ТОП 10:

Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения. Роль складов в процессе товародвижения.



 

Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения является торговля, при посредстве которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Рациональная организация процесса товародвижения является одной из важнейших функций торговли. Она должна обеспечивать прохождение товара через минимальное число звеньев.

На предприятиях оптовой и розничной торговли выполняется целый комплекс торговых (коммерческих) и технологических (производственных) операций.

К торговым (коммерческим) операциям относят:

изучение и прогнозирование покупательского спроса и определение потребностей в товарах;

выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

организация закупочной работы;

рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами;

организация операций по продаже товаров.

Технологические операции связаны с движением товара как потребительной стоимости. Они являются продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят следующие операции: транспортировка, хранение, подсортировка, подготовка товаров к продаже и т. д.

На организацию процесса товародвижения оказывают влияние производственные, транспортные, социальные и торговые факторы.

К числу производственных факторов следует отнести: размещение производства, специализацию производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывают транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, состояние перевозочных средств и т. д.

К социальным факторам относятся: расселение населения, уровень его денежных доходов, половозрастной состав и т. д.

На процесс товародвижения влияют следующие основные торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, их типы, применяемые методы продажи товаров, свойства товаров, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников.

Рациональная организация процесса товародвижения основывается на соблюдении следующих основных принципов:

применение кратчайших путей движения товаров;

использование оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия;

выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

В практике организации товародвижения находят применение транзитная и складская формы. При транзитной форме товародвижения товары завозят в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий.

Складская форма товародвижения применяется в основном при доставке на розничные торговые предприятия товаров сложного ассортимента, требующих подсортировки.

Важнейшими условиями рациональной организации процесса товародвижения являются:

централизация фасовки, упаковки и рекламного оформления товаров;

унификация торгово-технологического оборудования, тары, транспортных средств;

широкое применение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ;

унификация схем погрузочно-разгрузочных работ на различных видах транспорта, оптовых и розничных предприятиях.

Перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления в процессе товародвижения невозможно без образования в определенных местах необходимых товарных запасов, для хранения которых нужны соответствующие складские устройства.

Под складом понимают устройство (сооружение), предназначенное для хранения товаров. Помимо хранения, в складских помещениях осуществляется большой набор работ, связанных с приемкой, сортировкой, расфасовкой, упаковкой, отпуском и транспортировкой продукции в розничную торговую сеть.

Накопление нормальных товарных запасов - важная роль складов в процессе товародвижения, обеспечивающая непрерывность и планомерность движения общественного продукта из сферы производства в сферу потребления. Образование товарных запасов связано с необходимостью их хранения. Организовать оптимальное хранение - первейшая задача товарного склада.

Кроме того, склады осуществляют проверку качества и количества поступающих товаров, их подсортировку, товароснабжение розничной торговой сети.

В соответствии с потребностями розничных торговых предприятий на складах проводится подсортировка товаров, поступающих в узком производственном ассортименте от многочисленных специализированных предприятий-изготовителей. Осуществляя преобразование производственного ассортимента в торговый, склады концентрируют широкий торговый ассортимент, необходимый для бесперебойного удовлетворения заявок магазинов и покупательского спроса населения.

На крупных продовольственных складах создаются специальные фасовочные цехи, оснащенные современным фасовочным оборудованием. Фасовка товаров на крупных складах экономически более целесообразна, чем в небольших и средних магазинах, и стимулирует развитие продовольственных магазинов самообслуживания. Большая роль склада в процессе движения товаров принадлежит складам в подготовке товаров к продаже и организации рационального товароснабжения розничной торговой сети.

 

Складской технологический процесс: понятие, структура. Требования, предъявляемые к управлению торгово-технологическими процессами на складе.

 

Складской технологический процесс - совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к отпуску и отпуском продукции потребителю.

Обобщенный складской технологический процесс:

1. Поступление продукции на склад.

2. Разгрузка продукции.

3. Доставка продукции: на участок приемки склада; в зону хранения;

в приемочную экспедицию.

4. Приемка продукции по количеству.

5. Приемка продукции по качеству.

6. Перемещение сформированного пакета (поддона) в зону хранения склада.

7. Размещение продукции на хранение.

8. Хранение продукции.

9. Контроль над хранящейся продукцией.

10. Получение распоряжения к отгрузке со склада.

11. Отбор единиц продукции с мест хранения.

12. Перемещение продукции к участку (в зону) комплектации.

13. Комплектация продукции по заказам.

14. Проверка соответствия отобранной продукции данным счетов-фактур.

15. Упаковка продукции в инвентарную тару.

16. Наклейка (вложение) упаковочного листа.

17. Маркировка упаковки (тары).

18. Пломбирование инвентарной тары.

19. Перемещение упакованных тарных мест в зону погрузки:

из экспедиции отгрузки;

с участка комплектования;

из зоны хранения.

20. Оформление отгрузочных документов.

21. Подготовка отчетной документации.

Технологические процессы на складах разрабатываются с учетом ряда принципов, основными из которых являются:

1. сохранность потребительских свойств товаров (режим хранения, упаковка и др.);

2. параллельность выполнения операций (операции контроля);

3. ритмичность – повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени);

4. непрерывность – принцип, предусматривающий сокращение всякого рода перерывов технологического процесса);

5. прямоточность – на складах должно быть перемещение товаров максимально выпрямленным как при горизонтальном, так и при вертикальном перемещении;

6. поточность, в соответствии с которой все операции технологического цикла взаимосвязаны и подчинены единому расчетному ритму;

7. механизация и автоматизация складских операций технологического прогресса;

8. экономичность технологического процесса, выражается в показателях издержкоемкости, переработки одной единицы товара и рентабельности работы оптового предприятия в целом.

На складах оптовых предприятий, как и в промышленности, сложились два типа организации технологического процесса: а) единичный; б) поточный.

На практике эти два вида могут сочетаться. Единичный вид организации технологического процесса характеризуется индивидуальной обработкой каждой партии поступивших товаров, начиная с момента разгрузки транспортных средств, доставивших товар, до момента укладки на хранение их и индивидуальное выполнение каждого заказа грузополучателя.

Такой вид организации технологического процесса на складе характерен для большинства складов оптовых предприятий. При единичном виде организации технологического процесса рабочие места основных категорий работников не имеют территориального ограничения и при этом отсутствует разделение труда, что приводит к значительным нерациональным затратам рабочего времени на переходы, поиски товаров и др.

Поточный вид. Для поточного вида организации характерными признаками являются:

1. специализация рабочих мест на выполнение одной или нескольких смежных операций, но технологически сходных между собой;

2. разделение процесса обработки груза на отдельные операции и установление целесообразной последовательности их выполнения;

3. оснащение рабочих мест поточной линии специальным оборудованием и подача к рабочим местам необходимых запасов товаров, упаковочных материалов и тары;

4. наличие специального межоперационного транспорта для перемещения товаров и тары, поддерживающего заданный режим технологического процесса.

При поточном виде организации технологический процесс товар перемещается от одного рабочего места к другому, а зоны передвижения работников ограничивают его рабочим местом, исключение составляют водители механизмов.

Этот вид стимулирует технологический процесс в складском хозяйстве, он может быть применен при соблюдении следующих условий:

достаточной мощности товарного потока, обеспечивающего нормальную загрузку рабочих мест;

непрерывное и равномерное поступление и отпуск товаров;

строгая синхронность работы механического оборудования;

рациональная планировка складской площади, обеспечивающая непрерывность и последовательность движения товарного потока в процессе складской обработки;

тщательная обработка всего технологического процесса;

четкая организация труда на каждом рабочем месте.

На организацию технологического процесса поточного ведущую роль оказывает форма специализации товарных складов, которая может быть товарно-отраслевой, т.е. каждый склад специализируется на одной или на родственных группах товаров. При такой форме организации на каждом складе протекает полный технологический цикл с момента поступления до момента отпуска товаров.

 

10. Процесс оказания услуг торговли: понятие, этапы. Общие требования к услугам торговли

 

Услуга торговли - результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. Услуги торговли включают услуги розничной торговли и услуги оптовой торговли.

Процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Услуги розничной торговли включают в себя:

- реализацию товаров.

- оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;

- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;

- дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.

Услуги оптовой торговли включают в себя:

- складские операции;

- реализацию товаров;

- оказание помощи оптовым покупателям в приобретении (покупке) товаров;

- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;

- дополнительные услуги.

Реализация товаров на предприятиях розничной торговли включает в себя следующие основные операции:

- ознакомление покупателей с товарами;

- показ или демонстрацию товаров или образцов товаров покупателям;

- консультации покупателей;

- выбор товаров покупателями;

- организацию расчета за товары;

- упаковку купленных товаров;

- выдачу купленных товаров;

- доставку купленных товаров по заказу покупателей.

Реализацию товаров осуществляют на предприятиях торговли различных видов и типов с учетом их специфики и ассортимента товаров.

Расчет с покупателями за купленные товары может осуществляться за наличные денежные средства, безналичным способом, в том числе с применением кредитных карт. При расчете продажной цены за купленные товары учитывают наличие у покупателей дисконтной карты и подарочного сертификата.

Реализация товаров вне предприятий торговли включает:

- реализацию товаров торговыми агентами;

- реализацию товаров дистанционным способом;

- реализацию товаров через торговые автоматы;

- развозную торговлю;

- разносную торговлю;

- другие формы интерактивной продажи.

Дистанционный способ реализации товаров осуществляется посредством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, а также посредством электронных средств массовой информации, средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, Интернет-торговля, электронный магазин) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара. Дистанционный способ реализации товаров предполагает оказание услуг по доставке товаров путем их пересылки покупателям почтовыми отправлениями (почтовая и посылочная торговля) или иными способами.

К услугам по оказанию помощи в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении относят:

- прием и исполнение предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);

- прием и исполнение предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);

- комплектование заказов на товары и их упаковку;

- предоставление кабин для примерки товаров;

- организацию доставки товаров покупателям на дом или к месту заказа;

- упаковку купленных товаров;

- демонстрацию в действии принципиально новых товаров;

- демонстрацию моделей одежды;

- подгонку по фигуре покупателя и мелкую переделку купленной одежды, раскрой купленных тканей, подшив штор;

- организацию послепродажного обслуживания купленных товаров, в том числе организацию работ по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров на дому или в офисе у покупателя, услуги по сборке и установке мебели и других товаров;

- предоставление кабины или салона с оборудованием для прослушивания аудиокассет, просмотра продаваемых видеокассет, компьютерных дисков, дисков CD и пр.;

- растяжку купленных обуви и головных уборов;

- подгонку браслетов к часам.

К информационно-консультационным (консалтинговым) услугам относят:

- предоставление информации о товарах и их изготовителях, об оказываемых услугах, в том числе аудио- и видеосредствами;

- консультации специалистов по реализации товаров отдельных видов, в том числе по их назначению и применению;

- консультации дизайнеров по интерьеру, косметологов, диетологов и пр.;

- услуги по рекламированию товаров, включая проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания);

- организацию дегустаций новых продуктов питания и продовольственных товаров отдельных видов;

- обучение покупателей правилам пользования технически сложными товарами на дому или в офисе;

 

- проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов.

Предприятия торговли могут организовывать оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров, например:

- организацию мест (зон) отдыха покупателей;

- организацию комнаты матери и ребенка;

- организацию досуга детей, в том числе детских игровых комнат;

- организацию справочных бюро (на крупных предприятиях торговли);

- организацию питания покупателей;

- реализацию продуктов питания с организацией потребления на месте;

- гарантированное хранение купленных товаров;

- гарантированное хранение вещей покупателей (услуги гардероба);

- предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей покупателей и другие услуги;

- организацию стоянок такси на территории крупных торговых объектов;

- организацию оказания бытовых услуг и др.

Услуги общественного питания, оказываемые на территории торговых объектов, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50764 и Правилам оказания услуг общественного питания [2]. Бытовые и другие услуги, оказываемые на территории торговых объектов, должны соответствовать Правилам бытового обслуживания населения, другим отраслевым правилам оказания услуг и действующим стандартам на однородные бытовые услуги (услуги парикмахерских, услуги связи, фотоуслуги, транспортные услуги и т.п.).

Перечень услуг торговли, оказываемых предприятиями торговли, может быть расширен администрацией в зависимости от ассортимента реализуемых товаров с учетом специализации и местонахождения торгового объекта, специфики обслуживаемого контингента и совместимости услуг.

Общие требования к услугам торговли

Услуги торговли должны отвечать требованиям:

- социального назначения;

- функциональной пригодности;

- информативности;

- эргономичности;

- безопасности;

- эстетичности;

- культуры обслуживания.

Требование социального назначения услуг торговли предусматривает:

- обеспеченность услугами торговли и доступность для потребителей различных категорий;

- соответствие услуг торговли ожиданиям потребителей, включая ассортимент предлагаемой продукции, метод и форму обслуживания, профессиональный уровень обслуживающего персонала, номенклатуру оказываемых услуг;

- наличие в правилах обслуживания определенных льгот и условий для потребителей приоритетных категорий (дети, инвалиды и люди с ограниченными физическими возможностями и др.).

Социальную адресность услуг торговли учитывают при проектировании здания и помещений торгового объекта, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента товаров и др.

Требование функциональной пригодности услуг торговли предусматривает:

- точность и своевременность оказания услуг, включая соблюдение установленного режима работы предприятия торговли, соблюдение ассортиментного перечня товаров, соответствие времени оказания услуг, времени ожидания заказа установленным требованиям на предприятии, точность выписки счета и оформления кассового чека и др.;

- наличие товаров надлежащего качества;

- обеспечение условий для выбора потребителем товаров и услуг различных видов;

- соответствие обслуживающего персонала профессиональному назначению, в том числе компетентность и квалификацию персонала, умение общаться с потребителями, знание и соблюдение профессиональной этики поведения.

Требование информативности предусматривает наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей.

Требование эргономичности услуг торговли предусматривает:

- комфортность и удобство покупателей при приобретении товаров, включая удобное размещение товаров (выкладку) в торговых залах, входов, выходов, секций, оборудования, мебели, наличие лифтов, эскалаторов и тервалаторов и др.;

- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудования и т.п.;

- доступность информации возможностям восприятия покупателями.

Размещение товаров (выкладка товаров) должно обеспечивать товарный вид, доступность, удобство, наглядность, четкое разграничение товаров различных групп. Товары группируют по видам и назначению, по изготовителям, брендам, спросу, тематике.

Требование эстетичности услуг торговли предусматривает стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности, гармоничность дизайна, в том числе для архитектурно-планировочных решений помещений и интерьера предприятия торговли; оформления фасада здания, вывески, рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, оформления витрин, выкладки товаров, организации рабочих мест и оформления внешнего вида персонала. Требование культуры обслуживания предусматривает профессионализм и этику поведения обслуживающего персонала и включает такие характеристики, как вежливость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства и комфорта. На предприятиях торговли должен быть размещен на видном месте план эвакуации покупателей в чрезвычайных ситуациях и предусмотрен вызов экстренных служб (милиции, скорой помощи, пожарной службы).

Безопасность реализуемых товаров должна обеспечиваться в процессе оказания услуг торговли, а именно: при приемке товаров, их хранении, подготовке к продаже, выкладке и отпуске покупателям, а также в процессе реализации. При оказании услуг торговли должны обеспечиваться требования охраны окружающей среды, в том числе к территории, техническому состоянию и содержанию помещений, системам вентиляции, водоснабжения, канализации в торговых объектах согласно положениям национальных стандартов системы безопасности труда (СБТ). Процесс оказания услуг торговли не должен оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

 

Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего и административного персонала в торговом предприятии.

 

Персонал предприятий торговли подразделяют на обслуживающий и административный.

К обслуживающему персоналу предприятия торговли относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей: заведующий отделом (секцией); администратор торгового зала, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, продавец мелкорозничной (торговой) сети, продавец-консультант, кассир торгового зала, контролер-кассир и др.

К административному персоналу предприятия торговли относят работников, занятых организационными и технологическими вопросами: директор предприятия (управляющий, заведующий предприятием), заместитель директора, менеджер по закупкам, товаровед (менеджер по качеству товаров), специалист по продвижению товаров в торговле (мерчендайзер), менеджер по продажам и др.

При установлении требований к персоналу учитывают следующие критерии оценки:

- уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения;

- способность к организации деятельности предприятий торговли и руководству персоналом (для административного персонала);

- знание и соблюдение профессиональной этики;

- знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности.

К персоналу всех категорий предприятий торговли предъявляют следующие общие требования:

- наличие профессиональной подготовки и соответствие квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;

- знание и соблюдение действующих законов, иных нормативных правовых актов, касающихся профессиональной деятельности, в том числе Федерального закона «О защите прав потребителей»;

- знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка предприятия;

- знание и соблюдение правил продажи товаров и культуры торгового обслуживания покупателей;

- владение профессиональной терминологией;

- обеспечение безопасности оказываемых услуг торговли и реализуемых товаров для жизни и здоровья покупателей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в пределах своих должностных обязанностей;

- соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;

- знание и соблюдение правил эксплуатации оборудования, правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности [5].

Персонал предприятий торговли должен проходить обязательный инструктаж для ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка, организацией работы предприятия и правилами продажи товаров.

Функциональные обязанности, права и квалификационные требования к персоналу должны быть зафиксированы в персональных должностных инструкциях, утвержденных руководителем организации, или фирменных стандартах работы персонала.

Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация организации, исходя из требований законодательства Российской Федерации, квалификационных характеристик работ и профессий, должностей руководителей и специалистов с учетом особенностей работы каждого предприятия и требований настоящего стандарта.

Администрация предприятия торговли должна систематически организовывать мероприятия по совершенствованию знаний, повышению квалификации и профессионального мастерства персонала на основе его теоретической подготовки и практических навыков.

Персонал предприятий продовольственных товаров должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в период работы) медицинские осмотры, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Обслуживающий персонал предприятия торговли должен носить соответствующую форменную и/или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца. Работники предприятия торговли на форменной одежде могут носить служебный значок с эмблемой предприятия и указанием фамилии и должности.

Профессиональными этическими нормами поведения персонала предприятий торговли являются вежливость, тактичность, доброжелательность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей.

Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала

5.1 Требования к заведующему отделом (секцией)

Заведующий отделом (секцией) должен соответствовать следующим требованиям:

5.1.1 Наличие профессионального образования и опыта практической работы или соответствующей профессиональной подготовки.

 

5.1.2 Умение правильно организовывать труд работников соответствующего структурного подразделения (отдела, секции), обеспечивать трудовую дисциплину.

5.1.3 Знание ассортимента товаров, реализуемых в отделе (секции), а также способов их размещения в торговом зале.

5.1.4 Соблюдение правил продажи товаров и осуществление контроля за их соблюдением персоналом отдела (секции).

5.1.5 Соблюдение установленного порядка приемки товаров по количеству и качеству, условий хранения и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой.

5.1.6 Осуществление контроля за наличием необходимых сопроводительных документов, удостоверяющих качество и безопасность продаваемых товаров.

5.1.7 Знание основных характеристик товаров и умение применять методы контроля качества товаров.

5.1.8 Знание требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков.

5.2 Требования к администратору торгового зала

Администратор торгового зала должен соответствовать следующим требованиям:

5.2.1 Наличие соответствующей профессиональной подготовки или опыта практической работы.

5.2.2 Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом качества и культуры торгового обслуживания покупателей.

5.2.3 Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом правил продажи товаров и санитарно-эпидемиологических требований.

5.2.4 Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности.

5.2.5 Информирование покупателей о потребительских свойствах реализуемых товаров, их ассортименте, ценах на товары и оказываемые услуги, режиме работы предприятия торговли, оказание помощи в выборе товара.

5.2.6 Осуществление проверки соблюдения сроков годности и условий реализации товаров в соответствии с маркировкой на упаковке, изъятие из продажи некачественных товаров и товаров с истекшим сроком годности и имеющих дефекты.

5.2.7 Знание требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков.

5.2.8 Знание расположения средств противопожарной защиты и сигнализации и правил пользования ими, номеров телефонов служб экстренного вызова (милиции, скорой помощи, пожарной службы).

5.2.9 Организация в чрезвычайных ситуациях эвакуации покупателей из предприятий торговли.

5.3 Требования к продавцу продовольственных товаров

Продавец продовольственных товаров должен соответствовать следующим требованиям:

5.3.1 Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки.

5.3.2 Знание ассортимента и характеристик продаваемых товаров, требований, предъявляемых к качеству товаров.

5.3.3 Умение осуществлять проверку качества продовольственных товаров по органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху) при приемке и отпуске покупателям.

5.3.4 Умение осуществлять предпродажную подготовку товаров.

5.3.5 Умение осуществлять выкладку продовольственных товаров в торговом зале.

5.3.6 Соблюдение правил товарного соседства, знание и соблюдение условий реализации и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой на упаковке.

5.3.7 Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

5.3.8 Знание и соблюдение требований к маркировке товаров, упаковочным материалам, способам и правилам упаковки, оформлению ценников и товарных чеков.

5.3.9 Осуществление контроля за наличием акцизных и специальных марок, штриховых кодов и других средств торговой маркировки товаров, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.

5.3.10 Соблюдение метрологических требований при отпуске нефасованных товаров.

5.3.11 Знание устройства, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ.

5.3.12 При отпуске и комплектовании товаров продавец продовольственных товаров должен уметь:

- взвешивать, отмеривать, упаковывать и комплектовать товары в соответствии с заказом покупателя;

- обеспечивать необходимую точность при отпуске товаров.

5.4 Требования к продавцу непродовольственных товаров

Продавец непродовольственных товаров должен соответствовать следующим требованиям:

5.4.1 Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки.

5.4.2 Знание ассортимента, характеристики и назначения продаваемых товаров, осуществление контроля их качества.

5.4.3 Умение осуществлять предпродажную подготовку и размещение товаров в торговом зале.

 

5.4.4 Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

5.4.5 Соблюдение требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков.

5.4.6 Осуществление контроля за наличием штриховых кодов и других средств торговой маркировки товаров, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.

5.4.7 Знание устройств, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ.

5.4.8 Осуществление при отпуске покупателям проверки качества товаров доступными методами в соответствии с инструкциями по эксплуатации, проверка комплектности и количественных характеристик продаваемых товаров.

5.4.9 Оказание помощи покупателям в выборе модели и марки товара при продаже сложных технических товаров.

5.5 Требования к продавцу-консультанту

Продавец-консультант по продаже продовольственных товаров должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.3, за исключением 5.3.9 - 5.3.11.

Продавец-консультант по продаже непродовольственных товаров должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.4, за исключением 5.4.7.

Кроме требований, указанных выше, продавец-консультант должен соответствовать следующим требованиям:

5.5.1 Оказание консультаций покупателям по ассортименту, наличию и количеству товаров, срокам поставки, информации об изготовителях, области применения и прочим техническим вопросам.

5.5.2 Оказание квалифицированной помощи покупателям в поиске и выборе необходимых товаров.

5.5.3 Осуществление презентации товаров покупателям согласно их потребностям, демонстрация товаров в действии.

5.5.4 Проверка исправности и комплектности продаваемых товаров.

5.5.5 Взаимодействие с покупателями по вопросам возврата товаров.

5.6 Требования к продавцу мелкорозничной (торговой) сети

Продавец мелкорозничной (торговой) сети должен соответствовать следующим требованиям:

5.6.1 Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки.

5.6.2 Знание ассортимента, характеристик продаваемых товаров и способов их выкладки в торговом оборудовании, маркировки товаров, видов брака.

5.6.3 Умение осуществлять проверку качества продовольственных товаров по их органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху) при приемке и отпуске покупателям.

5.6.4 Соблюдение правил товарного соседства, знание и соблюдение условий реализации и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой на упаковке.

5.6.5 Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.033 с.)