Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №34 «Время и пространство художественной литературы.»

Поиск

Художественное время — воспроизведение времени в худо жественном произведении, важнейшая композиционная со ставляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному.

Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы — стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. — поэма «Труды и дни» Гесиода); «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками — рассказ «Муму» И.С. Тургенева) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху — роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через воспри ятие автора или героев, описывается в традиционных едини цах измерения времени — днях, неделях, месяцах и т.д. — рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицы на) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя — восприятие времени Расколь никовым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и на казание»); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского «Последний поэт») и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, чело веческой личности и т.д. — поэма «Пугачев» С.А. Есенина). Художественное пространство — пространственные грани цы, создаваемые автором в художественном произведении; вос создание места, где происходит действие; важнейшая компо зиционная составляющая. Понятие «художественного про странства» неразрывно связано с понятием «художественного времени». Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие «хронотопа» (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве и взаимосвязи.

Выделяют следующие виды художественного пространства: абстрактное (всеобщее, всемир ное — пьесы Шекспира) и конкретное (с указанием конкрет ных географических, топографических реалий — «Горе от ума» А.С. Грибоедова); закрытое (дом — дом Турбиных в рома не «Белая гвардия» М. Булгакова), открытое (степь в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»), пограничное (образы «порога», «окна», «двери» — в произведениях устного народного творче ства); природно-географическое (описание естественно природных географических реалий — пустыни, моря, гор — поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова) и пространство цивили зации (описание города, деревни и т.д. — Петербург в романах Ф.М. Достоевского); пространство психологическое (замкну тое, ограниченное рамками внутреннего мира героя — психо логическое пространство Свидригайлова в романе «Преступле ние и наказание» Ф.М. Достоевского), социальное простран ство (участие героя в событиях общественной жизни — соци альное пространство Павла Власова в романе М. Горького «Мать»); фантастическое (сны героев, волшебный мир, со зданный автором — «Приключения Гулливера» Д. Свифта).

№35. Сюжет и фабула. Внесюжетные компоненты.

Сюжет (франц. sujet – предмет, содержание) – совокупность происшествий, ход событий в повествовательных и драматических (иногда и в лирических) произведениях.

Сюжет основывается на конфликте (лат. conflictus – столкновение) между действующими лицами. В столкновении желаний, интересов героев раскрываются их характеры, психология. Вне конфликта сюжет не развивается, и тогда, как это наблюдается в лирике, центр тяжести переносится на изображение и анализ чувств.

Древнеримские писатели ввели в обиход термин "фабула" (fabula – рассказ, басня), также имея в виду ход событий, изображенных в художественном произведении.

Употребление различных обозначений одного и того же понятия привело к некоторой терминологической путанице. Иногда сюжет и фабула рассматриваются как синонимичные понятия. В других же случаях сюжетом называют весь ход событий, а фабулой лишь основной конфликт или центральную интригу действия.

Проблема соотношения понятий "сюжет" и "фабула" подробно рассмотрена в работах Г. Поспелова. "Сюжетом" Поспелов называет "сами события", а "фабулой" – "повествование о событиях ". При таком понимании представляется возможным четко определить разницу между этими двумя терминами. Фабула может отличаться от сюжета: во-первых, порядком повествования, т. е. события (сюжет) могут быть рассказаны не в хронологическом порядке, а с перестановками, пропусками. Именно так изложены события в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени". Во-вторых, различие может определяться "мотивировкой повествования" (рассказ о событиях может быть дан в форме письма, дневника или в форме воспоминания). Наконец, отличие связано с "субъектом повествования" – повествование может вестись от имени героя или от имени автора.

Таким образом, в теории Г. Поспелова сюжет, понимаемый как "сами события", предстает как нечто стабильное, хронологически зафиксированное, тогда как "рассказ о событиях" (фабула) может вестись различными лицами, в различной форме и с нарушением хронологии. Из этого следует, что в некоторых произведениях "сюжет" и "фабула" могут практически совпадать. В других же, где автор прибегает к различным "фабульным приемам", они существенно отличаются друг от друга.

Следует иметь в виду, что в 1920-х годах представители так называемой русской "формальной школы" предложили свое понимание соотношения "фабулы" и "сюжета". Оно соответствует рассмотренной теории Поспелова с точностью "до наоборот". Они стали именовать "фабулой" события в жизни персонажа, а "сюжетом" то, как рассказано о них в произведении. Однако более традиционной и чаще используемой является та трактовка этих терминов, которую дает Г. Поспелов.

Как уже отмечалось, сюжет не является обязательным для всех литературных произведений. В лирических стихах он чаще всего отсутствует, поскольку в них выражаются чувства поэта, а не события. Конечно, и в поэзии могут изображаться драматические события ("Руслан и Людмила" А. Пушкина, "Василий Теркин" А. Твардовского, баллады В. Жуковского). Порой сюжет может отсутствовать и в прозаических произведениях (поэма в прозе М. Пришвина "Фацелия").

Сюжет состоит из следующих основных элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Экспозиция (лат. expositio – объяснение, изложение) – элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Экспозиция может быть как краткой, так и очень подробной, состоящей из нескольких глав, как это имеет место, например, в романе И. Гончарова "Обломов". Если экспозиция стоит в начале произведения, она называется "прямой". Существует и так называемая "задержанная" экспозиция, которая помещается уже после начала действия. Следует отметить, что для современной литературы наличие экспозиции не слишком показательно: во второй половине XX века редко кто из писателей пользуется развернутыми описаниями, предваряющими действие.

Завязка – исходный эпизод сюжета. Обычно завязка появляется в начале произведения, хотя порой возникает и в середине него и даже в конце. Так, о решении Чичикова скупить мертвые души мы узнаем уже в конце "Мертвых душ".

Завязка может быть подготовлена экспозицией. В этом случае повествование характеризуется последовательностью и мотивированностью. Однако нередко произведение начинается с немотивированной, внезапной завязки, придающей действию остроту и загадочность. На интригующей завязке, как правило, строятся детективные романы и повести.

В объемных многоплановых произведениях (например, в романе Л. Толстого "Анна Каренина") возможно наличие нескольких завязок, начинающих ту или иную сюжетную линию.

Развитию действия способствуют дальнейшие действия героев.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – момент наивысшего напряжения действия в произведении. В момент кульминации конфликт достигает наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.

Развязка – завершающая часть сюжета, финал действия. В развязке разрешается конфликт, добавляются последние штрихи к психологическому портрету героев. Развязка мотивируется всем ходом событий. Но так было не всегда. В античных трагедиях разрешение противоречий зачастую определялось вмешательством богов. Случайная, неожиданная развязка порой встречается и в литературе нового времени ("Метель" Пушкина).

Развязка, будучи заключительной частью сюжета, вовсе не обязательно должна быть последней в цепи сюжетных элементов. Нередко произведение начинается с развязки (убийство в детективе), а затем развертывается повествование о предшествующих событиях.

Существует еще и ряд вспомогательных элементов сюжета. Первым среди них следует считать пролог (греч. prylogos – предисловие) – повествование, обычно краткое, не связанное непосредственно с событиями, которые определяют движение сюжета, и дающее представление о предшествующей жизни персонажей. Пролог был почти обязателен в античной, средневековой и ренессансной драматургии. Впоследствии он употреблялся сравнительно редко (пролог в "Руслане и Людмиле" А. Пушкина). Пролог всегда находится в начале произведения.

Ближе к прологу предыстория (калька с нем. Vorgeschichte). Как и пролог, предыстория дает сведения о свершившемся прежде, чем начал развертываться данный сюжет, но предыстория может располагаться в любом месте произведения – в середине, ближе в концу (рассказ о юности Чичикова и его "подвигах" на службе в "Мертвых душах" Н. Гоголя).

К внесюжетным элементам относится и авторское отступление, в котором писатель выражает свое отношение к какому-либо герою или проблеме (размышления автора об огромных возможностях русского народа и о двух типах писателей в "Мертвых душах"). В том же ряду стоит и вставная новелла (итал. novella – новость) – краткий рассказ с самостоятельным сюжетом, на первый взгляд не имеющий непосредственного отношения к происходящему в произведении, но на самом деле помогающий его осмыслению. Такова сказка о вороне и орле, которую Пугачев поведал Гриневу ("Капитанская дочка" А. Пушкина), таковы бесчисленные истории, которые Швейк вспоминает по любому поводу ("Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека). Как и предыстория, авторское отступление и вставная новелла не имеют жестко фиксированного местоположения в произведении.

Последний из внесюжетных элементов – эпилог (от греч. epi – после, logos – слово, букв. – послесловие). В эпилоге содержатся сведения о дальнейшей судьбе героев, после разрешения основного конфликта произведения. Эпилог, как и пролог, был показателен для древнегреческой драмы, однако он иногда встречается и в литературе нового времени ("Отцы и дети" И. Тургенева, "Война и мир" Л. Толстого, "Униженные и оскорбленные" Ф. Достоевского).

Использование основных сюжетных компонентов и внесюжетных элементов зависит прежде всего от авторского замысла, хотя в известной мере это определяется и временем, в котором существует писатель, и литературной практикой эпохи. В современной литературе мы не найдем ни развернутых экспозиций, ни прологов, ни эпилогов, да и сам сюжет зачастую едва прочерчен, а то и вовсе отсутствует.

Но существование художественного произведения невозможно без продуманной организации его составляющих – композиции. Композиция (лат. compositio – соединение, составление, связь) – соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов. Композиция произведения во многом определяет характер и силу воздействия произведения на читателя, слушателя, зрителя.

Композиция.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Композиция литературно — художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, мысли, настроение, стремится в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью: ярче раскрывали существенные стороны реальной действительности, вызывали глубокую работу мысли у читателя.

Белинский неоднократно подчеркивал в своих критических статьях значение композиции в раскрытии идейного смысла в литературно — художественном произведении: строго соразмерно распределение роли для всех лиц... законченность, полноту и замкнутость целого, он считал, что эти критерии должны естественно вытекать из единства мысли.

В литературоведении сложились разные точки зрения на проблему композиции художественного произведения. По сей день, нет общепринятого определения самого понятия композиции. Наиболее часто употребляемой является следующее определение:

«Композицией — называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Выразительные средства композиции:

 Повтор – является важным качеством речи. Повтор задаёт в речи ритм. Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи. Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической.

 Мотив – это устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен в пределах одного произведения, цикла произведений, всего творчества писателя или группы писателей, одного жанра, определенной эпохи и т.д. В роли мотива может выступать предмет, который мигрирует из одного рассказа в другой (волшебное яблоко - в сказках: "яблоко раздора", "молодильное яблоко", "отравленное яблоко", может быть образ дороги (Пушкин, Гоголь, Бунин)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.008 с.)