Философия права XX-ХХ1 вв. (основные направления и течения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия права XX-ХХ1 вв. (основные направления и течения).



Этот период в истории философии права преимущественно представлен западноевропейской философско-правовой мыслью.Философия права развивалась в русле основных философских парадигм того времени — неопозитивизма, неокантианства, экзистенциализма, неогегельянства, феноменологии, философии психоанализа и др. Правовой позитивизм в значительной степени получает подпитку со стороны общефилософского позитивизма. Это выражается в том, что в общефилософском позитивизме правовой позитивизм получил мировоззренческо-методологическое обоснование.. Право устанавливает принудительный порядок, поддерживаемый государственной властью.В своей «чистой теории права» Г. Кельзен стремится рассмотреть универсальные моменты права (позитивного права), исключив из него случайные и такие исторические элементы, как идеалы справедливости или социальные условия. В значительной мере Г. Кельзен определяет природу права с помощью разграничения мира сущего и мира должного. По его мнению, природа права относится исключительно к миру должного. Г. Харт (1907—1993 гг.) определяет право через понятие «признание» как идею согласия большинства. Право он связывает не с обязанностью или абсолютной необходимостью, а со свободным волеизъявлением. Г. Харт предлагает такую точку зрения на правовую реальность, которая связана, прежде всего, с правилами «признания» или легитимации власти. Харт провозгласил, что он отказывается от точки зрения, согласно которой основанием правовой системы является привычка подчиняться юридически неограниченному суверену и заменяет ее концепцией высшего правила признания, которая придает системе правил критерий действительности. Г. Харт определяет право как союз первичных правил исполнения обязанностей и вторичных правил признания, изменений и правосудия. В XX в. появились и другие концепции, которые осмысливали правовую реальность с других, антипозитивистских, концепций. Одна из важнейших концепций естественного права, возникшая в контексте мировой философии права XX столетия — неокантианское правопонимание. Крупными теоретиками неокантианства, оказавшими влияние на развитие философско-правовой мысли, были Р. Штаммлер, Г. Радбрух, К. Кюль, А. Оллеро, О. Хеффе.Так, немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856—1938 гг.) доказывал первичность права по отношению к реальности как должного по отношению к сущему. У Штаммлера вся человеческая жизнь конструируется с помощью права, понимаемого как априорное знание, а развитие общества осуществляется в результате частичных изменений права. Для него не юридические формы сообразуются с социальной жизнью, а, наоборот, социальная жизнь «подстраивается» под юридическую форму. Развернутые представления о праве на основе идей Канта Априорная идея права в своем внутреннем содержании синтезирует три основных элемента ценностного характера: справедливость, определенность цели и правовую стабильность. Антипозитивистскую направленность имела и другая философско-правовая концепция — неогегельянство. У его истоков стояли английские философы Фрэнсис Герберт Брэдли и Робин Джордж Коллингвуд, американец Джосайя Ройс, итальянцы Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле. В частности, плодотворно и тщательно исследовал правовые идеи Г. Гегеля Бенедетто Кроче (1866—1952 гг.).К. Ларенц (1910—1949 гг.). Он утверждал, что только в условиях нацистской Германии стала понятна «нравственная тотальность» гегелевского учения о государстве и праве. В идее рейха уничтожена противоположность между народом и государством, ибо фашистское государство не только «аппарат», но и «жизненная форма». Более того, он создал иерархию правоспособности населения в зависимости от «чистоты крови» — от полноправного гражданина рейха, «истинного арийца», до бесправного «расового врага». В XX в. происходит гуманизация философии права. Свое развитие она получила в экзистенциализме. С философией Мартина Хайдеггера (1889—1976 гг.), Карла Ясперса (1883—1969 гг.), Жана Поля Сартра (1905—1980 гг.) связано появление философско-правовой концепции, именуемой «экзистенциальное право». Суть ее заключается в обосновании того, что человек в критических, пограничных ситуациях не только оказывается перед выбором варианта поведения, но и принимает жизненно значимое, кардинальное решение (так называемое экзистенциальное право в данной ситуации). Звеном, связывающим сознание человека и ситуацию, по мнению Ж.П. Сартра, является восприятие, постигающее смысл конкретного явления. Причем смысл этому явлению придает не только ситуация, но и внешний мир. Благодаря постижению смысла внешняя реальность субъективизируется человеком.На философию права, как и на многие другие теории, большое влияние оказала философия психоанализа Зигмунда Фрейда (1856—1939 гг.). Как известно, его учение основано на идее доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного, прежде всего, бессознательных импульсов сексуального характера. Сублимация сексуальной энергии лежит, согласно Фрейду, в основе социокультурной деятельности человека. Среди социобразующих факторов первостепенное место занимает право, которое позволяет формировать механизмы экономического, политического и духовного господства и подавления, что способствует возникновению не только неврозов, но и асоциального поведения, преступлений.Мишель Фуко (1926—1984 гг.) интерпретировал философско-правовые вопросы, исходя из теории психоанализа и структурализма.

Философско-правовой структуралистский неофрейдизм Фуко со всей очевидностью проявился в его исследовании проблемы «права на жизнь и на смерть», изложенном в книге «Воля к истине». В частности, он подметил, что согласно римскому праву отец распоряжался жизнью своих детей по принципу: «Я дал детям жизнь, я всегда вправе ее у них отнять», позднее это право модифицируется, переходя, так сказать, в компетенцию суверена. Право суверена, называемое М. Фуко «асимметричным», мыслится как безусловное, абсолютное, но осуществляемое лишь в случае возникновения угрозы.Философия права, зародившись как философское осмысление правовых аспектов жизнедеятельности общества, в XX в. стала самостоятельной научной дисциплиной. Ведущей для философии права XX столетия является концепция справедливости, отличающаяся очень сложной идейно-философской структурой. В ней переплетены идеи неокантианства, естественно-правовые идеи прошлого и современности, этика ценностей, позитивистские идеи, идеи экзистенциализма, либерально-демократические идеи и др. Справедливость постулируется в качестве главной правовой ценности и высшего принципа человеческого бытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.003 с.)