Научная картина мира как составляющая оснований науки. Классификация научных картин мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная картина мира как составляющая оснований науки. Классификация научных картин мира.



НКМ (Степин) – целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях науки. Это особ. ф-ма научно-теор-го зн-я, разв-ся в процессе ист. эвол-и науки. НКМ явл. важн. комп-ом науч. мировоз-ния, но не свод-ся к нему. В мировоз-и кроме зн-й присут-т убежд-я, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоц. отн-я к об-ту изуч-я и т.д.

Стр-ра НКМ: 1) концептуальный ур-нь (фил. категории, пр-пы), кот. конкретиз-ся в НКМ ч/з с-му общенауч-х пон-й и пр-в, ч/з фунд-е пон-я отд. наук (Н: поле, об-во, энергия). 2) чувственно-образный комп-нт – нагляд-е представ-я и образы, базир-ся на к-ре конкр. эпохи. Образы выступ-т в виде с-мы и благ. этому обесп-ся их поним-е НКМ шир. кругом ученых, незав. от их специализации.

Формы НКМ:

1) по степени общности НКМ выступ-т в след. ф-мах:

- общенаучная к.м., т.е. форма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях.

- ест-науч. к.м. (пр-да) и науч. карт. соц-ист. действ-ти (картина об-ва). Кажд. из таких картин явл. отн-но самост-м аспектом общенауч. к.м., в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

- спец. к.м. отд. наук (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. к.м. м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изучаемой области.

2) с точки зр. ист-ко-кул. принадлежности: НКМ в осн. выступ-т как ест-но-науч. к.м., поэтому в св. послед-ти выглядит след. образом: механич. к.м., электродинамич. к.м., квантовореляц-я к.м., синергетич. к.м. Первые три основаны на ест-науч. к.м.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. В построении физической картины мира обычно используются все новейшие достижения фундаментальной физики, причём неизменно увязываются масштабность астрофизики и "глубинность" физики вакуума и элементарных частиц. Обоснованное предположение об информационно-фазовом состоянии среды физического вакуума качественно меняет сами принципы построения физической картины мира. Всепроникающая информация, образуя единое информационное поле, впервые позволяет рассматривать экспериментальные возможности получения данных о материальных объектах вне Метагалактики.

Неизмеримо возрастают масштабы человеческого познания: от двух форм существования материи - вещества и поля наука приходит к возможности регистрации иных материальных субстанций. Полное естественнонаучное объяснение начинают получать не только явления типа "первовзрыва Вселенной" и "реликтового излучения", скрытой "массы" и взаимосвязи между собой "разлетающихся фотонов", но и, вероятно, основные физические понятия: масса, энергия, заряд, поле, квант и т.д. ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. Анализ сущности информационно-фазового состояния материальных систем резко подчёркивает информационный характер химических взаимодействий. Вода как химическая среда, оказавшись первым примером информационно-фазового состояния материальных систем, соединила в себе два состояния: жидкое и информационно-фазовое именно по причине близости химических взаимодействий к информационным. Вакуум как электромагнитная среда физического пространства, проявившая свойства информационно-фазового состояния, скорее всего, ближе к среде, в которой протекают процессы, по форме напоминающие химические. Поэтому химическое понимание мирового эфира Д.И. Менделеева становится чрезвычайно актуальным. Давно замеченное терминологическое совпадение при описании соответствующих процессов превращения частиц в химии и в физике элементарных частиц как реакций дополнительно подчёркивает роль химических представлений в физике.Предполагаемая взаимосвязь между информационно-фазовыми состояниями водной среды и электромагнитной среды физического вакуума свидетельствует о сопутствующих химическим процессам изменениях в физическом вакууме, что, вероятно, и ощущал Д.И. Менделеев в своих экспериментах. Следовательно, в вопросе о природе мирового эфира химия в каких-то моментах выступает даже определяющей по отношению к физическому воззрению. Поэтому говорить о приоритете физических или химических представлений в выработке научной картины мира, вероятно, не стоит. БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. Выход на всеобщий фундаментальный уровень таких близких биологии понятий как информация в живых системах (за счёт обнаруженной информационной взаимосвязи информационно-фазовых состояний водной среды и среды физического вакуума), а также такого её свойства как комплементарность, без которой оказалось невозможным говорить о способах передачи информации (т.е., о молекулярной и полевой информационной ретрансляции), впервые позволило увериться в необходимости присутствия этих биологических категорий при построении целостной картины мира. Анализ информационно-фазового состояния материальных систем показывает, что без информационного начала единой картины мира представить уже невозможно.Следовательно, вхождение живого и разумного в разряд первооснов мироздания определяет роль биологической картины мира в построении общей научной картины мира. Геополитическая картина мира - система научного знания, включающая два взаимосвязанных уровня: 1)теоретические, концептуальные представления о взаимосвязи политической деятельности общества и геопространства, ее результатах - геополитических явлениях, 2) формирующееся на этой основе систематизированное конкретно-научное знание. Таким образом, названная картина создает целостный геополитический образ мира, имеющий исторически и социо-культурно обусловленный характер (господствующими мировоззренческими принципами), и позволяет человеку, как исследователю (с позиций концептуального уровня) так и на обыденном (эмпирическом) уровне, специфическим - геополитическим - образом воспринимать общественное развитие и его результаты, ориентироваться в них. АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. Основа астрономического познания – признание объективного существования предмета астрономической науки (космических тел, их систем и Вселенной в целом) и их принципиальной познаваемости научно-рациональными средствами (причем не только структурного, но и исторического аспекта Вселенной). Эмпирическая основа современной астрономии – наблюдение во всеволновом диапазоне. Теоретические исследования и экспериментальные попытки регистрации гравитационных волн открывают перспективы развития гравитационной астрономии. Классическая механика не потеряла своего значения для астрономического познания (прежде всего, для объяснения процессов, происходящих в Солнечной системе). Все расчеты движений тел планетной системы и искусственных спутников Земли, Луны и планет, космических аппаратов, созданных человеком, осуществляются (в силу слабости релятивистских и квантовых эффектов для этих систем) на базе ньютоновской механики. Физическая реальность состоит из трех качественно несводимых друг к другу уровней: микро-, макро- и мегамиров. В системе астрономического познания выделяются две большие подсистемы: во-первых, астрономические науки, изучающие закономерности космических тел и процессов макроуровня (небесная механика, астродинамика, астрометрия и др.); во-вторых, астрономические науки, изучающие космические процессы на уровне мегамира (внегалактическая астрономия, релятивистская космология и др.).

Функции спец. НКМ: 1) систематизация зн-й; 2) обесп-е связи с опытом и к-рой соотв-ей эпохи; 3) f быть иссл-кой программой, кот. целенаправляет постановку эмпир-х и теор. з-ч, а ткж выбор ср-в их реш-я.

Операциональные оснавания НКМ:

Спец. к.м. служат матер-м, на базе кот. сначала склад-ся карт. пр-ды и об-ва, затем общенауч. к.м. 1) Сначала осущ-ся переход, т.е. движ-е от дисцип-го к междисц-ным ур-ням систематиз-ции науки. 2) такой переход осущ-ся не как простое суммирование спец. к.м., а как их слож. синтез, в пр-се кот. лидирующую роль игр. карт. реал-ти основных на данный момент науч. дисц-н. 3) в понятийном каркасе этих дисц-н вычл-сяобщенауч. Пон-я, кот. и стан-ся ядром сначала ест-науч. и соц-ист. картин, а потом и общенауч-й к.м. 4) вокруг этого ядра организ-ся фунд-ные понятия спец. наук, включаемые в к.м. второго ур-ня, а потом и в общенауч. картину. 5) получаемая в итоге к.м., особ. совр-я, не просто систематиз-т зн-я о пр-де и об-ве, но и f-рует как иссл-кая программа, кот. дает видение в/связей м/у предметами разл. наук и опр-т стратегию переноса стратегий и м-в из одной науки в др.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост- неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.01 с.)