Формационная и цивилизационная парадигмы в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии



Истории

Существуют два основных подхода к рассмотрению общества в его историческом развитии: формационный и цивилизационный.

В материалистическом понимании истории центральное место занимает категория общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации обозначает у К. Маркса исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. В структуре формации можно выделить несколько крупных уровней. Во-первых, способ производства, который представляет объективную основу каждой формации с присущим ей единством производительных сил и производственных отношений. Во-вторых, социальную структуру, или то, что К. Маркс называл общественным строем. В-третьих, систему организации и управления общественной жизнью. Кроме того, любой тип общества немыслим без соответствующих ему форм духовного производства. Источником социального развития является постоянно воспроизводящийся конфликт производительных сил и производственных отношений.

В марксистском учении выделялось пять формаций: первобытный коммунизм (родовое общество), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и коммунизм, включающий в себя как начальную фазу социализм.

Бесспорной заслугой К. Маркса было системное рассмотрение общества. Он одним из первых увидел его как сверхсложную систему, организующуюся вокруг определенных принципов.

Слабой стороной формационного подхода является европоцентрический характер предложенной К. Марксом модели истории. Материалистическое понимание истории было разработано им на материале Англии и затем перенесено на всю европейскую историю. Однако попытки осмысления неевропейской истории на основе формационного подхода столкнулись с серьезными трудностями.

Еще одной проблемой формационного подхода является взгляд на материальное производство как на единственную детерминанту общественного развития. В целом формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность стадий развития.

Если формационный подход отражает логику исторического процесса, его сущностные черты, то более универсальный цивилизационный – все многообразие форм и проявлений этих сущностных черт в отдельных, конкретных сообществах.

Термин цивилизация (от лат. – гражданский, государственный) появился в исторических исследованиях относительно недавно, но быстро утвердился в науках об обществе. В момент своего возникновения понятие цивилизации представляло собой определенный идеал, тот единственный способ существования, к которому должны присоединиться все народы нашей планеты.

Во второй половине 19 века начинают развиваться представления о множестве локальных цивилизаций. Одним из первых мыслителей, выдвинувших эту идею, был Н. Я. Данилевский.

В 20 веке стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций – больших самодостаточных сообществ стран и народов, выделенных по социокультурному основанию и сохраняющих своеобразие и уникальность на длительных этапах исторического развития. Наиболее целостная и теоретически строгая концепция цивилизаций принадлежит А. Д. Тойнби. Основными критериями, по которым он выделял цивилизации, являются религия, язык, обычаи и культура.

Цивилизационный подход предлагает разнообразие способов жизнеустройства и вариантов прогресса, форм организации общественной жизни и систем идеалов. В рамках данного подхода широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизаций.

В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия «цивилизация», «формация», «культура» выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)