Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №34 «Время и пространство художественной литературы.»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Художественное время — воспроизведение времени в худо жественном произведении, важнейшая композиционная со ставляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы — стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. — поэма «Труды и дни» Гесиода); «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками — рассказ «Муму» И.С. Тургенева) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху — роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через воспри ятие автора или героев, описывается в традиционных едини цах измерения времени — днях, неделях, месяцах и т.д. — рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицы на) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя — восприятие времени Расколь никовым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и на казание»); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского «Последний поэт») и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, чело веческой личности и т.д. — поэма «Пугачев» С.А. Есенина). Художественное пространство — пространственные грани цы, создаваемые автором в художественном произведении; вос создание места, где происходит действие; важнейшая компо зиционная составляющая. Понятие «художественного про странства» неразрывно связано с понятием «художественного времени». Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие «хронотопа» (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве и взаимосвязи. Выделяют следующие виды художественного пространства: абстрактное (всеобщее, всемир ное — пьесы Шекспира) и конкретное (с указанием конкрет ных географических, топографических реалий — «Горе от ума» А.С. Грибоедова); закрытое (дом — дом Турбиных в рома не «Белая гвардия» М. Булгакова), открытое (степь в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»), пограничное (образы «порога», «окна», «двери» — в произведениях устного народного творче ства); природно-географическое (описание естественно природных географических реалий — пустыни, моря, гор — поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова) и пространство цивили зации (описание города, деревни и т.д. — Петербург в романах Ф.М. Достоевского); пространство психологическое (замкну тое, ограниченное рамками внутреннего мира героя — психо логическое пространство Свидригайлова в романе «Преступле ние и наказание» Ф.М. Достоевского), социальное простран ство (участие героя в событиях общественной жизни — соци альное пространство Павла Власова в романе М. Горького «Мать»); фантастическое (сны героев, волшебный мир, со зданный автором — «Приключения Гулливера» Д. Свифта). №35. Сюжет и фабула. Внесюжетные компоненты. Сюжет (франц. sujet – предмет, содержание) – совокупность происшествий, ход событий в повествовательных и драматических (иногда и в лирических) произведениях. Сюжет основывается на конфликте (лат. conflictus – столкновение) между действующими лицами. В столкновении желаний, интересов героев раскрываются их характеры, психология. Вне конфликта сюжет не развивается, и тогда, как это наблюдается в лирике, центр тяжести переносится на изображение и анализ чувств. Древнеримские писатели ввели в обиход термин "фабула" (fabula – рассказ, басня), также имея в виду ход событий, изображенных в художественном произведении. Употребление различных обозначений одного и того же понятия привело к некоторой терминологической путанице. Иногда сюжет и фабула рассматриваются как синонимичные понятия. В других же случаях сюжетом называют весь ход событий, а фабулой лишь основной конфликт или центральную интригу действия. Проблема соотношения понятий "сюжет" и "фабула" подробно рассмотрена в работах Г. Поспелова. "Сюжетом" Поспелов называет "сами события", а "фабулой" – "повествование о событиях ". При таком понимании представляется возможным четко определить разницу между этими двумя терминами. Фабула может отличаться от сюжета: во-первых, порядком повествования, т. е. события (сюжет) могут быть рассказаны не в хронологическом порядке, а с перестановками, пропусками. Именно так изложены события в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени". Во-вторых, различие может определяться "мотивировкой повествования" (рассказ о событиях может быть дан в форме письма, дневника или в форме воспоминания). Наконец, отличие связано с "субъектом повествования" – повествование может вестись от имени героя или от имени автора. Таким образом, в теории Г. Поспелова сюжет, понимаемый как "сами события", предстает как нечто стабильное, хронологически зафиксированное, тогда как "рассказ о событиях" (фабула) может вестись различными лицами, в различной форме и с нарушением хронологии. Из этого следует, что в некоторых произведениях "сюжет" и "фабула" могут практически совпадать. В других же, где автор прибегает к различным "фабульным приемам", они существенно отличаются друг от друга. Следует иметь в виду, что в 1920-х годах представители так называемой русской "формальной школы" предложили свое понимание соотношения "фабулы" и "сюжета". Оно соответствует рассмотренной теории Поспелова с точностью "до наоборот". Они стали именовать "фабулой" события в жизни персонажа, а "сюжетом" то, как рассказано о них в произведении. Однако более традиционной и чаще используемой является та трактовка этих терминов, которую дает Г. Поспелов. Как уже отмечалось, сюжет не является обязательным для всех литературных произведений. В лирических стихах он чаще всего отсутствует, поскольку в них выражаются чувства поэта, а не события. Конечно, и в поэзии могут изображаться драматические события ("Руслан и Людмила" А. Пушкина, "Василий Теркин" А. Твардовского, баллады В. Жуковского). Порой сюжет может отсутствовать и в прозаических произведениях (поэма в прозе М. Пришвина "Фацелия"). Сюжет состоит из следующих основных элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Экспозиция (лат. expositio – объяснение, изложение) – элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Экспозиция может быть как краткой, так и очень подробной, состоящей из нескольких глав, как это имеет место, например, в романе И. Гончарова "Обломов". Если экспозиция стоит в начале произведения, она называется "прямой". Существует и так называемая "задержанная" экспозиция, которая помещается уже после начала действия. Следует отметить, что для современной литературы наличие экспозиции не слишком показательно: во второй половине XX века редко кто из писателей пользуется развернутыми описаниями, предваряющими действие. Завязка – исходный эпизод сюжета. Обычно завязка появляется в начале произведения, хотя порой возникает и в середине него и даже в конце. Так, о решении Чичикова скупить мертвые души мы узнаем уже в конце "Мертвых душ". Завязка может быть подготовлена экспозицией. В этом случае повествование характеризуется последовательностью и мотивированностью. Однако нередко произведение начинается с немотивированной, внезапной завязки, придающей действию остроту и загадочность. На интригующей завязке, как правило, строятся детективные романы и повести. В объемных многоплановых произведениях (например, в романе Л. Толстого "Анна Каренина") возможно наличие нескольких завязок, начинающих ту или иную сюжетную линию. Развитию действия способствуют дальнейшие действия героев. Кульминация (от лат. culmen – вершина) – момент наивысшего напряжения действия в произведении. В момент кульминации конфликт достигает наибольшей остроты и приводит к столкновению героев. Развязка – завершающая часть сюжета, финал действия. В развязке разрешается конфликт, добавляются последние штрихи к психологическому портрету героев. Развязка мотивируется всем ходом событий. Но так было не всегда. В античных трагедиях разрешение противоречий зачастую определялось вмешательством богов. Случайная, неожиданная развязка порой встречается и в литературе нового времени ("Метель" Пушкина). Развязка, будучи заключительной частью сюжета, вовсе не обязательно должна быть последней в цепи сюжетных элементов. Нередко произведение начинается с развязки (убийство в детективе), а затем развертывается повествование о предшествующих событиях. Существует еще и ряд вспомогательных элементов сюжета. Первым среди них следует считать пролог (греч. prylogos – предисловие) – повествование, обычно краткое, не связанное непосредственно с событиями, которые определяют движение сюжета, и дающее представление о предшествующей жизни персонажей. Пролог был почти обязателен в античной, средневековой и ренессансной драматургии. Впоследствии он употреблялся сравнительно редко (пролог в "Руслане и Людмиле" А. Пушкина). Пролог всегда находится в начале произведения. Ближе к прологу предыстория (калька с нем. Vorgeschichte). Как и пролог, предыстория дает сведения о свершившемся прежде, чем начал развертываться данный сюжет, но предыстория может располагаться в любом месте произведения – в середине, ближе в концу (рассказ о юности Чичикова и его "подвигах" на службе в "Мертвых душах" Н. Гоголя). К внесюжетным элементам относится и авторское отступление, в котором писатель выражает свое отношение к какому-либо герою или проблеме (размышления автора об огромных возможностях русского народа и о двух типах писателей в "Мертвых душах"). В том же ряду стоит и вставная новелла (итал. novella – новость) – краткий рассказ с самостоятельным сюжетом, на первый взгляд не имеющий непосредственного отношения к происходящему в произведении, но на самом деле помогающий его осмыслению. Такова сказка о вороне и орле, которую Пугачев поведал Гриневу ("Капитанская дочка" А. Пушкина), таковы бесчисленные истории, которые Швейк вспоминает по любому поводу ("Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека). Как и предыстория, авторское отступление и вставная новелла не имеют жестко фиксированного местоположения в произведении. Последний из внесюжетных элементов – эпилог (от греч. epi – после, logos – слово, букв. – послесловие). В эпилоге содержатся сведения о дальнейшей судьбе героев, после разрешения основного конфликта произведения. Эпилог, как и пролог, был показателен для древнегреческой драмы, однако он иногда встречается и в литературе нового времени ("Отцы и дети" И. Тургенева, "Война и мир" Л. Толстого, "Униженные и оскорбленные" Ф. Достоевского). Использование основных сюжетных компонентов и внесюжетных элементов зависит прежде всего от авторского замысла, хотя в известной мере это определяется и временем, в котором существует писатель, и литературной практикой эпохи. В современной литературе мы не найдем ни развернутых экспозиций, ни прологов, ни эпилогов, да и сам сюжет зачастую едва прочерчен, а то и вовсе отсутствует. Но существование художественного произведения невозможно без продуманной организации его составляющих – композиции. Композиция (лат. compositio – соединение, составление, связь) – соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов. Композиция произведения во многом определяет характер и силу воздействия произведения на читателя, слушателя, зрителя. Композиция. КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом. Композиция литературно — художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, мысли, настроение, стремится в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью: ярче раскрывали существенные стороны реальной действительности, вызывали глубокую работу мысли у читателя. Белинский неоднократно подчеркивал в своих критических статьях значение композиции в раскрытии идейного смысла в литературно — художественном произведении: строго соразмерно распределение роли для всех лиц... законченность, полноту и замкнутость целого, он считал, что эти критерии должны естественно вытекать из единства мысли. В литературоведении сложились разные точки зрения на проблему композиции художественного произведения. По сей день, нет общепринятого определения самого понятия композиции. Наиболее часто употребляемой является следующее определение: «Композицией — называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку. Выразительные средства композиции: Повтор – является важным качеством речи. Повтор задаёт в речи ритм. Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи. Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Мотив – это устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен в пределах одного произведения, цикла произведений, всего творчества писателя или группы писателей, одного жанра, определенной эпохи и т.д. В роли мотива может выступать предмет, который мигрирует из одного рассказа в другой (волшебное яблоко - в сказках: "яблоко раздора", "молодильное яблоко", "отравленное яблоко", может быть образ дороги (Пушкин, Гоголь, Бунин)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.008 с.) |