ТОП 10:

Инновации в торговой деятельности: понятие и классификация.



Сегодня инновационные процессы в торговле находятся на этапе динамичного развития, о чем свидетельствует широкий спектр инновационных технологий, которые используются субъектами торговой деятельности. При этом инновации в торговле распространяются значительно быстрее, чем в производстве, и обычно не требуют предварительных научных исследований и больших объемов капиталовложений.

Классификация видов инноваций субъектов торговой деятельности следующая:

- в зависимости от вида деятельности предприятия: инновации в торговле и инновации в розничной торговле;

- зависимости от технологии применения: продуктовые инновации и процессные инновации;

- зависимости от источников финансирования: инновации за счет прямых источников и инновации за счет косвенных источников;

- зависимости от типа новизны: инновации для отрасли и инновации для отдельного субъекта торговой деятельности.

Э. Блондо выделил 7 типов инноваций в розничной торговле (радикальные, пошаговые, социальные, технические, революционные, локальные и архитектурные). По сути, приведенная им типология инноваций в торговле больше может считаться перечнем, но не классификацией, поскольку в ней не усматриваются классификационные признаки.

В связи с этим, в целях определения роли инновационных процессов в деятельности современных торговых организаций, необходимо все имеющиеся типы и виды инноваций в торговле сгруппировать в соответствии с классификационными признаками. На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле. Такое деление обусловлено особенностями ведения деятельности как оптовых, так и розничных организаций.

В зависимости от технологии внедрения инновации в торговле подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации используют новые полуфабрикаты и ингредиенты для изготовления принципиально новых продуктов и товаров. Процессные предусматривают использование новых методов производства товаров за счет внедрения нового оборудования.

По источникам финансирования инновации подразделяются на финансируемые за счет прямых и косвенных источников. К прямым источникам относятся банковские кредиты, привлеченные средства частных инвесторов, средства от продажи свободных активов, патентов и лицензий, а также собственные средства организаций торговли. Косвенным источником, как правило, является приобретение оборудования по договору лизинга.

По типу новизны инновации можно разделить на новые для торговой отрасли и новые для конкретного торгового предприятия. Инновации, касающиеся торговой отрасли в целом, связаны с появлением новых форм и видов торговли. Среди часто встречающихся можно отметить следующие формы торговли: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение инноваций в торговле – это набор определенных процессов, которые происходят внутри торгового предприятия и приводят к повышению конкурентоспособности предприятия, росту производительности труда и увеличению прибыльности.

Но для создания нового и модернизации действующего оборудования, освоения новых технологий, насыщения потребительского рынка востребуемыми товарами необходим приток средств. Основу ресурсного обеспечения инновационной деятельности составляют инвестиции, отсутствие которых делает процесс создания и внедрения нововведений невозможным. Поэтому в качестве третьей причины недостаточного уровня освоения инноваций торговыми предприятиями, можно назвать неразвитость механизмов финансирования инновационной деятельности.

Обозначенные проблемы предполагают решение следующих основных задач:

Совершенствование правового регулирования отношений в инновационной сфере, что позволит повысить правовую культуру участников отношений.

Разработка единого методологического подхода к определению понятия инноваций в торговле и их классификации.

Обеспечение информационной прозрачности инновационной деятельности с помощью проведения выставок-ярмарок в рамках содействия внедрения инноваций в торговлю, выпуск информационных и рекламных материалов, продвижение инновационных проектов до предприятий.

Консолидация финансовых средств инвесторов, привлечение потенциальных инвесторов к финансированию инноваций.

Подготовка специалистов для реализации инновационных проектов. Сотрудников следует стимулировать к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Без системного подхода к усилению мотивационной составляющей, без формирования нужного отношения к поставленным задачам и без поддерживающей инновации организационной культуры невозможно будет добиться успехов.

Рассматривая инновации в торговой сфере ученые и специалисты-практики преимущественным образом сосредоточены на специфических чертах инноваций в зависимости от вида торговли – розничная и оптовая. Согласно этому исследуются предпосылки и последствия внедрения в практическую деятельность субъектов торговой деятельности ряда нововведений, существенным образом повлияли на вектор развития торгового бизнеса. В розничной торговле – это штриховое кодирование товаров, кредитные карты, новые типы торговых объектов, новые формы и методы осуществления торговли и др. Инновации в торговле, прежде всего, связывают с распространением товарно-распределительных центров и складов как важного элемента логистической системы.

Использование прогрессивных технологий открывает перед субъектами торговой деятельности новые возможности и перспективы для повышения рентабельности, а также формирование имиджа торгового объекта и лояльности покупателей. Наиболее эффективным средством для совершенствования развития инновационной деятельности в торговле на перспективу может стать инновационная активность самих субъектов торгового предпринимательства и украинского законодательства, направленные на стимулирование нововведений.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.006 с.)