Проблема метода в философии права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема метода в философии права.



Выступая как теоретическая форма сознания, философия выраба-тывает соответствующие методы получения истины и проведения философского исследования. При этом каждая конкретная фило-софская система может опираться на собственные методы, присущие именно ей.

Философия представляет собой, прежде всего, работу разума, то есть некоторое размышление над наиболее общими проблемами бытия, которое закрепилось в философской традиции в понятии “рефлексия”. Отличие философской рефлексии от иного рода рассуждений связано с тем, что философ исходит не из ограниченной предметной области “границы”, а ставит вопросы, затрагивающие сущность самой духовной деятельности.

Философская рефлексия - это особое понимание мира, через его познание и переживание, когда познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению. Это размышление над предельными основаниями бытия во всех его проявлениях, включая и размышление над предельными основаниями существования человека, смысла его жизни и т.д.

Конкретное наполнение рефлексии может быть различным, что и создает такое богатство философских подходов к миру, реализующихся в разнообразных концепциях. В то же время, указанное разнообразие приводит к постоянному обогащению философской рефлексии новыми подходами к проблемам, методами их решения, способами их описания и доведения до других людей. Такое приращение представляет собой процесс самопознания и самосознания человека и человеческой культуры в целом.

Слово “метод” имеет греческое происхождение и представляет буквально путь исследования или познания. Под методом понимают способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими генетическими корнями метод восходит к практической деятельности. Приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой вещей, с которыми он имел дело.

Хотя проблема метода обсуждалась уже в античной философии, систематическое развитие методов познания и их изучение начинается лишь в Новое время с возникновением экспериментальной науки. Именно эксперимент потребовал строгих методов, дающих однозначный результат. С этого времени развитие и совершенствование методов выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки.

Большое значение для развития науки имеет использование философских методов. Эти методы имеют решающее значение в определении судьбы исследования, так как именно они задают его общее направление, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. В истории философии в качестве наиболее заметных философских методов, выступающих в качестве особой философской рефлексии, можно выделить диалектику и метафизику.

Метафизика (буквально “после физики”) как метод познания противостоит диалектическому методу. Метафизика склонна к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, она рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый. В философии метафизика часто приводит к догматизму, когда какая-либо одна концепция, философская система выступает в качестве единственно верной (то есть абсолютизируется в качестве единственной истины), а противоре-чащие ей системы просто отбрасываются. Метафизика понимает развитие как уменьшение или увеличение, как повторение, не понимает всеобщей взаимной связи явлений в мире.

Метафизические ходы мысли прошли различные исторические формы. В античности элейская школа заострила внимание на устойчивости бытия, предположив, что все неизменно. В Новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классифика-ционных приемов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в мастерской природы предметы существуют как бы изолированно, особняком. Для метафизики характерно преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности.

Диалектика - метод мышления, который основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимо-действии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся. Считается, что сам термин «диалектика» (dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ, которой под диалектикой понимал умение вести дискуссию, находить противоречия в рассуждениях собеседника. Исторически диалектика прошла несколько стадий развития, связанных с эволюцией, как философии, так и общества в целом.

Вначале она выступала как “диалектика отношений и связей”. Это было характерно для древнегреческой натурфилософии, когда на первый план выходит момент взаимосвязи в мире. Грекам удалось представить мир как связанное целое, даже если эта целостность в некоторых случаях абсолютизировалась, и конкретные природные связи между явлениями подменялись связями вымышленными. Это определило натурфилософский характер греческой философии.

Определенным отрицанием данного понимания диалектики выступает ее разработка в период от Нового времени до конца XIX в. Альтернативой натурфилософским представлениям выступает исследование конкретной формы движения (механического движения). Диалектика в этот период реализуется, прежде всего, как “диалектика движения”.

И, наконец, своеобразным возвращением к античной традиции, но уже обогащенной теми конкретными знаниями, которые были получены бурным развитием наук, выступает гегелевская диалектика. Ее можно охарактеризовать как “диалектику развития”, проявившуюся в целом ряде философских систем, в частности, в философии марксизма и экзистенциализма. Важным стимулом для развития диалектики в качестве философского метода познания явилось развитие частных наук, новейшие открытия в которых как бы разрывали их предметные области, конкретно доказывая факт единства и целостности мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.01 с.)