Познание как творчество; познание как постижение истины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание как творчество; познание как постижение истины



Творчество – это принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство.

Выделяются уровни творчества. Новое для человека часто не является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. В этом проявляется граница творчества. Сотворить что-то принципиально новое можно лишь единожды. Исходя из всего сказанного, необходимо отметить, что познание как творчество следует различать в двух аспектах. Постижение уже известного в процессе обучение – это «индивидуальное» творчество, творчество для того или иного субъекта. Новые открытия и изобретения чего-то принципиально нового, исследование непознанного в масштабах человечества – высшее творчество в познании.

Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, используя свой духовный потенциал и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на процессы реального мира).

Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Существуют различные определения интуиции, суть которых можно свести к тому, что интуиция – это некое озарение, скрытое от сознания решение. Интуиция нередко используется в различных сферах жизнедеятельности. Её общие черты: неосознанность путей получения знаний и непосредственность – решение задачи без логического выведения. Условиями формирования интуитивного решения являются: 1) фундаментальная подготовка, основательное знание предмета исследования, 2) наличие поисковой ситуации, 3) непрерывные попытки решить проблему, 4) подсказка, в смысле аналогии.

Интуитивные решения нередко чреваты ошибками, поэтому использовать интуицию нужно осторожно и по возможности проверять интуитивные решения другими способами (логическое выведение, опытная проверка и др.).

Воображение – создание мысленного опыта того, что или в данный момент отсутствует, или его невозможно воспринять при помощи чувств, или того, что пока не существует. Воображение принципиально несуществующего и неосуществимого вряд ли окажется полезным в процессе познания. Как видно, воображение в познании играет определённую роль. Невозможно прийти к какому-нибудь открытию, не представляя себе (воображая) его конечный результат. Возможно, все научные открытия осуществились, в том числе, и благодаря воображению. С другой стороны, чрезмерное увлечение воображением несёт в себе опасность оторваться от реальности и «уйти» в мир грёз, построить принципиально неосуществимую виртуальную реальность. Поэтому воображение следует использовать осторожно, постоянно «обуздывая» его. К тому же, возможно, ваши проекты уже высказывались и до вас. По словам А. Эйнштейна, невозможно в науке предложить что-то новое, до чего уже не додумался кто-то из философов.

Одной из центральных проблем теории познания является проблема истины. Целью процесса познания является постижение истины, то есть получения истинных знаний о мире.

Выделяются различные концепции истины.

Классическая концепция определяет истину как соответствие знаний о мире самому этому миру. Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия меду субъектом и объектом. В структуре знания выделяется два слоя. Первый зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, языка, способа переработки информации; второй зависит от объективной реальности, отражаемой познанием.

Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме, но с точки зрения содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Диалектический материализм рассматривает истину не как единичный акт, раз и навсегда раскрывающий всю полноту действительности, а как исторически обусловленный процесс. С каждым открытием полнота истины возрастает. Истина всегда стремится к абсолюту, но никогда его не достигает, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Всякое знание, взятое на конкретном историческом этапе, неполно и относительно. Каждая относительная истина – ступенька на пути к истине абсолютной.

Объективная истина одновременно и абсолютна, и относительна, что характеризует конкретность истины.

Когерентная концепция определяет истину как знание, согласующееся, выведенное из положений, ранее признанных истинными. Здесь основной критерий – логическая согласованность и непротиворечивость знаний.

Прагматическая концепция рассматривает в качестве истины те знания, которые приносят конкретную пользу, приводят к реальным открытиям и изобретениям. Практическая применимость знаний и определяет их истинность.

Согласно конвенциональной концепции истина – это результат своего рода соглашения, договора между людьми. Истинно то знание, с которым согласно учёное сообщество.

Необходимо отметить, что все названные концепции имеют под собой основания. Логически верно выведенное знание, естественно, будет истинным, если истинны исходные посылки. Однако в реальном процессе познания не всё может быть выведено по строгим законам формальной логики. К тому же, многие процессы объективной действительности носят диалектический характер, что невозможно постичь при помощи формальной логики. Практическая польза знаний также очень важна. Познание вырастает из потребностей практики и служит им. Однако, не все знания, особенно фундаментального характера, приносят заметную и быструю практическую пользу. Скорее, их отсутствие и неприятие принесёт ощутимый вред в обозримом будущем. Вообще, практика как критерий истинности, в том или ином виде, рассматривалась многими философскими школами. Так, согласно марксизму, только те знания, которые прошли практическую проверку, могут считаться истинными. Или принцип верификации в позитивизме. Опять-таки, классическая концепция истины с её соответствием знаний действительности. Это соответствие можно проверить только практически. Однако наряду с этим, необходимо отметить, что принцип практики не является однозначным. В современной науке многие исследуемые процессы и явления или с трудом поддаются, или вообще не поддаются практической проверке. Философы-позитивисты, принявшие за эталон принцип верификации, были вынуждены применять разные ухищрения и уловки, чтобы утверждать его всеобщность. И всё равно, например, история соответствовать данному критерию не может.

Были выдвинуты и иные концепции истины, которые принято называть экзистенциалистскими. Согласно им, истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует её духовный рост. В роли такового способно выступить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. Острие экзистенциального понимания истины направлено против догматизма и тоталитаризма

Экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен и в несколько ином ключе. Обыкновенно, в спокойной и бесконфликтной жизненной обстановке, человек не задумывается о вечных истинах бытия и о смысле своего собственного жизненного предназначения. Лишь в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти, перед ним внезапно открываются какие-то важнейшие мировые и экзистенциальные истины, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы.

Третий ракурс экзистенциального видения истины продуман М. Хайдеггером. Истина означает несокрытость бытия, то есть некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.021 с.)