Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы научного исследования, формы научного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы научного исследования подразделяют на эмпирические, теоретические и общелогические приёмы и процедуры. Эмпирические методы исследования. Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений, постижение их смысла и значения, непосредственное или с помощью приборов, в их естественном виде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на выработанную наукой способность истолковывать чувственные данные. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включённое (наблюдатель является участником наблюдаемого). Измерение – это установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Используется тогда, когда необходимо изучить некое состояние, в естественных условиях не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Средства теоретического научного познания. Теория – высшая форма организации научного знания. Она является системой знания, содержание которой логически выводится из исходного базиса. Теория строится аксиоматическим или гипотетико-дедуктивным методом. Аксиоматический метод предполагает, что сначала задаётся набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Затем из них по определённым правилам строится система выводных положений. В исходный базис теории, построенной гипотетико-дедуктивным методом, входит гипотеза, из которой выводятся утверждения об эмпирических фактах. Термин гипотеза используется в двух смыслах: 1) форма знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью; 2) метод предположения, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Теория развёртывается «сверху вниз» от гипотез к фактам. Сначала создаётся гипотетическая конструкция, которая дедуктивно разворачивается, образуя систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется. Идеализация – мысленное образование абстрактных (идеальных, идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело» и т. п.) и выступающих носителями существенных для исследователя свойств. Формализация – отображение содержательного знания при помощи формализованного языка. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Рассуждения об объектах заменяются операциями со знаками. Так создаётся обобщённая знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая рельефнее представить структуру явлений и процессов при отвлечении от их качественных характеристик. Формализация позволяет уточнить, прояснить, систематизировать содержание теории, взаимосвязи различных её положений, выявить и сформулировать ещё не решённые проблемы. Мысленный эксперимент – воображаемые действия с идеализированными объектами, которые должны вести себя согласно приписанным им свойствам и законам логики. Мысленный эксперимент является теоретическим, а не эмпирическим методом исследования, поскольку он не имеет дела с реальным объектом. Экспериментом его можно называть лишь условно. Исторический метод – это описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задача такого исследования – раскрыть условия, обстоятельства и предпосылки различных явлений, их последовательность и смену одних стадий развития другими. Логический метод фиксирует объективную логику развития событий, отвлекаясь от их случайных, конкретно-исторических особенностей. В ходе логического анализа более поздних форм процесса даётся ключ к пониманию и изучению более ранних его форм. Общелогические средства научного познания. Анализ – мысленное или фактическое разделение предмета на его составные части и исследование их по отдельности. Синтез – реальное или мысленное объединение частей предмета в единое образование (систему) для исследования общего функционирования объекта. Индукция – движение исследования от частного к общему. Дедукция – движение исследования от общего к частному. Абстрагирование – отвлечение от непосредственно воспринимаемой действительности, создание некоторой абстракции, где исследуемые объекты (объект) существуют и действуют в «чистом» виде, в идеальных условиях. Движение мысли от абстрактного к конкретному – переход от абстракции к объективной реальности, воссоединение выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое целое. Обобщение – логический приём, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. В реальном процессе научного исследования методы и приёмы эмпирического, теоретического и общелогического характера применяются комплексно. Их разделение в данной лекции представляет собой абстракцию. Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория. Проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка её успешного решения. Наука начинается не столько с наблюдений, сколько с проблем, и её развитие есть переход от одних проблем к другим. Проблемы возникают вследствие противоречий в отдельной теории, или при столкновении двух различных теорий, или в результате разногласий теории с наблюдениями. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений. Один из способов объяснения фактов и наблюдений. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: 1) Быть проверяемой (хотя бы в принципе), то есть следствия, выведенные из гипотезы путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу; 2) Обладать достаточной общностью и предсказательной силой, то есть объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода о неизвестных ещё явлениях; 3) Быть логически непротиворечивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией. Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности. Основные элементы теории: 1) Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.; 2) Идеализированный объект – абстрактная модель изучаемых предметов (например, «абсолютно чёрное тело», «идеальный газ» и т.п.); 3) Логика теории; 4) Совокупность законов и положений, выведенных из основоположений данной теории. Ключевой элемент теории – закон. Закон – это связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Открытие законов – главная задача научного познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.007 с.) |