Философия науки, характерные черты и типы научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия науки, характерные черты и типы научного познания.



Философия и специальные науки.

Философия — система теоретических знаний о сущем как едином целом познаваемом и о способах познания этого целого. Философское знание абстрактно, выводится из понятий. Философское знание - не наука в современном ее понимании, поскольку научное суждение должно отвечать двум основным критериям: быть проверяемым и быть фальсифицируемым, т.е. опровергаемым. Проверяемость означает, что данное суждение может быть воспроизведено сколько угодно раз. Если суждение не соответствует хотя бы одному из этих критерии, то оно не может быть определено как научное.

Философские системы обладают непреходящей ценностью, не устаревают, самостоятельны. Это означает, что никакое историческое развитие не поглощает содержание предшествовавших систем. Главное отличие философии от других наук в том, что она является теоретическим мировоззрением, обобщающем все ранее систематизированные знания.

К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени. Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.

Действительность во всех ее возможных формах непосредственно осваивается чувственно-практическим, философским, научным, художественным, религиозным знаниями. Философия не имеет непосредственного отношения к действительности. Ее отношение к действительности опосредовано системой культуры.

Философское знание можно проструктурировать. В процессе исторического развития выделились специальные науки, изучающие разные стороны в мироздании и его различные явления. Изучение носит характер философского мировосприятия действительности и ведет к накоплению философского знания. Профилософские специальные науки:

- космология - учение о мире и мироздании;

- онтология - учение о Бытии (о всем сущем как оно мыслится; сущее есть весь предметный
мир);

- социология - учение об обществе;

- гносеология - учение о познании;

- философия антропологии - учение о человеке;

- философия истории - учение о жизни общества;

- диалектизм - учение о противоположностях.

Данная структуризация философского знания довольно размывчата. Существует множество

структур философского знания и в каждой данной структуре изучаемые явления и объекты

могут быть объектами исследования разных профилософских наук.

Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике,

системности, опирающийся на четкие понятия и категории.

Философия в своем развитии прошла три основные стадии эволюции:

1) Космоцентризм - философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через
могущественное влияние Космоса и его циклов;

2) Теоцентризм - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство
сверхъестественной силы - Бога;

3) Антропоцентризм - в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.

Формы вненаучного знания

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

• донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

• паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

"лженаучное» - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; • квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.

антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

I Н прогр антич-ти

I математическая прогр, представл-я Пифагором и позднее развитая Платоном. В основе – представл о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пиф нашел эти сущ-ти в числах и представил в кач-ве первоосновы мира. Картина мира, представленная пифагорейцами, была гармоничной - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела, данный каноном Поликлета.

Следующий шаг - софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеч-го познан, а также разработ-е теорию доказ-в. ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.

Свое завершение математич программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируяфизику. Платоновская физика представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами (огонь, как самое подвижное и «острое», состоит из пирамид; воздух - из восьмигранников, вода - из двадцатигранников и т.д.).Эта прогр заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе: 1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. -> возможен рациональный анализ эмпирического мира. 2. Упорядоч-ть Космоса-следств существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию чел-ка, кот должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы. 3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира - количественные отношения действительности. 4. Познание сущности мира требует от ч-ка сознательного развития его познавательных способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия - глубочайшая потребность не т-ко ума, но и души). Итог познания -духовное освобождение ч-ка.

II атомизм. Левкипп и Демокрит. Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Атомизм – физич-z прогр, так как Н, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.

Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов.

III Программа Аристотеля. Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом Н должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы Н вообще. Все дальнейшее развитие Н по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не Н в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.

Тем не менее, только то стечение социокультурных обстоятельств, которое реализовалось в античной Греции, смогло обеспечить условия для возникновения науки. Здесь оформились такие свойства науки, как интерсубъективность, идеальное моделирование действительности, надличностность, субстанциональность, что позволяет говорить о появлении там науки как особого типа отношения к реальности.

Философия науки, характерные черты и типы научного познания.

Философия науки представляет собой дисциплину, изучающую строение научного знания, механизмы и формы его развития. Как особая область философских исследований философия науки начала складываться к середине XIX в. в работах английского философа и историка науки Уильяма Уэвелла, его соотечественника Джона Стюарта Милля, родоначальника позитивизма Огюста Конта и ряда других философов и ученых.

Конечно, и до этого философы немало рассуждали о науке, но делалось это в рамках общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого объявлялось научное познание.

В начале XX в. в связи с революционными открытиями в физике (теория относительности, квантовая механика), в биологии (генетические теории) и других науках интерес к философским проблемам науки еще более возрос. Нужно отметить, что в этот период философия науки плодотворно развивалась и в России - в трудах В.И.Вернадского, Л.С.Берга, В.И.Ивановского, Т.И.Райнова и др.
Таким образом, философия науки - философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они так или иначе обращаются к феномену науки. Философия науки пытается ответить на такие вопросы как: что такое научное знание, каковы принципы его организации и функционирования, какие методы использует наука, как развивается знание, чем наука отличается от псевдонауки, каковы формы взаимосвязи научного знания с философией, религиозным сознанием.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Наука рассматривается в 3 основных измерениях:

как особый вид деятельности,

2. как совокупность знаний,

3. как социальный институт.

Необходимо различать предмет и объект любой науки и философии науки в частности. Т.о., предмет у них различный.

Объект философии науки составляют:

- формы организации научного знания, - способы развития науки, - методы исследовательской деятельности и др.

Философия науки возникает из необходимости посмотреть на науку извне, понять науку как особую сферу жизни общества.
Функции философии науки:

1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область.

Философия строит для науки онтологии, через которые наука смотрит на мир.

2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные

отношения; также изучает особенности познания.

3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.

4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.

5. Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры науки. Наука производит знания, философия – смыслы.

6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.
Следует различать, с одной стороны, философские течения и школы, представляющие философию науки как особое философское направление и являющиеся ее различными версиями, или этапами, - позитивизм, неопозитивизм, неорационализм, критический рационализм и т.п. и, с другой стороны, философию науки в рамках таких философских учений, как феноменология, экзистенциализм, неотомизм. В первом случае проблематика философии науки практически исчерпывает содержание философских концепций, во втором — рассуждения о науке встроены в более общие философские контексты. Иногда это обстоятельство позволяет выработать весьма оригинальные представления о тех или иных аспектах научно-познавательной деятельности. Однако в целом тематика философии науки, ее концептуальный аппарат и стержневые проблемы определяются прежде всего в рамках философии науки как особого направления и лишь таким образом становятся объектом философского интереса со стороны самых различных школ и течений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.016 с.)