Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура познавательного процесса, субъект и объект
Познания В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание. На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий. Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил возникновение дилеммы эмпиризма и рационализма. Э мпиризм – направление в теории познания, которое признаёт чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний. В рамках эмпиризма различают: идеалистический или британский эмпиризм (Д. Юм, Д. Беркли и др.), представители которого рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний; материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк и др.), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира. С точки зрения представителей эмпиризма, чувственное познание есть совершенно самостоятельный и автономный этап в структуре познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами чувственного опыта и осуществляет процедуры его обобщения и генерализации. Рационализм – направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчёркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др. Рационалисты акцентировали внимание на гносеологической роли мыслительных форм и универсальных логических схем деятельности сознания человека. Как правило, эти познавательные структуры рассматривались как врождённые идеи, априорно присущие сознанию познающего субъекта.
В действительности опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека. Чувственное познание даёт лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть получено полное знание о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперёд в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, так как оказывается лишённым почвы, в качестве которой выступают данные чувственного отражения. Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект – то, что противостоит субъекту. На что направлена его деятельность. В познавательной деятельности выделяется субъект и объект познания. Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после её открытия в 1846 году: были установлены её расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удалённость от Земли и другие характеристики. В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII – XVIII веков объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект – как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое начало, а под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций ощущений (Беркли, Юм, Мах, Авенариус), или внечеловеческий субъект – Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, Абсолютная идея является и субъектом, и объектом познания.
К. Поппер выдвинул теорию бессубъектного познания. Он отнёс к первому миру мир физических состояний, ко второму – мир психических состояний сознания, к третьему – мир научного знания. Содержанием третьего мира являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.п. третий мир существует самостоятельно, содержащиеся в нём знания объективны, то есть не зависят от субъекта. Следовательно, субъект из познавательной деятельности исключается. Традиционно познание всё же рассматривается как взаимодействие субъекта и объекта. Субъектом познания является, прежде всего, человек, обладающий способностью познавать, наделённый сознанием и волей, вооружённый навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение. Гносеологический субъект имеет социальную природу. Это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры. В таком смысле субъектом познания можно назвать коллектив, социальную группу, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Познавательная деятельность, её результаты содержат в себе субъективное (то, что зависит от субъекта) и объективное (то, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит). Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.004 с.) |