Тема 2.2. «Теоретические основы педагогического менеджмента» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. «Теоретические основы педагогического менеджмента»



 

Аудиторная работа

Практическое занятие 6. «Теоретические основы педагогического менеджмента».

 

План практического занятия:

1. Предмет и задачи педагогического менеджмента.

2. Общая характеристика педагогического менеджмента.

3. Понятие, виды и структура деятельности.

4. Сущность и структура управленческой деятельности в образовательном учреждении.

5. Методы и технологии педагогического менеджмента. Экономические, организационно-распорядительные, психологические методы.

6. Функции управления в образовательной организации.

Практическое занятие 7. «Теоретические основы педагогического менеджмента».

 

План практического занятия:

1. Принципы и механизмы управления образовательными системами.

2. Характеристика принципов управления.

3. Механизмы комплексного оценивания.

4. Механизмы экспертизы.

5. Конкурсные механизмы (тендеры).

6. Механизмы распределения ресурса.

7. Механизмы финансирования.

8. Механизмы стимулирования.

9. Механизмы комплексного управления.

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1. Работа по группам.

2. Изучение и анализ учебно-методических материалов по теме 2.2..

3. Написать конспект по вопросам практического занятия.

Самостоятельная аудиторная работа по теме 2.2.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1. Общая Изучение и анализ учебно-методических материалов по теме 2.2; . Устный опрос,
  Индивидуальная Конспектирование, проработка конспекта; ответы на формулируемые преподавателем вопросы Написать конспект по вопросам практического занятия Конспект;

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме 2.2.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Изучение учебно-методических материалов по теме 2.2.; Проработка плана практического занятия по теме при подготовке, эссе по теме 7-я неделя семестра конспект, эссе выступление по теме практического занятия  

Рекомендации для написания эссе:

Эссе – это относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем, самостоятельная письменная реферативно-аналитическая работа, освещающая современное состояние конкретной научной проблемы и содержащая ответ на вопрос о перспективах и возможных путях ее решения.

Написание эссе как вид учебной деятельности похоже на участие в дискуссии, хотя определенные отличия есть. Объем эссе обычно – 5-7 страниц. Эссе бывает довольно сложно оценить. Тем не менее (это все-таки учебное эссе) главным критерием оценки эссе будет степень отражения в нем изученного материала. Должна быть также оценена оригинальность подхода студента к проблеме, аргументация, способность обоснованно отстаивать свою точку зрения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Связи менеджмента в сфере образования с другими науками.

 

Задание для самостоятельного изучения:

1. Написать программу по теме «Связи менеджмента в сфере образования с другими науками».

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и характеристику педагогического менеджмента.

2. Что является предметом педагогического менеджмента?

3. Каковы цель и задачи изучения педагогического менеджмента?

4. Какое значение имеют управленческие знания для деятельности преподавателя и руководителя?

5. С какими науками связан педагогический менеджмент? Как реа­лизуются эти связи?

6. Какова структура управленческой деятельности в образовательном учреждении?

7. Сходства и различия функций управления на предприятии и в образовательной организации?

8. Как осуществляется оценка качества за рубежом?

Форма текущего контроля: устный опрос, конспект,эссе, выступление по теме практического занятия.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: 3.1.1, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.13, 3.2.6, 3.3.2, 3.4.11, 3.52, 3.5.3..

 

Тема 2.3. «Управление образовательными системами как разновидность социального управления»

 

Аудиторная работа

 

Практическое занятие 8. «Современные подходы к организации управленческой деятельности в образовательных системах»

 

План практического занятия:

1. Специфика управления образовательными системами.

2. Современные подходы к организации управленческой деятельности в образовательных системах.

3. Тенденции в современном образовании: гуманизация и гуманитаризация, воспитательная компонента.

4. Педагогический аспект управления в образовании.

5. Организация деятельности коллектива, методы управления коллективом.

 

Практическое занятие 9. «Управление образовательными системами как разновидность социального управления»

 

План практического занятия:

1. Значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей.

2. Преподаватель как субъект педагогической деятельности.

3. Образовательный процесс как объект управления.

4. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

5. Педагогический коллектив как объект управления.

6. Менеджмент качества образования.

Контрольные вопросы:

1. К какому виду деятельности относится руководство людьми?

2. Из каких компонентов складывается структура управленческой деятельности?

3. Какие функции и задачи менеджмента связаны с психологиче­скими знаниями?

4. На каких принципах строится система управления образователь­ным учреждением?

5. Что проявляется в стиле руководства кроме методов управления?

6. В чем суть ситуационного стиля руководства?

 

Практическое занятие 10. «Оценка эффективности педагогического менеджмента»

 

План практического занятия:

1. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента и их оценивание.

2. Оценка эффективности педагогического менеджмента.

Самостоятельная аудиторная работа по теме 2.3.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1. Общая Изучение и анализ учебно-методических материалов по теме 2.3; Устный опрос
  Индивидуальная Конспектирование, проработка конспекта; ответы на формулируемые преподавателем вопросы Написать конспект по вопросам практического занятия Конспект;

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме 2.3.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Изучение учебно-методических материалов по теме 2.3.; Подготовить электронную презентацию по одному из вопросов темы 2.3. 8-я неделя семестра Конспект, электронная презентация  

Рекомендации по созданию электронной презентации PowerPoint:

1. Технические требования: шрифт: Arial, размер шрифта: не меньше 14, количество слайдов: не более 10 (без учёта титульного слайда, на котором указывается тема и ФИО каждого из авторов презентации).

2. Содержательность (краткая и ёмкая передача смысла темы). Наличие вывода (законченный характер презентации).

3. Презентация должна быть оформлена в рамках конкретного стиля.

5. Презентация готовится в 4–5 подгруппах (т.е. на зачётном мероприятии будет заслушано 4–5 выступлений и просмотрено такое же количество презентаций). Заранее членами каждой подгруппы должны быть подготовлены вопросы, которые будут заданы выступающим и их подгруппам.

Критерии оценки презентации

1. Выступление не более 5 минут.

2. Красота, ясность и чёткость речи выступающего.

3. Содержательность и последовательность информации.

4. Ясность и чёткость подачи материала.

5. Стиль, оригинальность оформления.

6. Наличие продуктивных вопросов по теме и содержательных ответов на поставленные вопросы.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Анализ, целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и регулирование.

Задание для самостоятельного изучения:

1. Изучение учебно-методических материалов по теме 2.3.;

2. Подготовить электронную презентацию по одному из вопросов темы 2.3.

 

Контрольные вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте современные подходы к организации управленческой деятельности в образовательных системах.

2. В чем состоит специфика управления образовательными системами?

3. Каково значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей?

4. В чем заключается управление учебно-познавательной деятельностью учащихся?

5. Перечислите организационные формы управлен­ческой деятельности в образовательном учреждении.

6. Охарактеризуйте факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента.

7. Каким образом осуществляется оценка эффективности педагогического менеджмента?

8. Каким образом осуществляется фун­кция контроля во внутришкольном управлении?

9. Дайте характеристику методам внутришкольного контроля.

 

Форма текущего контроля: устный опрос, конспект, выступление по теме практического занятия, электронная презентация.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: 3.1.1, 3.1.2, 3.1.5, 3.1.6, 3.1. 7, 3.1.10, 3.1.13, 3.2.1, 3.2.5, 3.3.1, 3.4.6-3.4.9, 3.5.2.

Раздел III. «Основные пути повышения эффективности управления современным образованием»

Тема 3.1. «Пути совершенствования организации образования».

Аудиторная работа

 

Практическое занятие 11. «Пути совершенствования организации образования».

 

План практического занятия:

1. Системный подход в управлении современным образованием как основа повышения его эффективности

2. Принципы эффективного управления технологической основой современного образования.

Практическое занятие 12.« Пути совершенствования организации образования ».

 

План практического занятия:

1. Динамика управления: процессы менеджмента в образовании.

2. Управление функционированием и развитием.

3. Инновационный потенциал развития менеджмента в образовании.

Самостоятельная аудиторная работа по теме 3.1.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1. Общая Работа по группам Изучение и анализ учебно-методических материалов по теме 3.1.; Написать конспект по вопросам практического занятия. Устный опрос, конспект

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме 3.1.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Изучение и анализ нормативно-правовых актов, учебно-методических материалов по теме 3.1.; Проработка плана практического занятия по теме при подготовке - Написать реферат 10-я неделя семестра конспект, выступление по теме практического занятия, реферат.  

Примерная тематика рефератов и рекомендации по их написанию:

Примерные темы рефератов:

1. Проблемы управления современной системой образования.

2. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования.

3. Государственная система образования России.

4. Зарубежный опыт совершенствования управления образованием.

5. Научные основы профессиональной управленческой деятельности.

6. Теоретические основы педагогического менеджмента.

7. Управление образовательными системами как разновидность социального управления. Проблемы педагогического менеджмента.

8. Основные пути повышения эффективности управления современным образованием.

9. Пути совершенствования организации образования.

10. Становление новых организационных структур в образовательной системе.

Рекомендации по написанию реферата:

Реферирование (от лат. referre – докладывать, сообщать- это творческая работа обучаемого по предмету, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы. Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений.

Требования к реферату:

  1. Выполнение правил оформления реферата.
  2. Структура реферата:

2.1.Введение (Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования. Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.)

2.2. Основная часть.

В данном разделе должна быть раскрыта тема. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

2.3. Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

2.4. Список литературы

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

2.5. Приложение

Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.д. Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

 

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

2.6. Содержание (оглавление реферата)

Содержание (оглавление) реферата – это перечисление глав реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

 

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:

1.Титульный лист

2.Оглавление

3.Введение (обоснование выбранной темы)

4.Основная часть

5.Заключение (выводы)

6.Список использованной литературы

7.Приложения (если таковые имеются)

 

Реферат должен быть аккуратно оформлен. Приветствуется творческий подход при написании реферата (наличие иллюстраций, приложений и т.д.).

Критерии оценки:

1.новизна реферированного текста

2. степень раскрытия сущности проблемы.

3. обоснованность выбора источников.

4. соблюдение правил к оформлению.

 

Реферат должен быть аккуратно оформлен. Приветствуется творческий подход при написании реферата (наличие иллюстраций, приложений и т.д.).

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Особенности управления современным педагогическим процессом.

2. Пути совершенствования организации образования

3. Развитиерыночных отношений в сфере образования

Задание для самостоятельного изучения:

1. Написать конспект по одной из тем для самостоятельного изучения.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются особенности управления современным педагогическим процессом?

2. В чем заключается системный подход в управлении современным образованием?

3. Какова специфика внедрения инновационной деятельности в образовании?

4. В чем заключается государственная инновационная политика и правовое регулирование инновационной деятельности в образовании?

5. Раскройте проблемы практического внедрения инновационных процессов в образовании?

6. Что такое педагогическая инноватика?

7. Охарактеризуйте систематику педагогических нововведений.

 

Форма текущего контроля: устный опрос, конспект, выступление по теме практического занятия, реферат.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: 3.1.1, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.12, 3.1.14, 3.2.8, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.5, 34.7, 3.5.1, 3.5.3.

 

3.2. Тема: «Становление новых организационных структур в образовательной системе»

 

Аудиторная работа

 

Практическое занятие 13.« Функциональное моделирование как направление совершенствования управления системой образования »

 

Аудиторная работа

 

План практического занятия:

1. Функциональное моделирование как направление совершенствования управления системой образования — теоретические и методологические принципы и особенности применения в сфере образования.

2. Функциональная модель управления образованием на основе анализа образовательного процесса.

3. Определение требований к управлению образованием и их отражение в модели процесса функционирования и управления образования.

Практическое занятие 14. «Становление новых организационных структур в образовательной системе»

 

План практического занятия:

1. Формирование новой модели вуза под влиянием современных информационных технологий.

2. Развитие дистанционных и открытых университетов на новой технологической основе.

3. Консорциум университетов, телеуниверситетов, виртуальный университет.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме 3.2.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1. Общая 1. Практическое занятие (в интерактивной форме) - « Кейс-метод » - объединиться в группы по 5-6 человек для – работы с учебно-методическими материалами, - в виде таблицы на основе изучения учебно-методических материалов (кейсов) рассмотреть вопросы задания по самостоятельной работе; Представление результатов «Кейс-метода» - оглашение разработанного группой таблицы; - коллективный анализ результатов работы, рефлексия;
  Индивидуальная - разработать глоссарий по теме «Становление новых организационных структур в образовательной системе». ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; - участие в диалоге с преподавателем.Конспектирование, проработка конспекта; ответы на формулируемые преподавателем вопросы Написать конспект по вопросам практического занятия Конспект, глоссарий;

 

Рекомендации к использованию кейс-метода:

Кейс-метод - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Ставится задача совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- не устаревать слишком быстро;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений.

 

Рекомендации к составлению глоссария:

Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

-старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

 

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1. Изучение и анализ учебно-методических материалов по теме 3.2..

2. Рассмотреть содержание специфики формирования новой модели вуза под влиянием современных информационных технологий.

3. Проанализировать опыт развития дистанционных и открытых университетов на новой технологической основе.

4. Выявить особенности работы консорциума университетов, телеуниверситетов, виртуальных университетов.

5. Проанализировать опыт работы распределенных вузов как новых образовательных моделей.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме 3.2.:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Изучение и анализ учебно-методических материалов по теме 3.2.; Проработка плана практического занятия по теме при подготовке. Конспектирование.   12-я неделя семестра Конспектирование

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Распределенный вуз как новые образовательные модели.

 

Задание для самостоятельного изучения:

1. Написать конспект по теме «Распределенный вуз как новые образовательные модели».

 

Контрольные вопросы:

1. Что предполагают такие новые организационные формы современного университета, как дистанционный и открытый университеты?

2. Почему открытый университет называют «открытым»?

3. Опыт каких вузов мира вы можете привести в пример открытых университетов?

4. Что такое консорциум университетов?

5. Охарактеризуйте общую схему функционирования консорциума университетов.

6. Какую систему управления предполагает виртуальный университет?

7. Чем отличается телеуниверситет от виртуального университета?

 

Форма текущего контроля: устный опрос, конспект, выступление, п редставлением результатов «Кейс-метода», оглашение разработанного группой глоссария, коллективный анализ результатов работы, рефлексия.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: 3.1.1, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.12, 3.1.14, 3.2.3, 3.3.7, 3.4.1, 3.4.3, 3.5.1, 3.5.3.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Проблемы педагогического менеджмента»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.139 с.)