Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как творчество; познание как постижение истиныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Творчество – это принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Выделяются уровни творчества. Новое для человека часто не является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. В этом проявляется граница творчества. Сотворить что-то принципиально новое можно лишь единожды. Исходя из всего сказанного, необходимо отметить, что познание как творчество следует различать в двух аспектах. Постижение уже известного в процессе обучение – это «индивидуальное» творчество, творчество для того или иного субъекта. Новые открытия и изобретения чего-то принципиально нового, исследование непознанного в масштабах человечества – высшее творчество в познании. Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, используя свой духовный потенциал и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на процессы реального мира). Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Существуют различные определения интуиции, суть которых можно свести к тому, что интуиция – это некое озарение, скрытое от сознания решение. Интуиция нередко используется в различных сферах жизнедеятельности. Её общие черты: неосознанность путей получения знаний и непосредственность – решение задачи без логического выведения. Условиями формирования интуитивного решения являются: 1) фундаментальная подготовка, основательное знание предмета исследования, 2) наличие поисковой ситуации, 3) непрерывные попытки решить проблему, 4) подсказка, в смысле аналогии. Интуитивные решения нередко чреваты ошибками, поэтому использовать интуицию нужно осторожно и по возможности проверять интуитивные решения другими способами (логическое выведение, опытная проверка и др.). Воображение – создание мысленного опыта того, что или в данный момент отсутствует, или его невозможно воспринять при помощи чувств, или того, что пока не существует. Воображение принципиально несуществующего и неосуществимого вряд ли окажется полезным в процессе познания. Как видно, воображение в познании играет определённую роль. Невозможно прийти к какому-нибудь открытию, не представляя себе (воображая) его конечный результат. Возможно, все научные открытия осуществились, в том числе, и благодаря воображению. С другой стороны, чрезмерное увлечение воображением несёт в себе опасность оторваться от реальности и «уйти» в мир грёз, построить принципиально неосуществимую виртуальную реальность. Поэтому воображение следует использовать осторожно, постоянно «обуздывая» его. К тому же, возможно, ваши проекты уже высказывались и до вас. По словам А. Эйнштейна, невозможно в науке предложить что-то новое, до чего уже не додумался кто-то из философов. Одной из центральных проблем теории познания является проблема истины. Целью процесса познания является постижение истины, то есть получения истинных знаний о мире. Выделяются различные концепции истины. Классическая концепция определяет истину как соответствие знаний о мире самому этому миру. Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия меду субъектом и объектом. В структуре знания выделяется два слоя. Первый зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, языка, способа переработки информации; второй зависит от объективной реальности, отражаемой познанием. Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме, но с точки зрения содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Диалектический материализм рассматривает истину не как единичный акт, раз и навсегда раскрывающий всю полноту действительности, а как исторически обусловленный процесс. С каждым открытием полнота истины возрастает. Истина всегда стремится к абсолюту, но никогда его не достигает, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Всякое знание, взятое на конкретном историческом этапе, неполно и относительно. Каждая относительная истина – ступенька на пути к истине абсолютной. Объективная истина одновременно и абсолютна, и относительна, что характеризует конкретность истины. Когерентная концепция определяет истину как знание, согласующееся, выведенное из положений, ранее признанных истинными. Здесь основной критерий – логическая согласованность и непротиворечивость знаний. Прагматическая концепция рассматривает в качестве истины те знания, которые приносят конкретную пользу, приводят к реальным открытиям и изобретениям. Практическая применимость знаний и определяет их истинность. Согласно конвенциональной концепции истина – это результат своего рода соглашения, договора между людьми. Истинно то знание, с которым согласно учёное сообщество. Необходимо отметить, что все названные концепции имеют под собой основания. Логически верно выведенное знание, естественно, будет истинным, если истинны исходные посылки. Однако в реальном процессе познания не всё может быть выведено по строгим законам формальной логики. К тому же, многие процессы объективной действительности носят диалектический характер, что невозможно постичь при помощи формальной логики. Практическая польза знаний также очень важна. Познание вырастает из потребностей практики и служит им. Однако, не все знания, особенно фундаментального характера, приносят заметную и быструю практическую пользу. Скорее, их отсутствие и неприятие принесёт ощутимый вред в обозримом будущем. Вообще, практика как критерий истинности, в том или ином виде, рассматривалась многими философскими школами. Так, согласно марксизму, только те знания, которые прошли практическую проверку, могут считаться истинными. Или принцип верификации в позитивизме. Опять-таки, классическая концепция истины с её соответствием знаний действительности. Это соответствие можно проверить только практически. Однако наряду с этим, необходимо отметить, что принцип практики не является однозначным. В современной науке многие исследуемые процессы и явления или с трудом поддаются, или вообще не поддаются практической проверке. Философы-позитивисты, принявшие за эталон принцип верификации, были вынуждены применять разные ухищрения и уловки, чтобы утверждать его всеобщность. И всё равно, например, история соответствовать данному критерию не может. Были выдвинуты и иные концепции истины, которые принято называть экзистенциалистскими. Согласно им, истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует её духовный рост. В роли такового способно выступить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. Острие экзистенциального понимания истины направлено против догматизма и тоталитаризма Экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен и в несколько ином ключе. Обыкновенно, в спокойной и бесконфликтной жизненной обстановке, человек не задумывается о вечных истинах бытия и о смысле своего собственного жизненного предназначения. Лишь в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти, перед ним внезапно открываются какие-то важнейшие мировые и экзистенциальные истины, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы. Третий ракурс экзистенциального видения истины продуман М. Хайдеггером. Истина означает несокрытость бытия, то есть некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.01 с.) |