Кумулятивная модель науки, ее недостатки. Антикумулятивизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кумулятивная модель науки, ее недостатки. Антикумулятивизм.



До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Долгое время господствующей моделью развития научного знания была кумулятивная. Объективной основой для возникновения кумулятивистской модели развития науки стал факт накопления знаний в процессе научной деятельности. Основные положения этой модели можно сформулировать следующим образом. Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения. При этом новое знание всегда совершеннее старого, оно более адекватно воспроизводит действительность, поэтому все предыдущее развитие науки можно рассматривать как предысторию. Значение имеют только те элементы научного знания, которые соответствуют современным научным теориям. Идеи и принципы, от которых современная наука отказалась, являются ошибочными и представляют собой заблуждения, уход в сторону от основного пути ее развития.

По мнению Г. Спенсера в процессе развития науки меняется лишь степень общности выдвигаемых концепций, которая зависит от широты обобщений, возрастающей по мере накопления опыта. По его мнению, прерывность в науке обусловлена, прежде всего, актами творчества, появлением нового знания, не похожего на старое, но которое надо каким-то образом вывести из старого, чтобы сохранить непрерывность развития. Появление принципиально нового знания, возникновение фундаментально новой теории в развитии науки характеризуются скорее философским, чем естественнонаучным типом мышления. Спенсер выводил за пределы науки всякое философствование, что делало историю науки плавной, непрерывной, т.е. кумулятивной. С точки зрения логического позитивизма, деятельность ученого в основном должна сводиться к двум процедурам:1) установление новых протокольных предложений;2)изобретение способов объединения и обобщения этих предложений. Первоначальная модель науки и научного прогресса была настолько искусственна и примитивна, настолько далека от реальной науки и ее истории, что это бросалось в глаза даже самим логическим позитивистам. Они предприняли отчаянные попытки усовершенствовать эту модель, с тем чтобы приблизить ее к реальной науке. В ходе этих попыток им пришлось постепенно отказываться от своих первоначальных логико-гносеологических установок. Кумулятивная концепция имеет, как положительные моменты как первая попытки изложить, дать реконструкцию историческому развитию науки, обобщить определенные материалы. Но, вместе с тем, имеет следующие недостатки. Из этой концепции выпадают:
* проблема научного познания как научного творчества – проблема подготовки научного открытия
* не обладает собственным критерием достоверности (???) истории науки
* не фиксирует проблему прогресса в истории науки
* дает процессу развития науки только качественное выражение; выделение в научном знании некоторой твердой эмпирической основы; резкая дихотомия эмпирического—теоретического и их противопоставление; отрицательное отношение к метафизике и всему тому, что выходит за пределы чувственного опыта; абсолютизация логических методов анализа я построения научного языка и знания; ориентация в понимании научного знания на математические дисциплины и т. д. В настоящее время эта концепция трансформировалась и в анализе этой концепции сегодня используется вместо?? подхода информационный подход: развитие науки трактуется как cбор и обобщение определенной информации.

Антикумулятивизм полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История-науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии. Первым из историков, выступившим против позитиви­стского кумулятивизма и эмпиризма был А. Койре, работы которого о научной революции XVII века появились еще в конце 30-х годов. Одна­ко по-настоящему они были оценены философами науки лишь после появления исследования американского историка и философа науки Томаса Куна, который в значительной мере опирался на идеи А. Койре.

Уже фальсификационизм К. Поппера отвергал накопление истины, единственный прогресс, по мнению Поппера, возможный в науке, состоит в разобла­чении и отбрасывании ложных идей и теорий. В его модели развития наука переходит от одних проблем к другим — более глубоким, но науч­ные теории не становятся более глубокими и более истинными. Однако Поппер так и не смог полностью порвать с идеей научного прогресса и разработал концепцию возрастания степени правдоподобия в истори­ческом развитии науки. Кун в этом отношении пошел еще дальше.

Исходя из концепции Куна, в целом развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления разделяются революционными провалами, разрывами ткани науки. Кумулятивизм предполагает некоторую единую нормативную программу. А в рамках концепции Куна, в истории происходит революционная смена фундаментальных программ познания, и на место единого для всех эпох разума приходят разные исторические типы рациональности.

Отвергая кумулятивизм как универсальную эпистемологическую модель роста науки, современные направления в философии науки, как правило, допускают преимущественно кумулятивный характер накопления научных знаний лишь в пределах системно организованных комплексов теорий или их непрерывно связанных последовательностей — напр., научных исследовательских программ, научных парадигм и т.д.

28.Специфические особенности квантово-полевой картины мира.

В основе современной квантово-полевой картины мира лежит новая физическая теория-квантовая механика, описывающая состояние и движение микрообъектов материального мира.Квантовой механикой называют теорию, устанавливающую способ описания и законы движения микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми опытным путем.Законы квантовой механики составляют фундамент изучения строения вещества. Они позволяют выяснить строение атомов, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов, изучить свойства элементарных частиц.

Поскольку свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием частиц, из которых они состоят, то законы квантовой механики лежат в основе понимания большинства макроскопических явлений. квантовый механика полевой

2. Разработка квантовой механики относится к началу XX в.

Впервые представления о кванте высказал в 1900 г. М. Планк в процессе исследования теплового излучения тел. Своими исследованиями он продемонстрировал, что излучение энергии происходит определенными порциями -- квантами, энергия которых зависит от частоты световой волны. Эксперименты Планка привели к признанию двойственного характера света, который обладает одновременно и корпускулярными, и волновыми свойствами, представляя собой диалектическое единство этих противоположностей.

В 1924 г. французский физик Л. де Бройль выдвинул гипотезу, что корпускулярно-волновой дуализм имеет универсальный характер, т.е. все частицы вещества обладают волновыми свойствами. Позднее эта идея была подтверждена, и принцип корпускулярно-волнового дуализма был распространен на все процессы движения в микромире.

Н. Бор применил идею квантования энергии к теории строения атома. Он предположил, что электрон не испускает квантов. Излучение происходит лишь при переходе электрона с одного уровня энергии на другой, с меньшей энергией. В момент перехода и рождается квант излучения.

3. В соответствии с квантово-полевой картиной мира:

• любой микрообъект не имеет определенной траектории движения и не может иметь определенных координат и скорости

• относительность пространства-времени приводит к неопределенности координат и скорости в данный момент, к отсутствию траектории движения микрообъекта

• поведение каждой микрочастицы подчиняется не динамическим, а статистическим законам.

Таким образом, материя двулика: она обладает и корпускулярными, и волновыми свойствами, которые проявляются в зависимости от условий. Отсюда общая картина реальности в квантово-полевой картине мира становится двуплановой: с одной стороны, в нее входят характеристики исследуемого объекта, а с другой -- условия наблюдения, от которых зависит определенность этих характеристик. Это означает, что картина реальности в современной физике является не только картиной объекта, но и картиной процесса его познания.

4. Ушли в прошлое представления о неизменности материи и возможности достичь конечного предела ее делимости. Сегодня материя рассматривается с точки зрения корпускулярно-волнового дуализма. Одной из основных особенностей элементарных частиц является их универсальная взаимозависимость. В современной физике основным материальным объектом является квантовое поле, переход его из одного состояния в другое меняет число частиц.

Кардинально меняется представление о движении, которое становится лишь частным случаем фундаментальных физических взаимодействий. Известно четыре вида фундаментальных физических взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Все они описываются на основе современного принципа близкодействия. Окончательно утверждаются представления об относительности пространства и времени, их зависимости от материи. Пространство и время перестают быть независимыми друг от друга и согласно теории относительности сливаются в едином четырехмерном пространстве-времени, которое не существует вне материальных тел.

5. Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они всегда выступают в вероятностной форме. Они соответствуют более глубокому уровню познания природных закономерностей. Таким образом, оказалось, что в основе нашего мира лежит случайность, вероятность.

Также новая картина мира впервые включила в себя наблюдателя, от присутствия которого зависели получаемые результаты исследований. Более того, был сформулирован так называемый антропный принцип, который утверждает, что наш мир таков, каков он есть, только благодаря существованию человека. Отныне появление человека считается закономерным результатом эволюции Вселенной.

Хар-ые особенности: 1)в рамках квантово-полевой картины мира сложились представле-ния о материи:материя обладает корпускулярными и волновыми свойствами, т.е. каждый элемент материи имеет свойства волны и частицы.2)Движение-частный случай физического взаимодейст-вия.Фундаментальные физические взаимодействия:сильное, элек-тромагнитное, слабое, гравитационное.Они описываются на основе принципа близкодействия: взаимодействия передаются соответст-вующим полям от точки к точке, скорость передачи взаимодействия конечна и не превышает скорости света.3)Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они выступают в вероятностной форме, в виде статистических законов. 4)Фундаментальные положения квантовой теории: -принцип неопределенности; принцип дополнительности.
5).Пространство-время и причинность относительны и зависимы.

29.Историческая динамика. Механизмы и модели порождения нового знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).

Н как целостный фен-н возникает в Новое вр вследств отпочкования от Ф и проходит в своем развит 3 осн-х этапа: классич-й, неклассич, постнеклассич (совр-й). На каждом из них разрабат-ся соотв-щие идеалы, нормы и методы Н исслед-я, формулир-ся опред-ый стиль мышл-я, своеобр-й понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации яв-ся соотнош-е (противоречие) об-та и суб-та познания: 1. Классич Н (XVII-XIX вв.), исследуя свои об-ты, стрем-сь при их описании и теоретич объяснении устранить по возм-ти все, что относ-ся к суб-ту, средствам, приемам и операциям его деят-ти. Такое устранение – необход-е усл получ-я объективно-истинных знаний о мире. Господ-т объектный стиль мышления, стремл-е познать предмет сам по себе, безотнос-но к усл-м его изучения суб-м. 2. Неклассич Н (первая половина XX в.), исходный пункт к-й связан с разраб-й релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классич Н, отбрас-т представ-е реальн-ти как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи м-ду знаниями об-та и хар-м средств и операций деят-ти суб-та. Экспликация этих связей рассмат-ся в кач-ве условий объективно-истинного описан и объясн мира. 3. Сущ-й признак постнеклас Н (2я пол XX - нач XXI в.) - постоянная включенность субъект-й деят-ти в "тело знания".Учитывает соотнесен-ть хар-ра получ-х знан об об-те не т-ко с особ-ю средств и операций деят-ти познающего суб-та, но и с ее ценностно-целевыми структ-ми. Каждая из назв-х стадий имеет свою парадигму (совокуп-ть теоретико-методолог-х и др устан-к), свою картину мира, свои фунд-е идеи. Клас-я стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на пр-пе жесткого детерминизма, ей соотв-т образ мироздания как часового мех-ма. С неклас Н связ парадигма относит-ти, дискрет-ти, квантования, вероят-ти, дополнит-ти. Постнеклас-й стадии соотв-т парадигма станов-я и самоорганизации. Осн-е черты постнеклас-го образа Н выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протек-х в sys-х самой различной прир (физ-х, биол-х, технич-х, соц-х и др.). Ориентация на "синергетич-е движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие хар-ки бытия. Кажд новый этап (клас-неклас-постнекл) не привод к полному исчезн-ю представ-й и методолог-х устан-к предшеств-го этапа. М-ду ними сущ-т преемств-ть. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модерниз-м виде в послед-ю. Неклас Н не уничтожила клас-ю, а только ограничила сферу ее действ. Напр, при решении ряда задач небесной механики не требов-сь привлекать пр-пы квантовой мех-ки, а достаточно было ограничиться классич-ми нормативами исслед-я.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.01 с.)