Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логико – эпистимологические подходы к исследованию науки. Позитивизская традиция философии науки.
Логико-эпистемиологический подход (классический подход) к исследованию науки-это установка, изучающая науку с точки зрения возможности достижения истины. Философия науки берет начало от эпистомиологии-теории истинности. Основная парадигма-рационалистическая философия. Рационализм: 1.Разум автономен и самодостаточен. 2.Бытие прозрачно для разума.3.Дуализм субъекта и объекта. Философия науки исследует проблемы возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания. Основные стороны бытия науки: Наука как познавательная деятельность Современная научная деятельность не сводится только к чисто познавательной, она является существенным аспектом инновационной деятельности, направленной н создании новых потребительных стоимостей, второй аспект бытия науки – наука в обществе приобретает статус социального института, третий – связан со сферой культуры Научная деятельность – когнитивная (познавательная) деятельность, имеющая своей целью получение нового знания, в виде научных фактов, обобщений, гипотез, теорий. Научная деятельность имеет строго определенную структуру: Субъект исследования -не только отдельно взятый ученый, но и научные коллективы, научное сообщество (Т.КУН) Объект исследования – та часть реальности, которая исследуется научным сообществом. Речь идет о познании в отдельной сфере мира, его срезе. Предмет исследования: те свойства и закономерности, которые мы изучаем в объекте познания. Средства и методы исследования – инструментов, орудия научной деятельности. Традиционные методы исследования – наблюдение, измерение дополняются методами моделирования. Результаты исследования – научные факты (выявленные и соответствующим образом выраженные (на основе специализированного языка) объективные процессы), эмпирические обобщения, научные гипотезы и теории – продукция научной деятельности. Известно три основные модели изображения процесса научного познания (основные модели научной деятельнсоти):
эмпиризм: научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, проходит логико-математическая обработка, выдвижении на их основе возможных эмпирических гипотез – обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам.
Теоретизм: Исходный пункт научной деятельности некая общая идея, рожденная в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость). Проблематизм – сформулировал ПОППЕРНаука – специфический способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема – существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, неочевидной эмпирической и /или теоретической информации. Два уровня научного познания: эмпирический уровень (главной задачей является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт). На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Формы научного Познани: Идея (чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов Гипотеза — (греч. Hypothesis основа, предположение) — предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. соответствующее умозаключение. Теория — (греч. theoria исследование) — система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности. является духовным, мысленным 'слепком', отражением и воспроизведением реальной действительности. она неразрывно связана с практикой. Наука как социальный институт включает в себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.
Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Совместная деятельность в науке организуется на основе профессионального этоса, и включает 6 важнейших положений: 1-универсализм-стремление ученого к достижению max фундаментального знания. 2-бескорыстие-главной ценностью ученого является достижение истины, которая стоит дороже денег. 3-организованный скептицизм. 4-коллективность научной деятельности - запрет на частную собственность в науке. 5-рациональность. 6-эмоциональная нейтральность («Не плакать, не смеяться, но понимать» - Спиноза). Базовые особенности науки как социального института: 1)символы науки: степени, звания, мантии, герб. 2)утилитарные черты: лаборатории, кафедры, строения, институты. 3)кодекс поведения: контракт и нормы неформального поведения. 4)образцы поведения: жизнь великих ученых. 5)Соц.роли и статусы: доценты, профессора, академики, доктора. 6)идеология-обеспечение выживаемости человечества. Функции науки как социального института: Явные функции: 1)интегративная - сплочение научного сообщества, 2)коммуникации - обеспечение общения. 3)трансляция опыта. 4)орагнизационная - обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деятельность, ограниченную определенными рамками. Латентные функции и дисфункции: 1)повышение престижа человека, 2)обогащение, 3)манипулирование обществ мнением, 4)уклонение от армии. Наука как социальный институт является предметом изучения социологии науки. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.005 с.) |