Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Наука как социальный институт. Наука и власть.
Содержание книги
- Философия науки, характерные черты и типы научного познания.
- Логико – эпистимологические подходы к исследованию науки. Позитивизская традиция философии науки.
- Позитивистская традиция в философии науки.
- Критический рационализм К.Поппера. Принцип верификации и фальсификации научных теорий.
- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
- Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П. Фейерабендом.
- Концепция личностного знания М.Поланьи.
- Преднаучные знания, их характерные черты и особенности (Вавилон, Шумеры, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).
- Социально-культурные предпосылки формирования классической науки в xVI-XIX вв. И ее фундаментальные идеи. Субъект и объект классической науки.
- Становление неклассической науки, ее основные характеристики.
- Эпистемологические схемы постнеклассической науки и ее основные признаки.
- Структурно-логический аспект науки (понятие, суждения, умозаключения).
- Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, закон, теория).
- Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного знания.
- Эмпирический и теоретический уровень в научном познании и критерии их различия.
- Методы и формы эмпирического уровня исследования. Социокультурные предпосылки возникновения эксперементального метода.
- Методы и формы теоретического уровня исследования. Понятие гипотезы, теории, теоретической схемы.
- Философские основания науки. Идеалы, формы, доказательства, аргументация научного исследования.
- Научная картина мира как составляющая оснований науки. Классификация научных картин мира.
- Кумулятивная модель науки, ее недостатки. Антикумулятивизм.
- Понятие метода и методологии. Основные методологические программы.
- Синергетическая картина мира.
- Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
- Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
- Наука как социальный институт. Наука и власть.
- Наука и ее роль в преодолении современных глобальных кризисов.
- Механическая картина мира, ее общие контуры.
1.Начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы. Сегодня наука, как социальный институт, представляет сложную сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от научных институтов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных и международных объединений (6).
В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. Так, в период становления науки как социального института (эпоха Возрождения и Новое время) она приобретала мировоззренческую функцию в борьбе с теологией и религией. Затем, в процессе бурного развития науки и техники, она становится производительной силой общества. Никто не может отрицать то огромное влияние, какое оказывает научно-технический прогресс на все сферы жизни общества и человека.
Сегодня наука – не только социальный институт, но и социальная сила, поскольку ее методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе.
К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития. Здесь необходимы участие ученых, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук.
Функции науки как социальной силы чрезвычайно необходимы в решении глобальных, экологических проблем современности. Не секрет, что именно развитие науки, научно-технический прогресс породили эти проблемы, но, с другой стороны, ни кто иной, как сами ученые указали на эту опасность, именно они обозначили симптомы надвигающейся опасности для человечества и привлекли к ней внимание общественности, руководителей государств, учреждений, предприятий. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиски путей разрешения этих проблем, выдвижение целей, задач и средств для их достижения – все это является прерогативой ученых в современном мире.
2. Ученые отмечают, что власть либо курирует науку, либо диктует социальный заказ. С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, должна делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и роста благосостояния народа. Однако жесткий диктат власти неприемлем. Для отечественной истории проблема идейного столкновения науки и власти особо остра и болезненна. В свое время и кибернетика, и археология, и генетика были объявлены лженауками и преследовались. Для развития науки важны некоторый либерализм и свобода от властных указаний. Наука не может развиваться по указке чиновников. Вместе с тем властные структуры ответственны за принятие решений о развитии того или иного направления или проекта, за его возможные последствия. Современное состояние науки вызывает к жизни необходимость государственного регулирования и гуманитарного контроля над темпами и последствиями научно-технического развития, над прикладными инженерными и технологическими приложениями. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества. Влияние власти и государства на науку. Прослеживается в трех аспектах: 1. Политический. а) финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; б) обеспечение науки военными заказами; в) создание положительного имиджа ученых государства; г) организация международных аспектов научной деятельности. 2. Управленческий. а) планирование научной деятельности (статьи бюджета на науку); б) реформирование научных структур; в) обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; г) контроль за научной деятельностью. 3. Финансово-хозяйственный. а) материально-техническое обеспечение научной деятельности (наукограды, технопарки, национальные проекты и т.д.); б) бюджетное финансирование науки и организация грантовой поддержки ученых. Влияние науки на власть и государство: -Лоббирование интересов науки в государственных структурах. -Борьба за научную автономию. -Отстаивание интересов ученых в международном масштабе (комиссии при ЮНЕСКО и международный профсоюзный фонд деятелей науки).Борьба за мир. Пример: Манифест «Энштейна Расселя» об ограничении ядерного оружия. Наука включ. в себя экономич., соц-психологич., идеологич., соц.-организац. отношения. По экономике наука производит. силы. Здесь наука важнейший фактор хозяйствен.-культур. развит. людей. Нов. открыт.-основа для изобретен., отрасли произв-ва как технологич. применен. различн. отраслей науки. Официальн. наука поддерживает идеологич. установки об-ва, дает инстументы для сохранения идеологии и власти.Власть может сдерживать рост науки (генетика, кибернетика в 60 г. в СССР). Наука всегда выполняет «соц. заказ». Ученый несет ответственность за свои разработки. Соц. ф-ции науки: 1) культурно-мировоззренч.; 2) непосредствен. производит. силы; 3) соц. силы. Методы науки для разработки соц. и экономич. развит., при решении глобал. проблем, соц. управление. 38. Синергетические системы и новые стратегии научного поиска.
Синергетика (в пер. с древнегреч. — содействие, соучастие) — теории самоорганизации, сделавшей своим предметом выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза.
В 1973 г. немецкий ученый Г. Хакен обратил внимание, что во многих дисциплинах, от астрофизики до социологии, часто наблюдается, как кооперация отдельных частей системы приводит к макроскопическим структурам или функциям. Синергетика в ее нынешнем состоянии фокусирует внимание на таких ситуациях, в которых структуры или функции систем переживают драматические изменения на уровне макромасштабов. В частности, синергетику особо интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, всецело обусловленные процессами самоорганизации.
Саморазвивающиеся системы находят внутренние (имманентные) формы адаптации к окружающей среде. Неравновесные условия вызывают эффект корпоративного поведения элементов, которые в равновесных условиях вели себя независимо и автономно. Синергетические системы на уровне абиотического существования (неорганической, косной материи) образуют упорядоченные пространственные структуры; на уровне одноклеточных организмов взаимодействуют посредством сигналов; на уровне многоклеточных осуществляется многообразное кооперирование в процессе их функционирования. Идентификация биологической системы опирается на наличие кооперативных зависимостей. Работа головного мозга оценивается как «шедевр кооперирования клеток».
Синергетика провозглашает ряд новых идей: 1. Идея нестабильного и неравновесного мира; 2. Идея многоальтернативности развития; 3. Идея возникновения порядка из хаоса. Синергетика полагает, что нестабильность, неравновесность мира является источником возникновения новой организации, т.е. нового порядка. Главный труд И. Пригожина называется «Порядок из хаоса». Традиционно к понятию хаос существовало предвзятое, негативное отношение. В синергетике же хаос считается необходимым моментом развития. Хаос создает условия для упорядочивания мира. В условиях хаоса возникает эффект согласованного корпоративного поведения элементов. И. Пригожин использует пример с поведением молекул жидкости в процессе нагревания. В обычном состоянии молекулы слабо взаимодействуют друг с другом. Но при нагревании, в момент кипения, молекулы ведут себя иным образом и возникает эффект взаимодействия — корпоративного поведения. И. Пригожин считает, что в равновесии молекула видит только своих соседей, а вдали от равновесия (в условиях нестабильности, хаоса) молекула видит всю систему: В равновесии материя слепа, а вне равновесия — прозревает.).). Согласно идее многоальтернативности развития, развитие — это древовидная ветвящаяся графика, включающая в себя раздвоение возможных путей в точках бифуркации. Решающая роль в выборе системой дальнейшего направленного развития принадлежит случайности. Традиционно в науке случайность воспринималась как несовершенство. Но в синергетике говорится, что в условиях нестабильности, неравновесности системы малозначимое на первый взгляд событие может привести к выбору системы любое из направлений развития. Взмах крыльями бабочки в Южной Америке может спровоцировать землетрясение в Индонезии. Резюмируем сказанное о сути синергетического подхода: Порядок и хаос в мире не исключают, а дополняют друг друга. Порядок возникает из хаоса. Именно так возникла и развивается наша Вселенная, таким же образом развиваются и все части Вселенной. Развитие систем носит нелинейный характер. Развитие непредсказуемо, имеет многовариантный, многоальтернативный характер. В развитии систем большую роль играет случайность, малозначительная причина. От случая зависит выбор того или иного направления развития системы в условиях нестабильности. Именно случай определяет одно из возможных направлений развития в точках бифуркации, т.е. разветвления путей развития. Случай есть необходимый, а не досадный элемент эволюции систем. Будущее принципиально не предопределено Синергетика, а также глобальный зволюционизм являются современными формами диалектического миропонимания. Не составляет труда увидеть, что они органично включают в себя два главных принципа диалектики — принцип взаимосвязи и принцип развития.
|