Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпистемологические схемы постнеклассической науки и ее основные признаки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, приведший к бурному развитию микробиологии - клонирование. Главн хар-ки: 1. Широкое распростр-е идей и методов синергетики — теории самоорганизац разв-я систем любой прир. Укрепляется представ-е о мире не т-ко как о саморазвив-ся целост-ти, но и о как нестабильном, неустойчивом, неравновесном, хаосогенном, неопределенностном. Эти фунд-е хар-ки мироздания выст-т на 1й план. 2. Укрепл-е парадигмы целостности, т. е. осознан необход-ти глобального всестор-го взгляда на мир. Стало очевид-м, что принятие диалектики целост-ти, включ-ти ч-ка в sys — 1 из величайших научных достиж-й совр-го естествознания и цивилизации в целом. Парадигма целостности прояв-ся в: а) целост-ти об-ва, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. ч-к находится не вне изуч-го obj, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое. б) В формирован нового — «организмического» — видения (поним-я) прир, кот все чаще рассматр-ся не как конгломерат изолир-х объектов и не как механич sys, но как целостный живой организм, изменения кот-го могут происходить в опред-х границах. Наруш-е этих границ приводит к изм-ю sys, к ее переходу в качественно иное сост-е, кот-е может вызывать необратимое разрушение целостности sys. Центральное место- принцип органич-й целост-ти применит и ко всей прир, и к ее различным подсистемам. Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз — основные формы организации жизни, уровни (стадии) ее организации. в) естеств-е Нки объединяются, и усиливается сближ естеств-х и гум-х наук, Н и иск-ва. г) В Обращени Н к традициям восточного мышления и его методам. 3. Укрепление и все более широкое примен-е пр-па коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусл-го изменения sysм / частей внутри целого. Будучи биолог-м по происхожд-ю, связ-м с изуч-м совместной эволюции разл-х биолог-х obj и ур-й их организации, понят. коэволюции охват-т обобщ-ю картину всех эволюц-х проц-в глобальн эволюционизм. Стремление построить общенаучную картину мира на осн пр-в универс-го эволюционизма. 4. Внедр-е времени во все Н, все более широкое распростр-е идеи развития («историзация», «диалектизация» науки). 5. Изменение характера obj исслед-я и усиление роли междисциплин-х комплексных подходов в его изучении. Если obj классич-й Н - простые sys, а неклассич Н — сложные sys, то в наст вр вним уч-х привлек-т историч разв-ся sys, кот-е с теч-м врем формир-т все новые уровни своей организации, возникнов-е каждого нового ур-ня оказ-т воздейств на ранее сформир-ся, меняя связи и композицию их элем-в. Obj соврем-й Н становятся так назыв-е «человекоразмерные» sys: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «ч-к—машина» и т. д. Измен-е хар-ра obj исслед-я в постнеклассич Н к изм-ю подходов и методов исслед-я. Если раньше Н была ориентирована преимущ-но на постижение изолир-го фрагмента действит-ти, выступ-го в кач-ве предмета той /иной научной дисц-ны, то специфику совр-й Н опред-т комплексные исслед-е прогр (в кот-х приним-т участие спец-ты различ-х областей знания), междисциплин-е исслед-я. 6. Соед-е объективного мира и мира ч-ка, преодоление разрыва obj и subj. На эт неклассич естествозн-я стало что «печать субъектив-ти лежит на фунд-х законах физики», что «subj и obj едины», м-ду ними нет барьера (Э. Шредингер), что «сознан и материя яв-ся различ-ми асп-ми 1 и той же реаль-ти». Луи де Бройль - квантовая физика «не ведет больше объект-му опис-ю внеш-го мира». Соед-е объект-го мира и мира ч-ка в совр-х Н — как ест-х, так и гум-х — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исслед-я». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» obj предполагает включ-е аксиологич-х факторов в сост объясняющих положений. В естествознан XX в. Сформир-ся и получ широкое распростр-е (хотя и яв-ся предм-м дискуссии) т. наз.«антропный пр-п» -1 из фунд-х принц-в совр-й космологии: Вселенная должна рассматр-ся как сложная самоорганиз-ся sys, включенность в нее ч-ка не может быть отброшена как некое прояв-е «научного экстремизма». Суть:наличие наблюд-ля не т-ко меняет картину наблюд-я, но и в целом явл-ся необход-м усл-м для существ-я материальн основ этой картины, независ-го пассивного наблюд-ля просто не существует. 7. Широкое прим-е Филос и ее методов во всех Н. задейств все фу-ции Ф - онтолог-я, гносеолог-я, методолог-я, мировоззрен-я, аксиолог-я и др. 8. Усилив-ся математизац Н теорий и увелич-ся уровень их абстрактности и слож-ти. Важнейш инстр-т научно-тех прогресса – математич-е моделир-е, т.к. об-м исслед-я все чаще станов sys, экспериментир-е с кот-ми невозм. 9. Методологич-й плюрализм, осознание огранич-ти, одностор-ти любой методологии — в т ч рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию чет- ко выразил американский методолог науки Пол Фейерабенд: «Все дозволено». В совр-й Н нельзя огранич-ся лишь логикой, диалектикой и эпистемол-й. Огр знач-е прид-ся интуици, фантазии, воображени и другие подобные факторы, средства постижения дейст-ти. 10) В Н XXI в. все чаще говорят об эстетич-й стороне познан, о красоте как эвристич-м принципе, применит к теориям, законам, конц-м. Красота — это не т-ко отраж гармонии мат-го мира, но и красота теоретических построений. Поиски к-ты, т. е. Ед-ва и симметрии законов прир, — примечат черта совр-й физики и ряда др-х естеств-х Нк. 11) диалектизация — широкое применение диалектич-го метода в разных отраслях Н познания. Объективная основа этого процесса — сам предмет исслед-я (его целост-ть, саморазв-е, противореч-ть и др.), а также диалекти-й х-р самого процесса познания. 12) Ослабление треб-й к жестким нормативам Н дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального комп-та, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.011 с.) |