. К ним можно отнестиустройство общества, взаимовлияние его частей (например, политических и экономических институтов), социальную эволюцию (например, изменение на протяжении десятилетий и даже столетий роли семьи в определении социального статуса индивидов), структуру общественного мнения (например, соотношение долей избирателей, поддерживающих различные политические партии) и т. п. Макросоциология — это совокупность исследований, основывающихся на «реалистической» онтологической ориентации и сфокусированных на надындивидуальных структурах. Сторонники «социологического номинализма» (от лат. поитеп — имя) настаивают на том, что такие категории, как «общество», «социальные структуры», «социальные системы» и т. д., являются лишь «именами», удобными обозначениями совокупностей действий индивидов. Сторонники «номиналистической» трактовки социальных явлений исходят из очевидного факта, что никаких «структур» и «систем» в реальности нет, поскольку их нельзя наблюдать. Все, что социолог может наблюдать, — это индивиды и их действия. Действия многих индивидов образуют устойчивые, повторяющиеся схемы и образцы, которые в представлении людей выглядят как надындивидуальные структуры, но существование и характер этих структур полностью определяются значениями, которые люди придают своим действиям. Поэтому исследование социальных явлений — это исследование межиндивидуального взаимодействия в условиях повседневной жизни людей, т. е. микроявлений. К таковым можно отнести поведение внутри малых групп (например, в семье), взаимосвязь между осознанием индивидами своего социального статуса и исполнением ими социальных ролей, ситуации, в которых индивиды социализируются, т. е. усваивают ценности и социальные нормы, и т. д. Микросоциология — это совокупность исследований, основывающихся на «номиналистической» онтологической ориентации и сфокусированных на взаимодействиях индивидов. В начальный период развития социологии противостояние сторонников «реализма» и «номинализма» носило принципиальный характер. Теперь же разделение на макро- и микросоциологию носит характер специализации исследовательской работы, обеспечивающей всестороннее изучение социальных явлений: «с высоты птичьего полета» и «изнутри». Помимо разделения на макро- и микросоциологию существует также дифференциация внутри социологии по степени общности предмета. В социологии принято выделять общую социологию и частные отрасли социологического знания. Общая социология — это концептуальное ядро социологического знания. Ее предметом являются универсальные формы социальной обусловленности явлений. Общая социология существует как совокупность исследований, направленных на разработку концептуального аппарата, позволяющего описывать и объяснять социальные явления и процессы любого рода. Существо предмета общей социологии выражают такие общепринятые в социологии категории, как общество, социальная структура, социальное действие, институты, роли и статусы, социальные группы, социализация, социальная стратификация (от лат. stratum — слой), социальные конфликты, социальные изменения. Данные категории фиксируют общие свойства или характеристики в таких различных явлениях и процессах жизнедеятельности людей, как экономические, политические, научные, образовательные, религиозные, семейные и т. д. Например, трудовой коллектив, семья, армейский взвод являются разновидностями социальных групп, а разделение на профессиональные категории, религиозные общности, этнические общности — разновидностями социальных структур. Частные отрасли социологии развиваются на основе выделения из общего ряда социальных явлений каких-либо явлений и процессов в качестве особенного предмета, требующего специального исследования. В рамках отдельных отраслей социологии исследования ведутся путем применения и адаптации к особенностям данного предмета общесоциологических концептуальных средств — понятий «общество», «социальное действие», «социальная структура», «социальный институт», «социальный статус», «социальная группа» и др. В результате адаптации общесоциологического подхода к задачам описания и объяснения специфических явлений и процессов, представляющих интерес лишь в рамках данной отрасли социологии, разрабатываются специальные концептуальные средства, позволяющие лучше «схватить», зафиксировать и выявить существо изучаемого предмета. Так, например, предмет экономической социологии — социальная обусловленность экономических явлений и процессов. Эту обусловленность социологи выявляют, исследуя роль экономики в устройстве и развитии общества, влияние устройства общества на характер экономических процессов, функционирование социальных институтов в сфере экономики (т. е. комплексы социальных норм, которым следуют участники экономической деятельности), связи между принадлежностью к статусной категории и формами участия в экономической деятельности, формирование в процессе хозяйственной деятельности социальных групп и влияние принадлежности к группам на поведение индивидов. Специфику предмета исследований в рамках экономической социологии выражают такие категории, как социально-экономическая система, неформальная экономика, «моральная экономика»[3], потребительское поведение, формы занятости, предпринимательство, профессиональные группы, трудовые отношения, хозяйственная этика и т. д. Другой пример отраслевой социологии — политическая социология, предмет которой в общем можно определить как социальную обусловленность политических явлений и процессов. Данную обусловленность социологи выявляют, исследуя роль государства и политических организаций в устройстве и развитии общества, влияние устройства общества на характер политических процессов, функционирование социальных институтов в сфере политики (т. е. комплексы социальных норм, которым следуют участники политической деятельности), связи между принадлежностью к статусной категории и формами участия в политике, формирование в процессе политической деятельности социальных групп и движений и влияние принадлежности к ним на поведение индивидов. Специфику предмета социологического изучения политики отражают такие категории, как социально-политическая система, формы легитимации2 власти, электоральное поведение, политическая мобилизация, политическое участие, политическая элита, группы давления (лобби) и т. д. Помимо экономической социологии и социологии политики к числу наиболее значительных отраслей социологии относятся социология культуры, социология семьи, социология науки, социология религии, этносоциология. Предметную область каждой из перечисленных отраслей социологического знания отличают характерные для нее понятия, фиксирующие специфику изучаемых явлений и процессов. Социология культуры направлена на изучение социальной обусловленности явлений культуры — ценностных ориентации, обычаев, форм интеллектуальной и художественной деятельности, а также на изучение взаимосвязей между культурой и социальными процессами. Специфику предмета социологии культуры отражают такие категории, как социокультурные системы, ценности и культурные паттерны (от англ. pattern — образец, форма), субкультуры, культурные гибриды и т. н. Специфику предмета социологии семьи, направленной на изучение социальной обусловленности форм семейной жизни, характеризуют такие категории, как семейные институты, репродуктивное поведение, тендерные роли, альтернативные формы семьи, жизненный цикл семьи и пр. Для социологии науки ключевые понятия, определяющие предметную область — это институты в сфере науки, научные революции, научное сообщество, «незримые колледжи»[4], этос науки и т. д., для социологии религии — религиозные институты, церковь, культ, секуляризация, фундаментализм и т. д., для этносоциологии (или этнической социологии) — этническая структура общества, этнические стереотипы, этническая идентичность, этносоциальные конфликты и т. п. Есть и другие отрасли социологии — социология молодежи, социология образования, военная социология, социология искусства, социология спорта, социология туризма и т. д. Представление о разнообразии отраслей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации — International Sociological Association (ISA) [5]. В рамках ассоциации действуют свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, объединяющих ученых, специализирующихся на исследовании определенной предметной области. Существующая внутри социологии методологическая дифференциация, т. е. разделение исследовательской работы по критерию способа познания, находит выражение в выделении в структуре социологии таких компонентов, как теоретическая и эмпирическая социология. Теоретическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых является построение концептуальных моделей, т. е. систем логически связанных утверждений, описывающих и объясняющих социальные явления. Особенностью теоретических исследований является то, что они ведутся без обращения к объекту непосредственно в процессе исследования. Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых является сбор и анализ фактических данных об объекте. Фактическими данными для социолога служат отнюдь не любые сведения, а лишь полученные в результате применения специальных научных процедур. К числу таких процедур относятся: 1) методы организации объекта исследования – экспериментальное исследование, выборочное исследование, панельное исследование[6], исследование отдельного случая (case study); 2) методы сбора данных — опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, анализ документов (текстовых, визуальных, звуковых); 3) методы обработки и анализа данных — статистический (количественный) анализ, логико-смысловой (качественный) анализ, сравнительно-исторический анализ. Таким образом, факты — это не сама изучаемая реальность, а особым образом созданный научный материал, на основании которого можно делать научно значимые выводы об изучаемой реальности. Социологи оперируют фактическими данными трех уровней: 1) собственно эмпирические факты — совокупность данных, характеризующих каждую единичную ситуацию исследования (содержание ответов на вопросы анкеты или интервью, содержание протокола наблюдения или дневника исследователя и т. п.); 2) аналитические (сводные и статистические) факты — данные о результатах агрегирования[7] и группировки эмпирических фактов (в виде таблиц, процентных распределений, диаграмм и т. п.); 3) эмпирические обобщения — формулируемые при помощи социологических понятий выводы о выявленных устойчивых связях (тенденциях, закономерностях и т. п.) между эмпирическими и аналитическими фактами. Эмпирические обобщения являются высшим уровнем исследовательской работы в эмпирической социологии и одновременно — формой исследовательской работы в теоретической социологии, поскольку эмпирическое обобщение — это концептуализация эмпирических данных. > Теория — это концептуальная модель изучаемого объекта. Теоретические понятия (концепты) служат формами компактного и общезначимого выражения накопленного научного знания. Систематизация знания путем введения научных понятий и установления логиче-ских связей между ними составляет суть теоретизирования. В социологии можно выделить три основные формы теоретизирования. 1. Эмпирическое обобщение — фиксация тенденций, регулярностей в наблюдаемых социальных явлениях и процессах (в качестве примера можно напомнить разбиравшуюся в разделе 1.1 тенденцию: в большинстве российских школ столы в классах двухместные, а американских — одноместные). 2. Типологизация — выделение логически возможных типов социальных явлений и процессов, в реальности не существующих в чистом виде, но служащих идеальными моделями, с которыми исследователь соотносит наблюдаемые явления и процессы (например, можно выделить в качестве моделей ценностных ориентации, определяющих действия учителей и администраторов в школах, индивидуализм и коллективизм). 3. Построение концептуальных схем — установление каузальных (от лат. causalis — причинный) и функциональных зависимостей между социальными явлениями и процессами, представленных в видепонятий — переменных (например, можно сформулировать утверждение, что преобладание коллективизма в качестве ценностной ориентации приводит к традиции рассаживать учеников парами, для чего и нужны двухместные столы, а преобладание индивидуализма — к традиции рассаживать учеников по одному, для чего нужны одноместные столы). По степени общности в социологии можно выделить три уровня теоретического знания. 1. Объяснение ad hoc (лат. — по случаю), т. е. концептуальная модель, создаваемая в данное время в данном месте в качестве теории наблюдаемого единичного явления. •2. Теория среднего уровня[8], т. е. частная (или, иными словами, специальная) теория, с помощью которой описывается и объясняется некоторый ряд или определенная категория социальных явлений (например, теория развития капитализма М. Вебера или теория социальных функций мебели Ж. Бодрийяра). 3. Общесоциологическая теория, т. е. универсальная теория, с помощью которой можно было бы описывать и объяснять любые социальные явления и процессы. В начальный период развития социологии велись дискуссии о том, какой способ познания является главным: создание теорий, способных объяснить и заменить логически связной системой понятий и утверждений большие, но разрозненные массивы фактических данных, или получение конкретной информации, непосредственно характеризующей объект и способной заменить абстрактные рассуждения о нем. Теперь же теоретическая и эмпирическая составляющие исследовательской деятельности связаны отношениями взаимообмена: теории служат источником исследовательских подходов и гипотез, направляющих процесс сбора и анализа эмпирических данных, а эмпирические обобщения — материалом для построения концептуальных моделей. Теорию и сбор эмпирических данных социологи интегрируют в общий процесс исследовательской работы посредством дедукции (от лат. deductio — выведение) — логических построений, выводящих из «общего» - теоретических положений «частное» — гипотезы, допускающие проверку фактами. Полученные эмпирические данные и построение теории социологи связывают посредством индукции (от лат. inductio — наведение) — логических построений, приводящих от «частного» — отдельных фактов к «общему» — обобщению, позволяющему строить концептуальную модель. Содержание эмпирической социологии составляет фундамент науки о социальной обусловленности явлений, определяет основу ее развития. Содержание теоретической социологии определяет достигнутый уровень и направление дальнейшего развития науки о социальной обусловленности явлений (рис. 1.1). Прагматическая дифференциация внутри социологии, т. е. разделение по критерию цели и использования результатов исследования, разграничивает академическую и прикладную социологию. Академическая социология — это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания. Основным результатом исследований в рамках академической социологии является развитие социологии как науки, т. е. создание новых теорий, получение новых эмпирических обобщений, разработка и апробация новых методов и приемов сбора и анализа данных. Исследования фундаментального характера ведутся главным образом на базе научно-исследовательских институтов и университетов. Здесь социология развивается как строго научное знание и самостоятельная научная и учебная дисциплина. Прикладная социология —. это совокупность исследований, цель которых — получение практически полезного знания. Основным результатом прикладного исследования является выработка с помощью научных средств — теоретических моделей и эмпирических методик — решения конкретной проблемы за пределами сферы поиска научной истины. Исследования прикладного характера осуществляются главным образом специализированными организациями, действующими на коммерческой основе и образующими своего рода индустрию исследований на заказ. Заказы на проведение прикладных социологических исследований могут поступать из сферы бизнеса (от промышленных предприятий, коммерческих и финансовых организаций), из сферы политики (от государственных структур, политических партий, средств массовой информации, кандидатов, ведущих избирательную кампанию), от общественных организаций (профсоюзов, правозащитных, экологических организаций и движений и т. п.). Прикладные социологические исследования в современных условиях, как правило, являются элементом или инструментом маркетинга, менеджмента, связей с общественностью (PR), т. е. социологические концепции и приемы исследовательской работы интегрированы в междисциплинарный аналитический и управленческий комплекс. Структурные компоненты социологии выделяются на основе различных критериев. Поэтому деление социологии на макро- и микросоциологию, общую и отраслевые социологии, теоретическую и эмпирическую социологию, академическую и прикладную социологию является многомерным, т. е. вполне возможно выделение, например, теоретических микросоциологических исследований и эмпирических макросоциологических исследований или эмпирических общесоциологических исследований и теоретических исследований в частной отрасли социологии. Зачастую такое деление довольно условно. Следует учитывать, что предложенная модель структуры социологии — это не установление границ, разделительных линий внутри социологии, а схема, позволяющая систематизировать разнообразные виды и аспекты исследовательской деятельности социологов. Контрольные вопросы 1. Что является предметом социологии? A) общество и его структуры; Б) социальная обусловленность явлений; B) совместная жизнь людей. 2. Кому принадлежит идея, что предмет социологии составляют со A) Питириму Сорокину; B) Эмилю Дюркгейму. 3. Кто является автором концепции социологического воображения? A) Жан Бодрийяр; Б) Чарльз Райт Миллс; B) Эмиль Дюркгейм. 4. Какая из данных составляющих социологии представляет собой A) теоретическая социология; B) академическая социология. 5. Какого рода структурную дифференциацию отражает деление со A) методологическую; B) прагматическую. 6. Какие уровни теоретического знания существуют в социологии? A) объяснение ad hoc, частные (специальные) теории, общесоцио Б) объяснение ad hoc, типологизация, концептуальная схема; B) эмпирическое обобщение, теории среднего уровня, общая теория. 7. На какие части можно разделить социологию по критерию онто A) макросоциология, мезосоциология, микросоциология; B) минисоциология, мидисоциология, максисоциология. 8. К какой категории исследований относится социология семьи? A) отраслевой социологии; B) эмпирической социологии. 9. Для какой категории исследований главным содержанием работы исследователя являются сбор и анализ фактических данных об объекте? A) прикладной социологии; B) эмпирической социологии. 10. Какой тип логических построений характерен для эмпирического обобщения? A) индукция; B) дезъюнкцня. Глава 2 ПАРАДИГМЫ В СОЦИОЛОГИИ Структуру и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учета того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в ней существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, т. е. дающими ответы на вопросы, что, как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследований, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская, критическая, интерпретативная, феноменологическая и т. п. Основой для развития и существования в социологии различных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам. > Парадигма — концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем. Понятие «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, образец) в социологию было введено американским историком и социологом науки Томасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников, и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля служили в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения проблем при изучении природных явлений, а в Новое время их заменили в качестве образца труды Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что после научной революции ученые имеют дело с иным миром. Ситуация в современной социологии несколько отличается от модели развития науки, предложенной Куном. Руководствуясь данным им определением, можно выделить три главных признака существования парадигмы: 1) наличие оригинальной концепции, служащей универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений; 2) наличие классиков, труды которых являются образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений; 3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем. В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся перечисленными признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что одновременное существование множества парадигм не является свидетельством кризиса, что социология — это мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер. Муль-типарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы ранее созданные не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены. Из общего множества парадигм, существующих в современной социологии, можно выделить основные, наиболее часто применяемые в социологических исследованиях и привлекающие наибольшее число исследователей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 3344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.012 с.) |