По написанию курсового проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По написанию курсового проекта



С.В. Юдина, В.Н. Фаррахов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По написанию курсового проекта

по дисциплине «Менеджмент»

 

 

по направлению подготовки 080100 - «Экономика»

 

 

Альметьевск, 2011 г.

УДК

Ю-16

Юдина С.В., Фаррахов В.Н.

Менеджмент: Методические указания по написанию курсового проекта. – Альметьевск: ГБОУ ВПО Альметьевский государственный нефтяной институт, 2011. – 54 с.

 

В методическом указании приведены рекомендации и требования по структуре и содержанию основных тем курсового проекта, даны основные методики расчетов и макеты расчетных и сводных таблиц, способствующих выбору оптимальных форм и методов организации и управления производственными процессами на предприятиях.

Рецензенты:

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета АГНИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 5

1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.. 5

1.2 ВЫБОР ТЕМЫ.. 7

1.3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 8

2. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 10

3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 16

4. ТЕМАТИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 24

5. ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГЛАВ И РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 26

5.1 ПРИМЕР ИЗУЧЕНИЯ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 26

5.2 ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ.. 34

5.3 ПРИМЕР АНАЛИЗА ОРГСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 40

5.4 ПРИМЕР АНАЛИЗА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ.. 43

6. ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 51

7. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ А. БЛАНК ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА 54

ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике значительно возрастают требования государственных служб, производства и бизнеса к уровню профессиональной подготовки кадров в области экономики. Сегодня от такого специалиста требуетсязнание методов и основных принципов менеджмента; умение анализировать первичную отчетную информацию по системе управления организацией; умение обосновывать решения в различных областях их хозяйственной деятельности; самостоятельно проводить анализ эффективности менеджмента.

Развитию творческой самостоятельности, инициативы и научного подхода к данной области экономического знания у будущих бакалавров способствует такая форма учебной работы, как курсовое проектирование.

Целью выполнения курсового проекта по дисциплине «Менеджмент» является изучение и анализ основной и дополнительной специальной литературы по выбранному разделу менеджмент, анализ регламентирующей и отчетной информации конкретной организации, оценка существующих системы и методов управления, грамотное использование методик, освоенных в процессе изучения курса.

Настоящие методические указания разработаны в целях оказания помощи студентам в подготовке курсового проекта.

Главной целью подготовки и разработки курсового проекта следует считать проведение самостоятельного исследования в рамках углубленного изучения данной дисциплины.

Основные задачи подготовки курсового проекта:

· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению подготовки и применение этих знаний при решении конкретных управленских и других задач;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы, ознакомление и овладение методиками научного исследования в процессе решения разрабатываемых вопросов;

· совершенствование приемов, методов изучения и обобщения опыта развития менеджмента, работы организаций, анализа важнейших процессов в рамках управленческой деятельности и др.;

· развитие навыков и умений изложения своих мыслей, аргументации своих выводов и предложений;

· повышение культуры оформления научного, методического и справочного материала.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Курсовой проект по менеджменту – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области менеджмента, привить навыки анализа и обоснования принимаемых решений. При разработке курсового проекта стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.

При написании данных работ от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данной формы обучения от лекционных, семинарских и других видов занятий.

Ведущее требование к содержанию курсового проекта – высокий теоретический уровень подготовленного материала. Это означает, что студент (слушатель) глубоко раскрывает в своей работе основные понятия определенной отрасли знаний и лежащие в их основе причинно-следственные связи, объясняет не только отдельные факты, события и явления, но и теоретические положения, обусловливающие их закономерное развитие. Это означает соответствие содержания курсового проекта современному уровню развития экономической, управленческой, психологической и другой науки. Высокий теоретический уровень курсового проекта предполагает также использование в работе только объективных фактов, истинных событий и явлений.

Для многих студентов исследования в ходе выполнения курсовых проектов являются первыми шагами в их научной и научно-практической деятельности, организуемой и реализуемой в рамках студенческих научных кружков кафедр. Лучшие курсовые проекты кафедр, имеющие научную направленность, выносятся для обсуждения на ежегодные студенческие научные конференции, после чего публикуются в сборниках научных трудов студентов и слушателей.

Одним из основополагающих требований к курсовому проекту является актуальность темы исследования.В переводе с латыни, актуальность обозначает важность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Поэтому курсовой проект может претендовать на ту или иную степень актуальности в том случае, если в нем анализируются жизненно важные проблемы и вопросы, значимые для мировой экономики, международной торговли, экономики страны, её внешнеэкономических связей, внешнеэкономических организаций, внешнеторговых сделок, деятельности отдельных фирм, конкретных структурных подразделений или отдельных лиц (например, специалистов в области финансов, логистики, менеджеров и др.).

Следующее требование к курсовому проекту – ее исследовательский характер. Именно в этом случае выполнение работы воспитывает у студентов (слушателей) творческое мышление, трудолюбие, развивает навыки научной аргументации, помогает в будущей практической деятельности успешно справляться с подготовкой аналитических справок, научных докладов и сообщений. Обязательно, чтобы в содержании работы был аналитический материал, чтобы студент (и, особенно, слушатель) опирался на личный социальный и профессиональный опыт, высказывал свои суждения и строил систему доказательств.

Курсовой проект должна строиться на основе достаточного фактического материала. Теоретические положения той или иной отрасли знаний (науки) необходимо подкреплять анализом конкретного статистического и фактического материала. Факты дают возможность в результате их изучения, сравнения, количественной оценки сформулировать ту или иную идею, вывод. Процесс сбора и анализа фактического материала должен носить творческий характер. Опыт показывает, что студенты и слушатели порой придерживаются крайних позиций: одни включают в работу только теоретические концепции, рассуждения, а другие – набор примеров и фактов, статистических данных без какого-либо теоретического осмысления. Необходимо разумное сочетание теории и фактического материала. Уместно напомнить в этой связи высказывание известного французского политика Р.Пуанкаре: «Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей. Однако нагромождение фактов не есть наука, так же как груда кирпичей не есть дом».

Существенным требованием к курсовому проекту является ее практическая направленность. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации указывается: в результате научных исследований студентов и слушателей вузов должны чаще появляться добротные практические рекомендации. Задача студента (слушателя) заключается в том, чтобы тесно увязывать теоретические положения современной науки с реальной практикой и разрабатывать практические советы, рекомендации руководителям компаний и фирм, менеджерам, специалистам в той или иной области внешнеэкономической деятельности и др.

Одна из задач высшей школы – добиться такого положения, чтобы деятельность будущего специалиста носила творческий характер. Подготовка курсового проекта дает возможность студентам и слушателям приобрести и закрепить навыки самостоятельного труда. Поэтому в интересах обучаемого ориентироваться (конечно, с помощью научного руководителя) на самостоятельную разработку темы. Это развивает умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в потоке научной информации, что весьма полезно для будущей работы выпускников вуза.

Безусловно, творческое отношение к подготовке курсового проекта требует от студентов (слушателей) ясности и твердости методологической позиции. Основой научного метода познания реального мира является диалектика. Ее законы и категории – главные ориентиры для исследования в любой области. Методологическая сторона работы проявляется в четкой постановке цели и задач исследования, выделении объекта и предмета, а также гипотезы исследования.

Наконец, одним из требований к курсовому проекту является грамотность оформления. Грамматические ошибки, стилистические погрешности, нарушение правил цитирования, оформления сносок и списка литературы - все это снижает качество курсовой работы и влияет на оценку. Во всех случаях заимствования статистических и иных материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования. Пренебрежение этим требованием не формирует у студентов (слушателей) той культуры оформления научной работы, которая так необходима в будущей практической деятельности.

ВЫБОР ТЕМЫ

Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему проекта из предложенной кафедрой тематики. Кроме того, студент может предложить свои инициативные темы, которые согласовываются с преподавателем. Эти темы должны соответствовать диапазону интереса дисциплины, по которой выполняется курсовой проект, а также актуальностью и практической значимостью результатов исследования.

Выбор темы целесообразно основывать, исходя из ее значимости, актуальности, имеющихся информационных ресурсов, а также полученных при обучении знаний. Возможно, выбранная тема позволит систематизировать и реализовать научный поиск.

Студенты часто стремятся брать широкие темы и избегают узких, что не всегда правильно. Практика показывает, что проекты, посвященные широким темам, бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. По мере ознакомления с материалом открываются новые стороны проблемы и возможности для их анализа. В связи с этим, преподаватель может настаивать на выборе темы второго типа.

Выбор темы следует осуществлять в тесном контакте с преподавателем дисциплины, по которой выполняется курсовой проект.

Выбранная тема и ее будущая структура фиксируется в Задании (Приложение 1), которое оформляется студентом в 2 экземплярах и сдается на утверждение заведующим кафедрой преподавателю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Тематика и содержание курсового проекта по дисциплине «Менеджмент» определяются совместно студентом и преподавателем соответствующей ведущей кафедры, исходя из вышеуказанных принципов выбора темы. Основными объектами работы должны быть:

1. Организация как система.

2. Человек в организации.

3. Мотивация деятельности.

4. Стратегическое управление.

5. Проектирование организации.

6. Типы организаций.

7. Организационные процессы.

8. Принятие решений.

9. Организационная культура.

10. Эффективность менеджмента.

11. Персональный менеджмент.

12. Мировой опыт менеджмента.

Структура курсового проекта должна выглядеть следующим образом (Табл. 1).

Таблица 1

Структура курсового проекта

№ п/п Раздел курсовой работы Структура, %
  Введение. 3 – 5
1. Теория, методология и методики курсового проекта. 20 – 24
2. Прикладная часть: анализ системы управления конкретного предприятия.  
3. Проектная часть: анализ частных аспектов управления на конкретном предприятии и разработка рекомендаций.  
  Заключение. 3 – 5

Объем курсового проекта в виде текста в компьютерном наборе не должен быть меньше 30 стр. и превышать 40 страниц. Работа подшивается в папку в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Чистый лист для рецензии.

3. Утвержденное заведующим кафедрой и подписанное преподавателем Задание на курсовой проект.

4. Содержание

5. Текст работы

6. Список литературы

7. Приложение

Независимо от темы курсового проекта Содержание проекта должно включать:

 

Введение

1. Теоретико-методологический аспект … (в зависимости от выбранной темы)

1.1 Определение основных понятий

1.2 Описание процесса … (В зависимости от выбранной темы)

1.3 Методика оценки … (В зависимости от выбранной темы)

2. Анализ системы управления … (В зависимости от выбранной темы)

2.1 Краткая историческая справка и оценка миссии и целей. SWOT-анализ.

2.2 Анализ структуры управления

2.3 Анализ системы функции управления (по выбору – планирования, организации, мотивации, контроля)

3. Рекомендации по совершенствованию … (В зависимости от выбранной темы)

3.1 Анализ передового отечественного и зарубежного опыта в области управления … (В зависимости от выбранной темы)

3.2 Оценка … (В зависимости от выбранной темы)

3.3 Предложения по совершенствованию … (В зависимости от выбранной темы)

Заключение

Список литературы

Приложение

Все требования и стандарты по оформлению приведены в «Методических указаниях по оформлению курсовых и дипломных проектов», выпущенной Учебной частью АГНИ в 2004 году.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Многие студенты и слушатели по желанию разрабатывают план-график выполнения курсового проекта. Он может составляться в произвольной форме и может содержать следующие основные виды работ и сроки их выполнения:

· консультации у научного руководителя по вопросам целевой установки, структуры и методики подготовки и написания работы;

· изучение литературных и иных источников;

· сбор, обобщение и анализ статистического и фактического материала;

· непосредственное проведение исследований;

· промежуточные доклады и консультации с руководителем;

· формулировка основных выводов и практических рекомендаций;

· написание текста и представление его для рецензирования.

Наличие плана-графика дисциплинирует обучаемых, делает их работу целеустремленной и систематической.

Следующим этапом в подготовке курсового проекта является подбор литературы и ее изучение. Правильно поступают те студенты и слушатели, которые перед началом исследования составляют примерный библиографический перечень по избранной теме. Начинать составление библиографии необходимо с монографий и учебников, ибо именно в них содержатся основные положения научной методологии и методики исследования, важнейшие теоретические положения по различным проблемам той или иной отрасли знаний. При подборе источников обучаемым следует полнее использовать предметные и алфавитные каталоги библиотеки АГНИ, а также специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, статьи журналов (например, «Российский внешнеэкономический вестник», «Власть», «Эксперт», «Логистика», «Управление персоналом», и др.). Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и учебно-методические пособия, изданные в Академии.

После того, как библиография по теме курсовой работы составлена, начинается ее изучение: чтение, осмысление и конспектирование. Работа с монографиями, другой научной и учебной литературой имеет вполне определенную последовательность, которую полезно соблюдать. Первый шаг – тщательный просмотр книги с целью получения за максимально короткий срок общего представления о содержании и ценности данной работы. Для этого изучаются оглавление, аннотация и предисловие, в которых имеются сведения о цели издания книги, ее актуальности и адресности.

Предварительное общее знакомство с литературным источником необходимо по следующим причинам. Производя систематизацию работ по значимости, студент (слушатель) одновременно намечает способы будущей обработки того или иного материала, решает для себя вопрос о том, есть ли смысл обращаться к дополнительной литературе. Просмотр лучше начинать с основных, обобщающих трудов, постепенно переходя к частным исследованиям. Это позволит студенту (слушателю) уяснить общую концепцию по той или иной проблеме, частные взгляды различных авторов, их мысли и подходы, особенности системы доказательств. Уже при просмотре литературных источников необходимо обратить внимание на научно-технический аппарат работы: подстрочные ссылки, библиографию, приложения и др.

Изучая литературу, следует вести запись прочитанного. Самая простая форма записи – это план. Обычно он составляется тогда, когда работа служит дополнительным источником информации, когда нужно знать, о чем в ней говорится, но не обязательно знать, как обосновываются те или иные положения. К выпискам в виде цитат прибегают в тех случаях, когда необходимо «взять» из материала книги важные теоретические положения, выводы. Наиболее серьезные сведения лучше всего излагать дословно, причем каждую выписку нужно снабжать ссылкой на источник с соблюдением правил библиографического описания произведений печати.

Выписки следует делать на отдельных листах с полями и по мере накопления раскладывать их в соответствии со структурой курсовой работы. Можно при этом пользоваться папками, конвертами или специальными разделителями, наверху которых указывается конкретный вопрос. Самой полной и сложной формой записи является конспект, в т.ч. и компьютерный. В правильно составленном конспекте обычно выделено основное в изучаемом произведении, в кратких, но четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения. В процессе конспектирования необходимо не просто выписывать мысли автора, но и анализировать, сопоставлять, делать собственные выводы. Это будет свидетельствовать о творческом отношении к изучению литературы.

Уже на этом этапе выполнения курсового проекта целесообразно формировать соответствующие компьютерные файлы, которые потом будут использованы при компоновке и написании работы.

Теоретические положения составляют основу курсового проекта. Но идеи, подходы, концепции могут быть глубоко раскрыты лишь в непосредственной связи с практикой, когда теория наполняется живыми фактами и примерами. Поэтому одним из этапов подготовки является сбор и анализ фактического материала.

При отборе и систематизации фактов следует обеспечить их достоверность и объективность. В качестве основных источников фактического материала необходимо использовать официальные Интернет-ресурсы (официальные сайты компаний), официальные документы, газеты и журналы, наблюдение и личные контакты с людьми и др. Изучение опыта работы фирмы, отдельных структурных подразделений не только обогащает курсовой проект фактами, но и повышает практическую направленность и значимость выполняемой студентом (слушателем) работы, являясь обязательным условием положительной оценки. Наиболее сложная задача для обучаемого – глубокий анализ фактов, событий, явлений с целью выработки предложений и рекомендаций по изучаемой проблеме. При обработке фактического материала следует использовать соответствующие экономические расчеты, современные методы анализа и математической статистики c тем, чтобы выявить определенные закономерности и сделать научно обоснованные выводы.

Собрав и проанализировав фактический материал, студент (слушатель) переходит непосредственно к разработке курсового проекта.

Особое внимание при этом необходимо уделить четкости и логичности изложения материала. Перед каждой главой или отдельным его параграфом должна быть поставлена конкретная задача, и изложение всего материала в целом должно соответствовать поставленной в данной курсовом проекте цели.

Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность, определяются цель и задачи проекта, а также указываются объект исследования и формулируется рабочая гипотеза. Встречаются случаи, когда студент недостаточно четко выделяет во введении совокупность вопросов, подлежащих исследованию, не раскрывает место и роль выбранных вопросов в более общей проблеме. Все это приводит к рыхлости структуры и всей работы в целом. Обосновывая значение темы, необходимо указывать, с использованием каких материалов и какой организации (предприятия) данная тема выполнялась. Серьезным и сложным моментом является формулировка цели курсового проекта. В зависимости от того, насколько ясно и точно сформулирована цель, настолько удачными будут план работы, ее организация, стиль изложения. Определенность цели позволяет студенту выделить в работе фарватер, что упорядочит поиск и анализ материала. Реализация цели достигается посредством решения круга задач. Обычно для решения каждой из поставленных задач выделяется по одной главе курсового проекта.

Примером удачного формулирования основных атрибутов введения может служить курсовой проект на тему: «Система стратегического менеджмента организации (на материалах ОАО «МММ»)»:

- цель курсового проекта – на основе анализа разработать рекомендации по совершенствованию системы стратегического менеджмента в организации;

- задачи курсовой работы:

а) изучение теоретических аспектов стратегического менеджмента в современных организациях;

б) анализ системы управления ОАО «МММ»;

в) изучение перспективных подходов к формированию системы стратегического менеджмента в американских компаниях;

г) разработка предложений по совершенствованию системы стратегического менеджмента в ОАО «МММ»;

- объект исследования – деятельность общества с Открытого акционерного общества «МММ»;

- гипотеза исследования: внедрение в ОАО «МММ» опыта американских компаний в области стратегического менеджмента позволит организации максимально использовать все резервы своего развития.

В основной части курсового проекта (главы и параграфы работы) раскрываются теоретические аспекты и прикладные вопросы исследуемой темы, анализируется система управления объекта исследования в целом, делаются краткие выводы и обобщения. Большое значение имеет правильная (адекватная) трактовка понятий и терминов, их точность и научность. Студент (слушатель) высказывает свое отношение к собранному фактическому материалу, и на основе его анализа выдвигает конкретные мероприятия (рекомендации) по совершенствованию деятельности, поведения, общения, руководства и т.п.

В заключении курсового проекта делаются, как правило, общие выводы, вытекающие из исследования, формулируются практические рекомендации и предложения. Выводы в заключении должны соответствовать поставленным во введении цели и задачам. Обычно каждой из поставленных во введении задач соответствует не менее одного вывода или предложения. Краткая оценка курсовой работы начинается научным руководителем с того, что он оценивает формулировку поставленных во введении задач и соответствующих им (задачам) выводов и предложений.

Процесс написания курсового проекта нельзя откладывать на последний момент. В этих случаях студент (слушатель) обычно испытывает дефицит времени, что серьезнейшим образом влияет на качество работы. А у студента (слушателя) теряется возможность исправить ошибки, недостатки, неточности. Ведь после окончательного срока сдачи курсового проекта, она уже не возвращается на доработку, а оценивается в таком виде, в котором была представлена на кафедру.

Поэтому студентам и слушателям рекомендуется до окончательного срока работ представлять научному руководителю как минимум две редакции курсового проекта. По первой редакции руководителем будут высказаны замечания и претензии, которые следует учесть при формировании окончательного варианта курсового проекта.

Необходимо помнить, что курсовой проект не должен быть похожим на реферат, в котором излагаются чужие мысли и идеи. Курсовой проект выполняется, безусловно, на основе ранее выполненных исследований и их обобщенных результатов. Но он является продуктом самостоятельного творчества конкретного студента или слушателя. Не следует превращать курсовой проект в копирование текстов известных авторов, а также пользоваться «заезженными» работами, скаченными из Интернета. Преподаватели хорошо знакомы с такими текстами и «технологиями». Поэтому им не составляет труда уличать определенных студентов или слушателей в недобросовестности, что, естественно, влияет на итоговую оценку курсового проекта.

При написании работы следует избегать книжных формулировок и фраз, стараться изложить содержание своими словами. Это потребует от студента (слушателя) большой творческой активности, самостоятельности, умения логически стройно изложить материал, высказать собственную точку зрения на исследуемую проблему. В работе нельзя обойтись без элементов повествования, но главное в ней – анализ и рассуждения (мысли и суждения) самого обучаемого, опирающиеся на конкретные факты.

Рецензирование курсового проекта показывает, что встречаются следующие недостатки:

· отход от темы. Например, тема курсового проекта звучит так: «Особенности управления внешнеторговой организацией», а в практической части речь идет об особенностях управления отделом комплектующих изделий и запасных частей. Налицо явное несоответствие между заявленной темой (очень широкая!) и реальным объектом исследования;

· отсутствие логики, слабая связь одной мысли с другой, а порой и бессистемное изложение материала. Так, в курсовом проекте «Пути повышения эффективности принятия решений в коммерческой организации» последняя фраза в Заключении такова: «В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки эффективности принятия решений». Как же тогда можно анализировать пути повышения эффективности принятия решений, если отсутствует соответствующий инструментарий? Логика, как говорят, «хромает»;

· повторение одних и тех же положений, стилистические погрешности;

· неумение правильно использовать служебные слова, которые придают четкость и стройность излагаемому материалу («таким образом», «следовательно», «далее», «затем», «во-первых», «во-вторых», «наконец», «проиллюстрируем эту мысль», «коснемся и такого вопроса, как» и др.);

· в отдельных работах трудно «увидеть» автора, ибо почти весь материал просто переписан из других книг и чужих материалов.

При написании курсового проекта надо помнить, что абзацы являются как бы ее «кирпичиками». Абзац, как правило, сигнализирует о начале новой мысли, но иногда может носить и разъяснительный характер. Такого рода абзацами не стоит увлекаться. Полезно не забывать о возможности вынесения пояснений в подстрочный аппарат. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, но для него всегда характерна единая мысль. Правильное использование абзацев позволяет добиться логической целостности текста и облегчить его восприятие.

Используя цитаты, приводя различные цифровые или статистические данные из источников, следует обязательно делать ссылки, откуда они взяты. При цитировании обязательно должна прослеживаться цель: ссылкой на авторитетное высказывание подкрепить свои мысли или противопоставить цитируемому автору свою точку зрения и т.д.

Объемный статистический материал целесообразно оформлять в виде графиков, диаграмм, таблиц и выносить в приложение. В этом случае изложение содержания курсового проекта будет более экономным. Не следует при этом забывать о необходимости ссылок в основном тексте на приложения.

Прежде чем распечатывать текст (по любой редакции курсовой работы), необходимо его полностью завершить. Если печатать материал частями, возникают неувязки, нестыковки отдельных фрагментов и многое придется переделывать заново. Перед распечатыванием следует отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию лучше спустя 2-3 дня после того, как студент или слушатель решит, что, по его мнению, проект закончен. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, вполне возможно обнаружить свои ошибки и неточности и найти пути улучшения содержания работы. В процессе доработки текста надо чаще обращаться к энциклопедиям, словарям, различного рода справочникам. В готовом курсовом проекте должна прослеживаться четкая связь между всеми разделами, чувствоваться его единство.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Пояснительная записка оформляется в соответствии с требованиями и правилами оформления отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32-2001).

Работу оформляют на компьютере с помощью текстового редактора Word и распечатывают с одной стороны листа белой бумаги формата А4 (размером 210 х 297 мм).

Текст работы должен иметь следующие поля: левое – 25 мм, верхнее, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм (при оформлении компонентов УМК оставляются поля в соответствии с требованиями офсетной лаборатории). Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, в т.ч. и для нумерации страниц. Используется полуторный междустрочный интервал.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использование в работах курсива, выделение жирным шрифтом. Подчеркивания не допускаются.

Основной текст работы должен быть выровнен по ширине. Следует использовать автоматическую расстановку переносов в словах. Абзацные отступы должны быть одинаковы во всей работе и равны пяти знакам.

Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением общепринятых. Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин, нужно писать слово «минус».

В тексте должны использоваться только арабские цифры. Допускается нумерация кварталов, полугодий римскими цифрами. При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например, 15, 6 тыс. руб., 18, 5 кв. м).

Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме Списка использованных источников) должны стоять перед фамилией через пробел. (Например, И.И. Иванов)

При ссылке в тексте на название документов органов власти с прописной буквы пишутся: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон, Федеральный закон, Закон Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Со строчной буквы пишутся: проект федерального конституционного закона, проект федерального закона, распоряжение, постановление Государственной Думы Федерального Собрания, постановление Правительства Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации. Утвержденные нормативные акты должны содержать название, дату принятия и зарегистрированный номер документа. При повторной ссылке на нормативные документы без указания их названия и номера, статус документа пишется с прописной буквы.

Пример 1

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 г………

Таким образом, вышеупомянутым федеральным законом установлены пропорции распределения средств федерального бюджета на 2008 год.

Для пояснения отдельных данных, приведенных в тексте, следует использовать сноски. Надстрочный знак сноски в виде арабских цифр со скобкой ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Нумерация сносок – отдельная для каждой страницы.

Заголовки глав (разделов) и параграфов, а также таких структурных частей работы, как Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников, печатаются с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются.

Подчеркивание заголовков не допускается. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Главы (разделы) работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы. Номера параграфов состоят из номера главы (раздела) и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка, затем пробел и сам заголовок.

Пример 2

1. Теоретические и правовые основы организации бизнес-планирования

1.1. Понятие бизнес-плана

Расстояние между заголовком главы (раздела) и заголовком параграфа должно составлять один полуторный междустрочный интервал; между заголовком параграфа, другой структурной части работы и текстом – два полуторных междустрочных интервала.

Каждую главу (раздел) работы, а также Введение, Заключение, Список использованных источников, Приложение следует начинать с новой страницы. Параграф оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа не осталось на листе места хотя бы для одной строки после заголовка этого параграфа.

Названия и нумерация глав (разделов), параграфов в тексте работы и в Содержании должны полностью совпадать.

Все страницы работы, за исключением приложений, нумеруются арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу (нумерация страниц в методических разработках – в соответствии с требованиями офсетной лаборатории).

Титульный лист, Содержание включаются в общую нумерацию страниц, но при этом номер страницы на соответствующих листах не проставляется. Нумерация страниц начинается с Введения, на первой странице которого печатается цифра «3».

В тексте работы обязательно должны присутствовать ссылки на используемые источники информации. Отсутствие ссылки на цитируемый источник представляет собой нарушение авторских прав.

Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения перед точкой. Приводимые в тексте авторские цитаты выделяются кавычками.

Внутри квадратных скобок фиксируется номер источника в соответствии со Списком использованных источников, запятая, после пробела обозначается символ страницы в виде буквы «с» с точкой и номер страницы, откуда была взята цитата или цифровые данные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.093 с.)