Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное исследование как основная форма научной работы

Поиск

Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие их труд как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная научная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых порах овладения навыками научной работы больше возникает вопросов именно методологического и научно-практического характера. Им, прежде всего, не достает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть это более подробно.

Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии.

Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином болеесовершенном виде.

Изучать в научном смысле – это, значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования.

Но в то же время научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле – это, значит, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохораскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Научно изучать – это, значит, вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями.

Научно изучать – это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной линии исследования.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые, на первый взгляд, кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начало важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать общепознавательное, теоретическое и практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования – творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его имя. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней нетолько отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности

Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. В основе идеи лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее «в лоб».

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, только плановое, хорошо оснащенное современными средстваминаучное исследование, позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.

Научное исследование – очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного «высокого накала», работы с огоньком. Если исследование выполняется равнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничего существенного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с подвигом. Как и подвиг, оно требует максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.

В ней можно выделить три основных уровня.

Первый, наиболее общий — военная меганаука. Имеет своим объ­ектом отношение мир — война с их материальными и духовными состав­ляющими, военную силу во всех измерениях. Предметом ее являются внутренние, необходимые, существенные связи и отношения общества в условиях мира и войны, складывающиеся в результате диалектического взаимодействия военной силы с политикой, экономикой, наукой, мыс­лью, духом, а также законов, определяющих военное партнерство, проти­востояние и противоборство как в мирное время, так и в ходе войны. Многие из этих составных элементов уже есть в учении о войне и армии (сущность и характер войны, ее причины и условия возникновения, военная мощь государства как единство экономических, социальных, политических, научных, духовных и иных потенциалов, происхождение и природа вооруженных сил и т.д.), а также в теории конфликтов, геополи­тике и в некоторых других сферах научного знания. Задача состоит в том, чтобы определенным образом их структурировать и привести в систему теоретических знаний.

Второй уровень представляет традиционная наука, об объекте и предмете которой уже достаточно сказано ранее. Здесь лишь добавим, что в связи с современными тенденциями в сфере материальных средств военного дела и вооруженной борьбы различных масштабов и характера она нуждается в новой систематизации.

Третий уровень складывается из таких частных теорий и научных дисциплин, как теория военно-морского искусства, теория артиллерии, военно-воздушных сил и т.д.

Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие их труд как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная научная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых порах овладения навыками научной работы больше возникает вопросов именно методологического и научно-практического характера. Им, прежде всего, не достает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть это более подробно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.01 с.)