Тоника. Акцентный стих. Дольник. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тоника. Акцентный стих. Дольник.



Тоника (от греч. tonos – ударение) – система стихосложения, основывающаяся на сочетании равноударных стихов. В зависимости от постоянного числа ударений в каждой строке отдельного текста определяют размеры тоники: 3-ударный стих, 4-ударный стих и др. В зависимости от величины межударного (т.е. состоящего только из безударных слогов) интервала различают три общих вида тонических стихов – дольник (величина интервала колеблется от 1 до 2 слогов), тактовик (существует в двух разновидностях: редко встречается первая – с величиной интервала от 0 до 2 слогов, часто встречается вторая – с величиной интервала от 1 до 3 слогов) и акцентный стих (межударный интервал – от 0 до 6 слогов).

Акцентный стих – форма русской тоники, при которой величина межударных интервалов в стихе колеблется от 0 до 6-ти слогов. Изо всех тонических форм эта наиболее свободна, а её ритм близок к ритму разговорной речи (поэтому с её помощью стихотворцы часто «оживляют» собственную речь). Введена в широкое употребление В.В.Маяковским. Пример – его стихотворение «Вот так я сделался собакой».

 

Дольник – форма русской тоники, при которой величина межударных интервалов в стихе колеблется от 1-го до 2-х слогов. Чаще других встречаются два её вида – дольники 3-ударный и 4-ударный. Первым эту форму стал регулярно использовать А.А.Блок. К ней обращались С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Вел.Хлебников и др. Пример – «Песня последней встречи» А.А.Ахматовой.

Билет №49 «Строфа и ее виды»

Строфа (от древнегреч. круг или оборот) - это группа стихов, объединенных формальными признаками, чаще это система рифмовки. Строфе присуща общая интонация, которая дает ей завершенность. Обычно она включает в себя от 2 до 16 стихов. Простейшей строфой является двустишие парной рифмовки.

Трехстишие – наиболее известная строфа – єто терцина (от. итал.). Она біла канонизирована Данте в «Божественной комедии». Размер стиха в одной терцине – 5-тистопній ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему. I-ый рифмуется с III-им стихом, а средний выходит за пределы терцины, рифмуясь с I-ым и III-им стихами следующей строфы.

Самым распространенным видом строфы является катрен (четырехстишие, в котором стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно или по принципу кольца).

Пятистишие: I, III и IV рифмуются, а II рифмуется с V.

Шестистишие: a b a b c c

Семистишие: (редко) «Бородино» М. Лермонтов.

Октава (восьмистишие): a b a b a b a b a b a b c c

Десятистишие: a b a b c c d e e d (построение классической оды)

Особый тип строфы создал Пушкин для своего романа «Онегин». Онегинская строфа состоит из 14-ти строк: a b a b c c d d e f f e g g

Иногда строфическое построение и сочетание слов определяют малые лирические жанры (триолет и сонет). Триолет – трое лет от франц. Это 8-мистишие, написанное 4-ехстопным ямбом: a b a a a b a b. Триолет основан 3-ном повторении. I строчка повторяется как IV и VII, а II строчка повторяется как VIII. Появился в XVв. во Франции.

Сонет – песенка, состоит из 14-ти строк, объединенных из 2-ух котренов и 2-ух терцетов: a b a b, a b a b, c d c, d c d.

Билет №50 «Рифма и ее виды»

Рифма – регулярное созвучие концовок стиха. В Европе она проявляется в IX в. В России в начале XVII в. В латинской и романской средневековой поэзии рифма как дополнительное ритмическое средство развилась из античной ораторской прозы. Она была важной стилистической фигурой, связанная с подобием окончаний, соизмеримых отрезков речи.

Рифмы,разделяют на мужские и женские, дактилические и гипердактилические. В зависимости от созвучия гласных и согласных рифмы делят на:

1. точные (если гласные и согласные в основном совпадают: розы, морозы)

2. неточные

Если к точной рифме прибавляются созвучные согласные перед ударным слогом, то она называется богатой или опорной.

Если перед последним ударным слогом будет созвучен еще один слог или более, то такая рифма называется глубокой (лебединой - единой, пешком - мешком). Неточные рифмы – разновидности:

1. Усеченная рифма (когда слово без концовки: орлами парламент, на сцене оценит)

2. Ассонансы (от франц. созвучие, откликаюсь) это такие рифмы, где совпадают ударные и не совпадают согласные: приказ - государь)

3. Диссонанс (здесь совпадают только согласные звуки)

4. Служебным частям речи свойственно образовывать составные рифмы (Дать бы усадьбы, подхалим не плохо им)

Рифма может быть не только концевой, но и начальной и внутренней. Характеристика различных видов рифм связана со способом рифмовки:

1. Смежная

2. Перекрестная

3. Кольцевая

Будучи освоенной русской поэзией в XIX в. рифма стала одним из основных признаков стихотворного текста. Однако уже в XVII в и опыты безрифменного стиха:

1. Анакреонтика, Кантемир

2. Телемахида, Тредиаковского

3. Поэзия Карамзина

В XIX в безрифменный стиль появлялся регулярно. Часто в связи со стилизацией под народную песню. Такой стих называется белым стихом. Безрифменный стих мог сочетаться с рифмованным; если на фоне рифмы в стихе возникал безрифменный стих, то его называли холостым («Памяти Добролюбова» Некрасова). Поэтому безрифменный стих в качестве развернутых пассажей использовали в рифмованных произведениях. В стихотворении может использоваться и полурифмовка.

Билет №51 «Мифопоэтическое художественное сознание»
Словесное искусство архаического периода, которому свойственно мифопоэтическое сознание, представлено тремя различными, но и объединенными общими признаками группами текстов. 1. выступает как архаический фольклор, предшествующий всякой литературе. 2. выступает как архаическая литературе, по ряду признаков — принципиальная анонимность, вариативность редакций и т.д.— еще не вполне отделившаяся от фольклора, ориентирующаяся на фольклорные источники, нередко прямо фиксирующая их облик 3. выступает как традиционный фольклор, развивающийся параллельно с литературой и во взаимодействии с ней. Для литератур Ближнего Востока речь в основном идет о периоде до эпохи эллинизма (со включением памятников, не затронутых перестройкой культуры по греческим образцам, вплоть до прихода ислама); для Индии и Китая — приблизительно до I в. н.э.; для Греции (гомеровский эпос) — до VII-VI вв. до н.э. Повествовательное искусство, особенно тесно связанное в генезисе с мифами, почти с самого начала развивается как в рамках обряда, так и вне его (хотя и в тесном контакте с ритуалами). Обрядово-лирическая поэзия включает знахарские врачевательные заговоры, охотничьи песни, военные песни и т.д. В этой поэзии можно найти образцы большой лирической силы, но в целом она весьма далека от "чистой" лирики — в ней преобладает стихия обрядового символизма, много описательных моментов. Ее содержание и форма строго канонизированы. В архаической литературе, особенно на зрелой ее стадии, и отчасти в традиционном фольклоре степень связи с ритуалом может быть как непосредственной (обрядовые тексты, к примеру), так и весьма опосредованной. В связи с прогрессирующим общественным расслоением особую роль приобретает обусловленность форм словесного искусства не ритуалом в узком смысле, а этикетом, церемониалом поведения человека в соответствии с его местом среди людей. Жанры "художественные" не могут быть противопоставлены жанрам архаической "преднауки" и "предфилософии", а с возникновением ранней бюрократии — жанрам "деловым", т.е. "канцелярским"— все это не менее "художественно", чем героический эпос или свадебная песня. При этом черты, воспринимаемые нами как выражения "художественности" и объективно таковыми являющиеся (суггестивный ритм, нагнетание игры слов и звуков, повторы), по своему первоначальному утилитарному назначению стимулировались уже упомянутой мнемотехнической функцией, которой отнюдь не утратили и тогда, когда стали предметом любования и фактором торжественности. Для периода, таким образом, в качестве "рабочего" определения "художественности" пригодна в целом такая дефиниция: текст, устный или записанный, является художественным в той мере, в которой он предназначен для многократного дословного или приближающегося к дословному воспроизведения. Такая фундаментальная категория литературной реальности, как АВТОРСТВО, фольклору неизвестна. Произведение скорее осознается как плод жизнедеятельности коллектива, чем как творение отдельной личности. Вторая фундаментальная категория поэтики — ЖАНР — также имеет в архаический период специфическую, внелитературную окраску, не совпадая ни по объему, ни по содержанию с привычным понятием жанра. Некоторые фольклорные жанры жестко прикреплены к обрядовым ситуациям и вне их просто не существуют (свадебные, трудовые, календарные песни, причитания и т.п.); другие (сказка, эпическая песнь) не столь внутриситуативны, но и они в своем генезисе и основных функциях в первую очередь регламентированы общественным бытом и социальными институтами. Третья категория — СТИЛЬ — в архаический период литературы тоже не имеет собственно поэтического смысла. Слово в первую очередь обладает магической, экспрессивной, коммуникативной, но не эстетической функцией. Для этого периода в целом характерно, что стилистические приемы, "фигуры речи", еще не осознаются и не выделяются в качестве простых украшений речи; их роль гораздо шире. Ритмизация зачастую достигается растягиванием или добавлением слогов за счет эмфатических частиц и всякого рода восклицаний. Созвучия типа позднейшей рифмы, как правило, не характерны, ибо главное для архаической поэтики – это повторение не звуков, а смысловых комплексов; тяготение к повторам стимулируется верой в магическую силу слова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.007 с.)