Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие техники и технологии, их роль в жизни обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия техники – философская дисциплина, сложившаяся во второй половине XIX в. и стремящаяся осмыслить природу техники и оценить её последствия для культуры. В фокусе современного изучения философии техники стоят два феномена – техника и технология. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды. К феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные формы осознания техники. В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники собственно как эмпирический материал, осмысление сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чём природа техники? как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности? когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии? действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы? каково влияние техники на человека и природу? наконец, каковы перспективы развития и изменения техники? Философия техники ориентирована на две основные задачи. Первая задача – осмысление техники, уяснение её природы и сущности – была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и т.д. – взаимосвязаны, причём техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Вторая задача – это поиск путей разрешения кризиса техники, прежде всего в сфере новых идей, знаний, проектов. К философии техники сегодня относят и такие проблемы, как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др. Под влиянием культурологических исследований, которые в последние годы оказывают всё большее влияние на философию техники, возникла и такая проблема: входит ли понимание (концептуализация) техники, то есть сугубо психологический и культурный феномен, в сущность техники? Культурологические исследования показывают, что, например, в архаической культуре орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в рамках анимистической картины мира. Древний человек думал, что в орудиях (оружии) присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку. Соответственно, формирование техники в культуре Нового времени привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и своё собственное инженерное творчество. Вторым по значимости объектом изучения в современной философии техники выступает технология. При этом необходимо различать технологию в узком понимании, как совокупность (систему) правил, приёмов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности, и технологию в широком понимании. По определению Н. Вига, технология в широком понимании – это новая дисциплина, базирующаяся на философии техники; её базовой предпосылкой является то, что технология стала играть центральную роль для нашего существования и образа жизни и поэтому должна исследоваться как фундаментальная человеческая характеристика. О технологии в широком смысле заговорили после того, как люди научились управлять развитием производства и заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Дальнейший анализ показал, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не столько с новой техникой, сколько с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией во втором понимании стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (является механизмом новаций и развития), а по сути, представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов. Одна из важнейших философско-методологических проблем – возможность управления технологией и обретение свободы в условиях тотальной технологической обусловленности. Эту проблему наиболее чётко поставил М. Хайдеггер, показав, что вся наша цивилизация работает на «постав», то есть осуществляется в форме воспроизводства технологических поставляющих цепочек и процессов. Ж. Эллюль усилил этот тезис, утверждая абсурдность современной техники и технологии. С одной стороны, подобные рассуждения понятны: они фиксируют ситуацию, как её видят и оценивают многие философы. С другой, – налицо проблема: ведь понятие технологии как раз и призвано обеспечить интеллектуальные условия для управления и овладения техникой. К тому же сами философы показывают, что за технологией стоит более сложная реальность, а именно – социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира. Если с этим соглашаться, то вопрос о свободе в условиях тотальной технологической обусловленности можно переформулировать в проблему целенаправленного воздействия на указанные компоненты нашей цивилизации и культуры. Знания по философии техники необходимы сегодня в целом ряде областей: собственно в философии, в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т.д.), в разных областях науки и техники, наконец, даже в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).
Философия культуры Существует множество определений культуры. Самое широкое понимание – это всё, произведённое человеком за вычетом природного. Слово «культура» обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Со второй половины XVIII века культура рассматривается как, во-первых, процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству; во-вторых, историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (моральное, эстетическое, религиозное, правовое, научное и политическое сознание); в-третьих, автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации. В исследовании культуры познание шло от отождествления её со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создаётся надприродная искусственная сфера человеческого бытия. В процессе становления человека и общества на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Переход от присваивающего к производящему хозяйству актуализировал культуру процесса производства. Для обеспечения технологии деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений (экономическая, отношений исторических и социальных общностей людей, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности). Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком целей и смысла жизни. Разделяют западную и восточную культуры. Для западной характерны интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций, для восточной – интуитивное, непосредственное, эмоциональное восприятие мира. Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия. Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве «неписанного закона» преимущественно посредством обыденного сознания регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя нравственные принципы, заповеди, мотивы, цели, чувства, традиции, нормы, взгляды, смысложизненные ориентиры и идеалы, оценки, отношения и поступки. Человек познаёт, оценивает и преобразует мир не только утилитарно-практически, но эстетически, по законам красоты. Эта способность реализуется в искусстве. Искусство понимается как мастерство, умение и как творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах. Религия пытается продуцировать смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, объясняет становление мира, горизонты духовной связи человека и абсолюта. Религия содействует выходу человека за пределы узкоземного существования, способствует социальной интеграции. Выделяются основные модели культуры. «Натуралистическая» сводила культуру к предметно-вещественным формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). «Классическая» как бы освобождает человека от зависимости от природы и Бога, и он предстаёт как творец культуры, развивающий свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма. В материалистическом истолковании культура – это создание материальных условий для всестороннего развития человека (XIX век). «Неклассическая» модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В «постмодернистской» модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека и отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПЛАНЫ-ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Примерная тематика семинарских занятий по дисциплине «Философия»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.009 с.) |