![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ моделей догоняющего развития (япония, юж. Корея, лат. Америка, китай, Россия).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все модели догоняющего развития возникли в период индустриализации (нужно было создать базовые отрасли, вырастить машиностроение и т.д.) Логика понятна. А в постиндустриальную эру – непонятно было, что нужно. Государство не может определить, что будет востребовано через 20 лет, поэтому деньги должны вкладываться в человека (в образование и т.д.) Смысл моделей догоняющего развития: страны пытаются за короткий период преодолеть свое отставания. Япония, Южная Корея Первый опыт – Япония (берет свое начало азиатская модель), затем, как копия, Южная Корея. Особенности: выбор экспортоориентированной модели, активная промышленная политика при активной роли государства. Япония – основатель. К ней относятся Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и др. В послевоенные годы политика направлена была на: - стимулирование накопления капитала за счет государственных инвестиций в экономическую инфраструктуру, - субсидии, - дешевый кредит, -налоговые и амортизационные льготы для стимулирования внутренних и внешних источников финансирования инвестиций частных предприятий, научно-технического прогресса и экспорта. Характерная черта послевоенной Японии: механизм оперативного вмешательства государства в деятельность частных предприятий («административное руководство») Экспортно-ориентирование означает: · активная роль государства (сейчас это тормозит экономическую систему: слабость элементов свободного рынка из-за большой роли гос-ва) · агрессивный протекционизм (и во внешней торговле и в инвестициях) · ставка на дешевую, достаточно квалифицированную и дисциплинированную рабочую силу · привлечение технологий (например, привлечение лицензий) · производство массовых дешевых товаров (за счет дешевой рабочей силы) А началось всё с создания базовых отраслей -> экспорт трудоемких товаров массового спроса -> пр-во массовых дешевых товаров o высокая квота сбережений, накоплений -> инвестиции o создание высоких национальных конкурентоспособных лидеров (финансово-промышленные группы) o искусственное занижение курса национальной валюты o система государственных гарантий под частные кредиты o прямое субсидирование экспорта o передача государственных предприятий в частные руки, субсидирование предприятий, высокие защитные пошлины
o активная демпинговая стратегия Минусы модели: - отсутствие политической свободы - связь бизнеса и государства - недостатки в банковской системе - ограниченность и перенасыщение рынка сбыта - активная глобализация экономики Азиатская модель при всех существующих издержках показала свою эффективность. Латинская Америка Латинская Америка – в 50-е годы встал вопрос модернизации экономики, там возникли своя концепция – импортозамещающая модель, т.е. противоположная азиатской, создание своих базовых производств. I этап Роль государства: o определяет приоритеты, o проводит промышленную политику и берет на себя обязательства по ее финансированию (предпринимательского класса нет), o активная роль государства не только в качестве налоговика, но и финансиста Методы государства: · политика протекционизма (оберегая внутренний рынок от проникновения импортных товаров) · ограничения для иностранных инвесторов во вложения в определенную отрасль · попытка стимулирования экспорта сырья, однако,, вскоре выяснилось, что экспорт не в состоянии покрывать расходы => ориентация на внешние займы, эмиссия -> опасность инфляции. В 60-70е годы темпы роста весьма высокие. Итог: - созданы базовые отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, часть инфраструктуры и т.д. - создана атомная энергетика - программное обеспечение - очень развита авиация - высокие темпы роста. Но базовые отрасли создаются ценой огромной издержек. Денег не хватает, бюджетный дефицит пытаются покрыть печатаньем или берут долг, чаще всего и то, и другое. В результате инфляция и задолженность и в 80-х начинается мировой долговой кризис. 70-80е годы для этой модели называют «потерянным десятилетием». В 80е годы стало понятно, что модель себя исчерпала. Произошло замедление темпов роста. Итог: - растущий госдолг - гиперинфляция -долговой кризис -отсталое землевладение - отсутствие предпринимательского класса. II этап Ø приватизация -> предприятия переходят в частные руки (появление и развитие местного предпринимательского класса) -> развитие -> приток иностранного капитала -> борьба с инфляцией -> сокращение государственного бюджета (дефицит)
Ø увеличение темпов роста (но так и не достигли уровня 60-70 гг.) Таким образом, опора на собственные силы при проведении жесткой протекционистской политики и попытка создать все самим – это не эффективно. Хотя базовые отрасли реально развиты. Насыщение внутреннего рынка. Китай Уникален опыт Китая. Он не укладывается в азиатскую. Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу. Экономическая стратегия современного Китая – если идентифицировать ее с точки зрения глобальных тенденций мировой экономики – именно и прежде всего является стратегией догоняющего развития. Причем за период, прошедший после образования КНР (1949 г.), данная стратегия претерпела существенную эволюцию. Три поэтапных типа данной стратегии: Первый – традиционная стратегия развития периода административно-командной экономики в КНР (1950-70-е гг.), т.н. стратегия Мао Цзэдуна. Ее характерные особенности – стратегическая цель «перегнать Англию и догнать Америку»; заимствованная у СССР ориентация на приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК; «опора на собственные силы», усилившаяся после рокового размежевания с Советским Союзом в начале 1960-х гг.; ставка на тотальное импортозамещение; выкачка финансовых ресурсов для индустриализации из деревни посредством механизма «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; политика «высокого накопления и низкого потребления»; запрещение и попытки полной ликвидации частного предпринимательства; построение «чистого социализма» в виде народных коммун в деревне с их тотальным обобществлением. Второй тип – стратегия экономического развития переходного периода от административно-командной к рыночной экономике (т.н. стратегия Дэн Сяопина). Ее отличительные черты – стратегическая цель достижения высоких темпов экономического роста страны, включающая, в частности, задачу четырехкратного увеличения ВВП в 1980-90-е гг.; ставка на эффективное использование Китаем своего основного конкурентного преимущества – трудовых ресурсов; политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики; постепенная либерализация торговли и инвестиций; активный ввод и формирование рыночных механизмов и институтов, стимулирование рыночной конкуренции; поощрение «достижения частью людей и регионов зажиточности раньше других» (т.н. концепция «очередности в обогащении»); допущение развития частного национального предпринимательства как «дополнения экономики, основанной на общественной собственности».
Начиная с середины 1990-х гг. и особенно после XVI съезда компартии Китая (2002 г.), руководство страны инициирует третий тип экономической стратегии – стратегии сбалансированного развития рыночной экономики, ассоциируемый с новым поколением китайских лидеров (т.н. стратегия Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао). Основное содержание этого типа – взаимоувязанное, гармоничное, устойчивое развитие города и деревни, регионов страны, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, разумное сочетание внутреннего развития и внешней открытости. Поставлена задача к середине XXI в. построить в Китае «среднезажиточное» общество для большинства его населения, максимально сократив при этом отставание КНР по основным среднедушевым показателям от экономически развитых стран мира. Следует заметить, что третий тип экономической стратегии Китая – это естественная трансформация ее предшествующего, второго, типа, диктуемая общим повышением степени зрелости рыночной экономики в стране, и – прежде всего – потребностью перехода КНР от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологичной модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, от социальной поляризации общества к развитию и преобладанию в нем устойчивого и многочисленного среднего класса (как фактора расширения емкости внутреннего рынка и гаранта социально-политической стабильности
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.11 (0.01 с.) |