Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания и основные стратегии его исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанциального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстаёт в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциальный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов. Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берёт своё начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) сознание – это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель). Было показано влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей). Здесь было разграничено индивидуальное и надындивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надындивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей. Неклассические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них (Э. Гуссерль, Ж. П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции «субъект – объект» и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для неё в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, то есть проблему существования скрытых детерминант сознания, не представленных в нём самом. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека. Наряду с перечисленными традициями неклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.
Многомерность сознания; его структура, свойства, признаки и Функции Структура сознания. 1. Знание – это понимание человеком действительности, отражение её в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить всё то, что его окружает и составляет предмет познания. Это главный компонент, ядро сознания. 2. Эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восхищение или возмущение. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно «радужное» воспринято я мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции сопротивляются сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. 3. Воля – это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед его деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий Воля и цель взаимодополняют друг друга. 4. Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, осязаемые услышанного и т др. 5. Внимание – это форма психической деятельности человека, что проявляется в её направленности и сосредоточенности на определённых объектах 6. Память – это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Свойства сознания. 1. Универсальность – потенциальная возможность отражать любые свойства любых предметов, вовлекаемых в деятельность. 2. Объективность – отражение вещей и процессов такими, как они есть в действительности. 3. Субъективность – в отражении мира всегда присутствует его личностная интерпретация. 4. Целеполагание – предварительное создание идеального проекта будущего результата. 5. Интенциональность – направленность на что-то внешнее или на само себя. 6. Идеаторность – «заряженность» творчеством, отражение направлено на преобразование мира. 7. Неразрывная связь с языком. Признаки сознания. Признаками сознания являются речь, представление, мышление и способность создавать обобщённую модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Функции сознания. 1. Познавательная – человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. 2. Ценностно-ориентационная – человек оценивает явление действительности, определяет своё отношение к ним. 3. Управленческая – человек управляет своим поведением, то есть осознаёт свои потребности, ставит цели, стремится к ним. 4. Оценки получаемой информации – человек оценивает степень адекватности и полноты получаемых данных о внешнем мире, оценивает с точки зрения своих потребностей и интересов саму действительность. 5. Аккумулятивная – в сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий. 6. Конструктивно-творческая – мысленное конструирование направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдёт в силу действия объективных законов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.008 с.) |