Сущность педагогического эксперимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность педагогического эксперимента.



Одно из требований к педагогическому исследованию гласит: если сущность исследования допускает применение эксперимента, то он должен быть введен в научную работу. И.П.Павлов так писал о преимуществах эксперимента перед наблюдением: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» (ПСС. – Т.2.–1946.– С.357).

Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создает возможности для подобного воспроизведения изучаемых явлений путем намеренной организации учебно-воспитательного процесса. Другими словами, характерной чертой педагогического эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление.

Но было бы ошибочно понимать подобное вмешательство примитивно, лишь как изолированное одноактное воздействие на изучаемое явление. Намеренная организация условий предусматривает ее системность на протяжении достаточно длительного периода времени с одновременным установлением связей изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае становится возможным вскрыть природу изучаемого явления, причины, обусловливающие его необходимость, установить способы управления им.

Сущность вмешательства в естественный ход педагогического процесса сводится, как правило, к абстрагированию, то есть к искусственному вычленению какой-либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. Известно, что эффективность педагогического процесса зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей личности педагога, контингента занимающихся, методов обучения и пр. Следовательно, необходимо искусственно изолировать изучаемый фактор от влияния всех других. Только в этом случае можно быть уверенным, что зафиксированный результат исследования, например, от изучаемого нового метода обучения, есть последствие именно этого метода, а не какого-либо другого фактора: возраста, пола, уровня подготовленности и пр.

Однако абстрагирование не является самоцелью. Это лишь первоначальная ступень познания явления в многообразии его связей. Последовательно изучая каждую из сторон явления, необходимо объединять фактический материал, с тем, чтобы охарактеризовать явление в целом.

Любой эксперимент может дать объективные результаты только в том случае, если будет осуществлен тщательный контроль за факторами, действующими на эффективность учебно-воспитательного процесса в эксперименте. Для выравнивания действующих факторов и контроля за ними в ходе эксперимента целесообразно все факторы разделить на две группы: экспериментальные и сопутствующие.

Под экспериментальными факторами понимаются те, которые искусственно вводятся в соответствии с гипотезой в учебно-воспитательный процесс, и те, которые являются результатом действия первых.

Надо сказать, что употребляемый в педагогической литературе термин «переменный фактор» заимствован из математики и, хотя ему и придается специфическая смысловая нагрузка, не может расцениваться более удачным, чем «экспериментальный фактор». Дело в том, что термин «переменный фактор» слишком условен и в равной мере может относиться к любым факторам, действующим в учебно-воспитательном процессе.

Тот фактор, который умышленно вводится в учебно-воспитательный процесс, называется причинным (или независимым) экспериментальным фактором (например, новый метод развития силы), а тот, который вследствие этого получает определенную величину или качество (часто не такие, какие получали ранее при использовании старого фактора), - следственным (или зависимым) экспериментальным фактором (например, более высокий уровень развития силы за более короткий период времени).

Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что данные факторы могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они должны быть максимально уравнены. Не случайно эти факторы иногда называют «реальными помехами» (Л.Ф.Спирин).

Сложность контроля за сопутствующими факторами состоит в том, что не все они подвластны воле экспериментатора. Поэтому среди них целесообразно выделять две разновидности. Первую можно назвать уравниваемыми сопутствующими факторами. Это те факторы, которые действительно могут быть предусмотрены и уравнены (например, разминка спортсмена при исследовании нового метода обучения двигательному действию). Вторую разновидность есть основания именовать спонтанными сопутствующими факторами. Они непредвиденно возникают и трудно поддаются управлению (например, настроение спортсмена).

Нельзя забывать, что любые изучаемые педагогические явления органически вплетены в содержание жизни исследуемого как личности. Искусственно вырвать его из динамичного взаимодействия с окружающей средой, изолировать от действия неконтролируемых факторов практически невозможно. В этом кроется и специфика, и главная трудность любого педагогического эксперимента.

Зная все разновидности действующих в эксперименте факторов, исследователь обязан тщательно организовывать их воздействие, обращая особое внимание на спонтанные факторы. Контроль за действием факторов осуществляется как в ходе подготовки к эксперименту (см. «Подбор исследуемых», «Организация условий»), так и в процессе его, стремясь предотвратить их нежелательное воздействие на конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Следует помнить, что проблема контроля в педагогическом эксперименте остается очень сложной из-за действия множества факторов, порою не поддающихся управлению. Поэтому и разработка этой проблемы в настоящее время еще далека от завершения.

Особенно сложно учитывать действие всех факторов при экспериментах в классно-урочной системе занятий. Школьные классы как совокупности учеников, составляющие экспериментальные и контрольные группы исследуемых, не в состоянии отвечать всем требованиям случайной выборочной совокупности. Даже в одной и той же школе (не говоря уже о школах других городов и регионов) два параллельных класса могут иметь разные уровни подготовленности, неодинаковую воспитанность и пр. Практически невозможно из разных классов, разных школ комплектовать экспериментальные и контрольные классы строго придерживаясь требований случайного отбора. Именно поэтому педагогические эксперименты в подобных условиях некоторые исследователи относят к числу квазиэкспериментов, то есть нестрогих экспериментов (В.С.Аванесов). Такова реальность, с которой нельзя не считаться и которая требует самого тщательного учета действия всех факторов и всестороннего анализа результатов эксперимента.

Каждый педагогический фактор должен иметь определенную характеристику. Она может включать: 1) качественную оценку в виде того или иного словесного описания; 2) количественную – в виде самых разнообразных оценок (от балльных до метрических), получаемых в результате измерений; 3) статистическую – в виде показателей зависимости между разными факторами, вычисляемых методами статистических связей (Л.Б.Ительсон). Целесообразно стремиться к характеристикам, имеющим несколько оценок, например, количественную и качественную.

Таким образом, эксперимент – это одна из сфер человеческой практики, в которой добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по задачам исследования условий, по возможности исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).

Рекомендуемая литература:

1.Ашмарин Б.А., Альмуханов Б.О. Педагогические исследования в физическом воспитании. Учеб. для студентов фак. физической культуры педагогических институтов и университетов. Рукопись. –Уральск, 2010. -107с.

2.Шкутина Л.А., Плотников В.М., Егоров В.В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. –Алматы: Гылым, 2000

3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология (схемы и тесты). –М.: Владос пресс, 2006. –С.24

 

Лекция №11

Тема: Педагогический эксперимент

Содержание лекций

1. Виды педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, естественный, лабораторный, глобальный, локальный

Цель лекции:

Довести до слушателей сущность педагогического эксперимента

Ключевые слова: эксперимент, педагогический эксперимент, лабораторный эксперимент, констатирующий эксперимент, естественный эксперимент, глобальный и локальные эксперименты.

Основные вопросы и краткое содержание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.244 (0.006 с.)