VIII. Понятийный аппарат курсовой работы (глоссарий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Понятийный аппарат курсовой работы (глоссарий)



 

Автопрезентация – представление экзаменационной комиссии ре­зультатов собственной деятельности – курсовой или дипломной работы – и их публичная защита.

Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате проводит­ся самоанализ проделанной работы: кратко излагается научный ап­парат, пути решения поставленной проблемы и полученный резуль­тат.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Акцентирование текста – процесс выделения в тексте наиболее значимых понятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное – благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных.

Анализ – метод исследования, который позволяет расчленить или разложить предмет исследования (объект, свойства) на составные части.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух или несколь­ких объектов по некоторым признакам делается вывод об их сход­стве.

Анкетирование - сбор информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полу­ченный путем анкетирования материал должен подвергаться стати­стической и качественной обработке, а также теоретической интер­претации.

Аспект – угол зрения, под которым рассматриваетсяобъект (пред­мет) исследования.

Введение – вступительная часть текста, книги, ориентирующая чи­тателя в дальнейшем содержании.

Валидность метода исследования – соответствие метода постав­ленной цели его использования: выявлять именно то, что необхо­димо исследователю.

Виды анализа – это специфика его применения при изучении теоретического и иного материала. Различают следующие виды анали­за: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др.

Виды (жанры) научной литературы – условное деление научной литературы на теоретические, методические и справочные издания. Теоретические — тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методиче­ские учебники и учебные пособия, методические разработки, ре­комендации.

Внедрение – это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей, свои идеи, подходы, методы работы.

Выборка – определение единиц исследования. Это может быть вы­борка медицинского персонажа, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его дос­тупным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал».

Генеральная совокупность – тот класс явлений или человеческая общность, которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изуче­ния совокупность явлений, фактов или людей идентична общей ге­неральной совокупности.

Гипотеза – составная часть научного аппарата исследования, вы­полняемого в рамках дипломной работы, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и после определения предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказа­тельстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипоте­зы о развитии существующей теории, о проверке существующей теории, о разработке новых идей.

График – наглядное изображение соотношения величин, их функ­циональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств – чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измере­ния зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин.

Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске снача­ла общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказа­тельства или иллюстрации. Это метод движения от общего к част­ному.

Доступность исследования – принцип выбора темы исследования, обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность на­учной литературы, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем для выполнения работы.

Естественный эксперимент – эксперимент, проводящийся в есте­ственных условиях, когда испытуемые продолжают свою привыч­ную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется на­блюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объек­тивные данные и сближает теорию с практикой.

Заголовок – название подраздела печатного издания.

Задачи формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь, стремясь достичь поставленной цели.

Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой или дипломной ра­боты в виде разработанного научного аппарата.

Знание – языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, учений, принципов, формул, со­бытий, фактов и т.д. Знание амбивалентно, т.е. двойственно: оно черпается из книг, а также из познания реальной жизни. Дидактиче­ским эквивалентом знаний в курсовой и дипломной работах высту­пает их содержание. По нему судят, каким знанием по данному во­просу обладает студент, как он его освоил. Здесь знание – это ре­зультат учебной деятельности студента.

Индуктивный метод – такой метод изучения явлений, когда сна­чала собираются и описываются их частные признаки и проявле­ния, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойст­ва. Это движение поиска от частного к общему.

Интеграция – это действие по созданию связей, зависимостей ме­жду суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.

Информация:

- обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах науч­ных документов;

- реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первич­ных научных документах;

- справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Исследование научное – процесс выработки новых научных зна­ний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точно­стью.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое из­ложение результатов (иногда предварительных), полученных в ито­ге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Компиляция – несамостоятельность при выполнении курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чу­жого текста.

Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний независимых и зависимых переменных в экспери­менте. С его помощью устанавливается, как изменение одних пока­зателей влечет за собой изменение других.

Метод исследования - способ применения старого знания для по­лучения нового знания. Является орудием получения научных фак­тов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой яв­ляется выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.

Научная новизна исследования – определение вклада исследова­тельской деятельности студента в науку. Для этого путем самоэкс­пертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имею­щиеся научные данные.

Научный аппарат исследования – перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер иссле­дования.

Научный факт – событие или явление, которое является основани­ем для заключения или подтверждения. Является элементом, со­ставляющим основу научного знания.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные на­учные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа пер­воисточников. Знакомит с современным состоянием научной про­блемы и перспективами развития.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие про­блемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестрин­ский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследова­тельской деятельности студента - исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты.

Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношение к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководите­лем.

Понятийно-терминологический аппарат исследования – сово­купность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой и дипломной работе.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретная проблема в теме курсовой работы, которая находится в грани­цах объекта исследования. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицин­ской сестрой и т.д.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свой­ства предметов и отношения между ними.

Практическая значимость исследования есть определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Введение должно быть по возможности кратким (до 5 страниц).

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, уче­ния, науки.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследо­ваний. Различают следующие виды проблем:

- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области примене­ния;

- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важ­нейших народнохозяйственных задач;

- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в дан­ной отрасли.

Рандомизация – выравнивание исходных условий проведения экс­перимента с участием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристи­кам.

Репрезентативность – возможность применения результатов экс­перимента, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Самоэкспертиза – критический анализ собственной работы и оп­ределение ее научной новизны и практической значимости.

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она вы­ступает как форма синтетического знания, в границах которой от­дельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автоном­ность и становятся элементами целостной системы.

Цель исследования – словесно-логическое описание представле­ния о результате исследования, того, что ожидается в итоге слож­ной исследовательской работы.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказа­тельства.

 

 

IX. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ

НАУЧНОГО АППАРАТА

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные харак­теристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

- при выявлении проблемы исследования: что надо изучить (сделать) из того, что ранее не было изучено (сделано)?

- при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии?

- при обосновании актуальности: почему эту проблему необходимо изучать (решать) именно сегодня?

- при определении объекта исследования: что будет исследоваться?

- при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию, уг­лубленному изучению или преобразованию?

- при формулировке цели исследования: какой результат вы на­мерены получить в ходе исследования (решения проблемы)?

- при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (В каждом параграфе, как правило, решается не более одной задачи). Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?

- при выдвижении гипотезы исследования (в случае написания работы научно-исследовательского характера): каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?

 

 

X. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Заведующей отделом по учебной работе

___________________________________

(Ф.И.О.)

от студента группы №_________________

специальности (название)_______________

форма обучения______________________

(очная, очно-заочная, заочная)

___________________________________

(Ф.И.О. студента)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу утвердить тему моей курсовой работы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Подпись студента ______________/____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

Подпись научного руководителя курсовой работы __________________/_________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

Зав. отделом по УР

 

_____________ / ___________________________

(подпись) (Ф. И.О.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Название»

 

 

Специальность:_________________________

ПМ ___________________________________

МДК __________________________________

раздел ___________________________________

Работу выполнил(а):

______________________________________

(фамилия)

______________________________________

(имя)

______________________________________

(отчество)

______________________________________

 

Группа № _____________________________

Научный руководитель:

______________________________________

(Ф.И.О.,ученая степень, звание, должность)

Работа заслушана ________________________

(дата)

Работа оценена: _________________________

(оценка, подпись преподавателя)

 

Самара, год

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………….………5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………..……..…………7

ГЛАВА I. (НАЗВАНИЕ) …………………………………………………………7

 

1.1. (Название) ……………………………………………………………….8

1.1.1 (Название)………………………………………………..………..8

1.2. (Название) ………………………………….………………….………..16

ГЛАВА II. (НАЗВАНИЕ) ………………………….…………………..………..25

 

2.1. (Название) ……………………………………………………..………..25

2.2.1. (Название) ……………………………………………..…………26

2.2.2. (Название) ………………………………………………..………30

2.2. (Название) ………………………………………………………………39

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ)….. ……….……..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..……….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И/ИЛИ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….……….58

Приложение 1. (Название)

Приложение 2. (Название)

Приложение 3. (Название)

Приложение 4. (Название)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ВВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что ____________ ___________.

 

Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление _____________________________________________________________.

 

Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость ________________________________________ _________________________________, определили тему исследования: «_________________________________________».

Цель исследования: ________________________________________.

Объект исследования: ______________________________________.

 

Предмет исследования: _____________________________________.

 

Гипотеза исследования: ____________________________________, если:

- _________________________________________;

- _________________________________________;

- _________________________________________.

 

Задачи исследования:

1. Определить место и роль ____________________.

2. Обосновать _______________________________.

3. Показать _________________________________.

4. Выявить __________________________________.

5. Составить ________________________________.

6. Разработать ______________________________.

7. Сопоставить ______________________________.

Методы исследования:

 

Теоретическая значимость:

Практическая значимость:

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

________________________________________________________________

(тема курсовой работы)

студента (ки) _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Группа ______Специальность ______________________________

 

Содержание курсовой работы
Критерии оценки/ Баллы - 0 Критерии оценки/ Баллы - 1 Критерии оценки/ Баллы - 2 Количество баллов по каждому критерию
  Актуальность исследования не продемонстрирована Актуальность исследования объяснена частично Актуальность исследования хорошо объяснена и направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности специалиста  
  Цель и задачи исследования неясны или не определены Цель и задачи исследования определены, но недостаточно соответствуют проблеме исследования Цель и задачи исследования ясно и грамотно определены, соответствуют проблеме исследования  
  Список использованной литературы до 10 источников Список использованной литературы 11-15 источников Список использованной литературы более 15 источников  
  Теоретическая часть не соответствует поставленным задачам исследования Теоретическая часть частично соответствует поставленным задачам исследования Теоретическая часть полностью соответствует поставленным задачам исследования  
  Большое количество текста, не относящегося к заявленным теме и вопросам исследования Исследование раскрывает тему и частично отвечает на поставленные вопросы Исследование раскрывает тему и четко отвечает на поставленные вопросы  
  Поверхностный анализ исследуемой проблемы анализ исследуемой проблемы проведен частично Проведен глубокий анализ исследуемой проблемы  
  Практическая часть не соответствует поставленным задачам исследования Практическая часть частично соответствует поставленным задачам исследования Практическая часть полностью соответствует поставленным задачам исследования  
  Нет ясных выводов, или сделанные выводы не базируются на предшествующем анализе Выводы сделаны, но не учтены все данные проведенного анализа Сделаны ясные и аргументированные выводы  
  Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует Теоретическая и практическая значимость исследования полностью не раскрыта Теоретическая и практическая значимость исследования обоснована полностью  
  Стиль и оформление курсовой работы
  Неясная структура работы Работа структурирована частично Структура работы четко определена  
  Работа не соответствует техническим требованиям к оформлению курсовой работы, предусмотренным Положением об организации и защите курсовой работы (нарушение по 10 и более параметрам) Работа частично соответствует техническим требованиям к оформлению ВКР, предусмотренным Положением об организации и защите курсовой работы (нарушение по 5 параметрам) Работа полностью соответствует техническим требованиям к оформлению ВКР, предусмотренным Положением об организации и защите курсовой работы  
  Допущено более 10 орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, значительные отступления от научного стиля Допущено не более 10 орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, незначительные отступления от научного стиля Орфографические, пунктуационные, речевые ошибки отсутствуют, нет отступлений от научного стиля  
  Значительное нарушение в оформлении источников. Отсутствие или некорректное использование ссылок на источники литературы, не соблюдены правила цитирования Незначительное нарушение в оформлении источников в соответствии с ГОСТами. Некорректное использование ссылок на источники литературы или не соблюдены правила цитирования Оформление источников согласно ГОСТам. Указанные ссылки включают все использованные источники литературы, правила цитирования соблюдены  
  Представленная информация не визуализирована (отсутствие необходимых графиков, таблиц, рисунков и др.) Недостаточная визуализация информации Представленная информация визуализирована  
  Итого баллов  
  Оценка  

Оценка:

26-28 баллов – «отлично»;

23-25 баллов – «хорошо»;

20-22 балла – «удовлетворительно»;

19 и менее баллов – «неудовлетворительно»

Оценка овладения общими компетенциями по специальности 060301 Фармация:

Наименование ОК Характеристика сформированных ОК в курсовой работе
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Студент проявляет заинтересованность в реализации темы курсовой работы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. При выполнении курсовой работы студент способен самостоятельно организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач, адекватно оценивать их качество и эффективность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. При подготовке курсовой работы студент способен самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Студент самостоятельно осуществляет поиск и использует информацию, необходимую для выполнения курсовой работы
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Студент может самостоятельно использовать ИКТ при написании курсовой работы и подготовке презентации к защите
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Студент может работать эффективно в команде, общаться с руководителем курсовой работы
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Студент способен брать на себя ответственность за результат выполнения заданий при курсовом проектировании
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. Студент способен самообразовываться, определять задачи профессионального и личного развития
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Студент ориентируется в современных технологиях, используемых в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. Студент способен уважать социальные и культурные различия, бережно относится к традициям.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Студент понимает профессиональные обязательства по отношению к обществу и пациентам

 

4. Недостатки и замечания:

5. Выводы: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите»

6. Руководитель ________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество) (ученая степень, должность)

___________________________________________________________________________________________________________

(подпись)

 

7. «___» _______________201____г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ОБРАЗЕЦ

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.92.134 (0.113 с.)