Герменевтика и толкование законов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герменевтика и толкование законов.



Герменевтика (от греч. hermeneutikos разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях конца XIX - начала ХХ вв. учение о “понимании” (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от “объяснения” в естественных науках).

В раввинистической традиции герменевтика - толкование текстов Библии, главным образом Пятикнижия, направленное на раскрытие смысла библейского предписания или взаимосвязи разных частей библейского текста и позволяющее выявить не выраженное в нем прямо или недостаточно уточненное заключение. Герменевтика служит чаще всего для решения галахических вопросов, на которые библейский текст не дает прямого ответа, и в меньшей мере - для извлечения этических предписаний, гомилетических построений и аггадических интерпретаций Библии.

До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов

Конечной задачей работы с законом было и является правильная его интерпретация и правильное приложение. Всякий субъект истолкования, будь то отдельный частный человек или группа людей, применяющие законы, нуждаются в том, чтобы законы, которым они подчиняются и которые применяют, были правильно интерпретированы. Особенно важно это положение в отношении органов правоприменительных, являющихся субъектами применения юридических норм.

Правильно интерпретировать закон, значит правильно понять его в конкретной ситуации и конкретном времени. Поскольку закон пишутся, как правило, не к какому-то отдельному случаю, то, через некоторое время, при сохранности собственно закона, общественная ситуация начинает меняться и на каком-то этапе может измениться до прямо противоположной. Поэтому интерпретация закона с необходимостью должна включать в себя «поправки» на изменившуюся общественную ситуацию.

Понимание текста после прочтения — это и есть поиск смысла законодательной нормы. Только после этого идея законодателя, заложенная в правовой норме, экстериоризуется, т. е. воплощается в конкретных практических действиях правоприменителя. Как всякий читатель текста, правоприменитель тоже задается вопросом: «с какой целью написан текст», и от того, насколько совпадает понимание смысла правовой нормы правоприменителем с законодательной идеей, настолько адекватным будет процесс реализации нормы права.

Текст закона (письменность, знаковый ряд) выступает как техническое средство по передаче правовой информации от законодателя к исполнителю, субъекту процесса реализации нормы права. Правовая идея, реализованная в процессе правотворчества в форме того или иного закона, объективируется (фиксируется) посредством текста, и именно в таком виде доводится до правоприменителя. При ознакомлении с текстом закона правовая информация «снимается» (считывается) заинтересованным пользователем, например, профессиональным юристом. Итак, следующий тезис: для правоприменителя закон — это прежде всего текст. Таким образом, мы приходим к выводу, что понимание закона есть не что иное, как понимание текста закона.

 

Типология правопонимания.

Понимание права – это такое состояние сознания, которому открыт, известен его смысл, его способность выражать обоснованность определенного поведения людей.
Современное правопонимание в отечественной правовой
науке представляется двояко. С одной стороны, это некая научная категория, включающая в себя общность теорий, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права, представление о его конкретных проявлениях, функциях, месте в системе наук и ее связях с другими отраслями знаний.
Правопониманием как научной категорией является система
знаний о наиболее общих закономерностях становления и ор-
мирования права, призванных логически и объективно истинными, и в качестве таковых включенных в состав науки правоведения, бытующей в данном, конкретном обществе.
С другой стороны, некоторые авторы определяют правопонимание как процесс и результат гуманитарной, мыслительной, целенаправленной деятельности человека познавательного характера, «включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению».

Правопонимание – это интеллектуальная познавательная деятельность, ее отдельные элементы (восприятие, оценка, представления) и система интерпретируемых правовых явлений, полученных в результате познавательно-правовой деятельности.

Тип правопонимания как специфический вид научной парадигмы представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы.
Парадигма - это группа теорий, объединенных единой методологией.

Типология правопонимания – метод научно-юридического познания, основу которого составляет теоретическое расчленение правопонимания как целостного системного феномена на элементы и группировка этих элементов по типам.

Значение типологии обусловлено тем, что именно определенный тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) соответствующего философского познания права и государства, собственно теоретико-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции философии права.

Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям).
^ По способу построения типологии подразделяются на эмпирические, представляющие собой количественную обработку опытных сведений, и теоретические, в рамках которых осуществляется определение постоянных признаков, систематизация и научная интерпретация результата, полученного в ходе сопоставления.

В качестве примера эмпирической типологии можно привести типологию, предложенную Г.Г. Бернацким, согласно которой выделяются такие философско-правовые направления, как:

1) теологическое – сущность права состоит в Божьей воле;
2) натуралистическое – сущность права в естественном разуме, господствующем мироздании;

3) объективно-идеалистическое – сущность права выводится из объективного духа сверхчувственного духовного начала;

4) субъективно-идеалистическое – сущность права в проявлении сознания, разума и психики человека;

5) мистическое – сущность права объясняется существованием сверхчувственных духовных сил;

6) экономическое – сущность права зарождается в экономических отношениях людей; политическое – сущность права усматривается в политических отношениях и политической деятельности;

7) социальное – сущность права связана с социальными отношениями в обществе;
8) формально-догматическое – сущность права сводится к действующему законодательству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.006 с.)