Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и формы теоретического уровня исследования. Понятие гипотезы, теории, теоретической схемы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретическое познание - это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают две формы мышления: 1.рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. 2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Рассудок - это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания. Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция - это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство. Познание связано с практикой - материальным освоением общественным человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. В практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. П Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический метод и гипотетико-дедуктивный метод. Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами. Теория — это внутренне непротиворечивая система представлений, идей или принципов, в обобщённой форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи определённой области действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций), на основе которых достигается её объяснение. В научно-ориентированных дискурсах теория рассматривается как высшая форма организации научного знания (см.: Наука), дающая целостное представление об определённой области действительности — объекта данной теории, а также объяснение и предсказание явлений этой области. В науке теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость её содержания из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории. Научная теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой другие его формы — законы науки, классификации, типологии, понятия, первичные объяснительные схемы и другие — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования; в то же время они нередко сосуществуют с теориями, взаимодействуя с ней в системе науки, или же входят в теорию в качестве её элементов. Научные теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом (см.: Методы научного познания). В целом, современная наука представляет собой систему различных теорий. В методологии науки теории принято различать по характеру решаемых задач, способам своего построения, типам реализуемых процедур. Различают следующие основные типы теорий: 1. Гипотетико-дедуктивные теории, характеризующиеся иерархической соподчинённостью своих компонентов, которая обеспечивает переход от высказываний к высказываниям без привлечения дополнительной информации, и нацеленностью на процедуры объяснения. 2. Дескриптивно-прогностические теории, построенные из пропозициональных утверждений примерно одного уровня обобщения (что не требует иерархической соподчинённости), который обеспечивает согласование с эмпирическим (фактуалистическим) уровнем знания и нацеленные на описание (как возможную базу для построения моделей и прогнозов); в этом смысле используют также термин «феноменологические теории». 3. Индуктивно-дедуктивные теории, занимающие срединное положение между первыми и вторыми. 4. Формализованные теории логики и математики. В методологии науки выделяют следующие основные компоненты теории:
Теоретическая схема- некоторое множество утверждений теории об основных свойствах и отношениях ее исходных объектов.Например, теоретической схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона(закон инерции, закон взаимосвязи силы, массы и ускорения, закон равенства действия и противодействия)как полностью характеризующие движение такого ее исходного объекта, как материальная точка. Понятнотеоретической схемы было введено в методологию науки И.С. Степиным для оппозиции позитивистскомупониманию структуры научной теории, понимаемой только как логически упорядоченное множество еевысказываний без указаний на конкретный тип теоретического объекта, к которому они относятся.Благодаря существованию в научных теориях таких конструктов, как теоретические схемы, частные научныетеории не могут быть получены чисто логически из более общих теорий (например, теория движенияидеального маятника из общих законов механики Ньютона), так как последние описывают существенно инойтип объектов, нежели частные теории. Между объектами частно-научных и фундаментальных теорий имеетместо отношение конструирования объектов менее общей теории из объектов более общей теории.Благодаря различию теоретических схем частных и общих теорий (например, теории математическогомаятника, или небесной механики Кеплера, или оптики по сравнению с теоретической механикой Ньютона)становится понятным, почему частно-научные теории могут возникать и развиваться до возникновенияболее общих теорий, и в то же время после возникновения последних, относительно независимо от них. 23. Проблема истины в научном познании. Концепции истины в науке и философии. Проблема объективности научного знания. Представление об истине разрабатывалось на протяжении всего периода существования философской и естественнонаучной мысли. Первое определение истины было дано Аристотелем, оно стало основой классического или традиционного определения как «соответствия мыслей и вещей». Рене Декарт, принимая это определение как номинальное, выдвинул важный для понятия истины пункт – ее критерия. В целом лаконичное определение истины в классической концепции: истина – это соответствие знаний действительности. При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической, неклассической и постнеклассической трактовки, а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Проблема объективности - это проблема критериев научного знания. Только тогда, когда научное знание претендует на объективность, в философии возникает вопрос: «На каком основании?» Необходимо разрешить вопрос о корреляции научного эксперимента и сделанных на его основании теоретических выводов - реальности, существующего языка науки как способа описания - действительности. Проблема объективности в научном знании разрешается Ж. Делезом в двух направлениях. Во - первых, восприятия частичного наблюдателя - это не только его ощущения, но и определенное количество информации. Трансформация субъект-объектных восприятий в информацию осуществляется посредством их проблематизации. Ответ в науке зависит от исходных аксиом, принятых ученым, от средств описания, от способности ученого увидеть решение проблемы в мире. Второе направление, которое намечает Ж. Де-лез при решении проблемы объективности - проблема методологии. Как пишет Ж. Делез: «Речь идет о том отношении, когда концепты и функции мы можем назвать красивыми» [4. С. 170]. В этом смысле красота в науке является методом поиска истины. Простота, гармоничность, доступность -критерии красоты в науке. В принципе, и для самой науки и для философии XX в. критерий объективности знания на основе его эстетизации стал уже традиционным. В философии науки сближение эстетического и научного происходит на основании их обоюдного творческого и преобразовательного потенциала, на основании интерпретации художественного вкуса как метода поиска научного результата. Следует подчеркнуть, что практика есть критерий истины. В утверждении истины, как и в ее проверке, необходимо учитывать единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.008 с.) |