Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родо-видовая специфика литературы.

Поиск

Деление литературы на роды основано на различении функций слова: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения.

Традиционно выделяются три рода литературных, каждый из которых соответствует определенной функции слова: эпос (изобразительная функция); (роман, роман-эпопея, поэма, повесть, рассказ, новела, сказка, очерк) лирика (выразительная функция); (Ода Гимн Элегия Идиллия Сонет Песня Романс Дифирамб Мадригал Дума Послание Эпиграмма Баллада) драма (коммуникативная функция). (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, мистерия)

А. Веселовский в 1 главе исторической поэтики предложил версию о том, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народностей, действия которых представляли собой игры и пляски.
Примеры родо-видовых отношений в литературе:
Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Эпос

(от греческого означает слово речь)

Организующим началом в эпосе является повествование о действиях, лицах, их судьбах и поступках, составляющих сюжет. Это всегда рассказ о произошедшем ранее. Эпос сполна использует весь арсенал всех доступных худ.средств, он не знает ограничений. Повествовательная форма способствует глубокому проникновению во внут.мир личности.

Со словом эпос прочно связано представление о художественном воспроизведении жизни и её цельности, о масштабности творческого акта, о раскрытии сущности эпохи.

В эпосе особенно значимо присутствие повествователя, он может быть свидетелем или истолкователем показанных событий. Эпический текст не содержит сведений о судьбе автора, но выражает его видение мира.

Гуковский (1940): " всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображении, но и об изображении носителя изображения."

Литературе доступны разные способы повествования, наиболее глубоко укоренен такой тип, когда между повествователем и персонажами существует абсолютная дистанция. Повествователь обладает даром всевидения.

Шелинг: "В эпосе нужен рассказчик, который невозмутимость своего рассказа постоянно отвлекла бы нас от слишком большого внимания к действующим лицам и направлял внимание на чистый результат"

Шелинг: " Рассказчик чужд действующим лицам, он не только привосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает своим рассказом на этот лад, но как-бы заступает место необходимости.

Шелинг+Гегель утверждали, что эпический род литературы особого миросозерцания, которое отмечено широтой взгляда на мир и его спокойным радостным принятием.

Сходные мысти о природе эпоса высказывал Томас Манн, он видел в эпосе воплощение духа иронии, которое не является холодной издевкой, ноисполнено сердечности и любви. "

Повествующий может выступать как некое "Я" и тогда мы называем его рассказчиком. Он может быть персонажем произведения. ("Капитанская дочка" Гринев) Фактами своей жизни авторы могут быть близки персонажам. Характерно для автобиографической прозы (Д. Дефо "Робинзон Крузо")

Часто рассказчик выступает в манере не свойственной автору (былины, сказки)

Лирика

Лирика — один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир поэта, его отношение к чему-либо. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, то есть целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера. Этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою («Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «О доблестях, о подвигах, о славе...» А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа («Бородино» М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу,что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни («Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Прозаседавшиеся» В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы («К морю» А. С. Пушкина, «Лес» А. В. Кольцова, «В саду» А. А. Фета). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою («Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т. д.

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX—XX веков — стихотворение: написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи:«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева). Послание — лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина, «Письмо матери» С. А. Есенина). Элегия — стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия («Признание» Е. А. Баратынского, «Редеет облаков летучая гряда...» А. С. Пушкина, «Элегия» Н. А. Некрасова, «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина). Сонет — стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия.

Главное средство создания лирического образа — язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно. В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике. Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами «любил» (повторяется трижды), «любовь», «любимой».

Драма

Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Автор романа, повести, рассказа, очерка, для того чтобы читатель мог представить себе жизненную картину или действующих в ней лиц, повествует об обстановке, в которой они действуют, об их поступках и переживаниях; автор лирического произведения передаёт переживания человека, его мысли и чувства; автор драматургического произведения показывает всё это в действии, в поступках, речах и переживаниях своих персонажей и к тому же имеет возможность показать действующих лиц своего произведения на сцене. Драматургические произведения по большей части предназначены для представления в театре.

Драматургические произведения бывают различных видов: трагедии, драмы, комедии, водевили, театральные обозрения и др.

В узком смысле слова драма в отличие от других видов драматургических произведений — литературное произведение, изображающее сложный и серьёзный конфликт, напряжённую борьбу между действующими лицами.

21.Роман и пути его изучения. (Работы М. М. Бахтина)

Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей.

Остальные жанры как жанры, то есть как некие твердые формы для отливки художественного опыта, мы знаем в уже готовом виде. Древний процесс их формирования лежит вне исторически документированного наблюдения. Эпопею мы находим не только давно готовым, но уже и глубоко состарившимся жанром. То же самое можно сказать, с некоторыми оговорками, о других основных жанрах, даже о трагедии. Известная нам историческая жизнь их есть их жизнь как готовых жанров с твердым и уже малопластичным костяком. У каждого из них есть канон, который действует в литературе как реальная историческая сила.

Все эти жанры или, во всяком случае, их основные элементы гораздо старше письменности и книги, и свою исконную устную и громкую природу они сохраняют в большей или меньшей степени еще и до нынешнего дня. Из больших жанров один роман моложе письма и книги, и он один органически приспособлен к новым формам немого восприятия, то есть к чтению. Но главное - роман не имеет такого канона, как другие жанры: исторически действенны только отдельные образцы романа, но не жанровый канон как таковой. Изучение других жанров аналогично изучению мертвых языков; изучение же романа - изучению живых языков, притом молодых.

Этим и создается необычайная трудность теории романа. Ведь эта теория имеет, в сущности, совершенно иной объект изучения, чем теория других жанров. Роман - не просто жанр среди жанров. Это единственный становящийся жанр среди давно готовых и частично уже мертвых жанров. Это единственный жанр, рожденный и вскормленный новой эпохой мировой истории и поэтому глубоко сродный ей, в то время как другие большие жанры получены ею по наследству в готовом виде и только приспособляются - одни лучше, другие хуже - к новым условиям существования. По сравнению с ними роман представляется существом иной породы. Он плохо уживается с другими жанрами. Он борется за свое господство в литературе, и там, где он побеждает, другие, старые, жанры разлагаются. Недаром лучшая книга по истории античного романа - книга Эрвина Роде - не столько рассказывает его историю, сколько изображает процесс разложения всех больших высоких жанров на античной почве.

Особенно интересные явления наблюдаются в те эпохи, когда роман становится ведущим жанром. Вся литература тогда бывает охвачена процессом становления и своего рода "жанровым критицизмом". Это имело место в некоторые периоды эллинизма, в эпоху позднего средневековья и Ренессанса, но особенно сильно и ярко со второй половины XVIII века. В эпохи господства романа почти все остальные жанры в большей или меньшей степени "романизируются": романизируется драма (например, драма Ибсена, Гауптмана, вся натуралистическая драма), поэма (например, "Чайльд Гарольд" и особенно "Дон-Жуан" Байрона), даже лирика (резкий пример - лирика Гейне). Те же жанры, которые упорно сохраняют свою старую каноничность, приобретают характер стилизации. Вообще всякая строгая выдержанность жанра помимо художественной воли автора начинает отзываться стилизацией, а то и пародийной стилизацией. В присутствии романа, как господствующего жанра, по-новому начинают звучать условные языки строгих канонических жанров, иначе, чем они звучали в эпохи, когда романа не было в большой литературе.

Роман - единственный становящийся жанр, поэтому он более глубоко, существенно, чутко и быстро отражает становление самой действительности. Только становящийся сам может понять становление. Роман стал ведущим героем драмы литературного развития нового времени именно потому, что он лучше всего выражает тенденции становления нового мира, ведь это - единственный жанр, рожденный этим новым миром и во всем соприродный ему. Роман во многом предвосхищал и предвосхищает будущее развитие всей литературы. Поэтому, приходя к господству, он содействует обновлению всех других жанров, он заражает их становлением и незавершенностью. Он властно вовлекает их в свою орбиту именно потому, что эта орбита совпадает с основным направлением развития всей литературы. В этом исключительная важность романа и как объекта изучения для теории и для истории литературы.

Теория литературы обнаруживает в отношении романа свою полную беспомощность. С другими жанрами она работает уверенно и точно - это готовый и сложившийся объект, определенный и ясный. Во все классические эпохи своего развития эти жанры сохраняют свою устойчивость и каноничность; их вариации по эпохам, направлениям и школам периферийны и не задевают их затвердевшего жанрового костяка. В сущности, теория этих готовых жанров и до наших дней почти ничего не смогла прибавить существенного к тому, что было сделано еще Аристотелем. Его поэтика остается незыблемым фундаментом теории жанров (хотя иногда он так глубоко залегает, что его и не увидишь). Все обстоит благополучно, пока дело не коснется романа. Но уже и романизированные жанры ставят теорию в тупик. На проблеме романа теория жанров оказывается перед необходимостью коренной перестройки.

Характерны следующие требования к роману: 1) роман не должен быть "поэтичным" в том смысле, в каком поэтическими являются остальные жанры художественной литературы; 2) герой романа не должен быть "героичным" ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова: он должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные; 3) герой должен быть показан не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью; 4) роман должен стать для современного мира тем, чем эпопея являлась для древнего мира (эта мысль со всею четкостью была высказана Бланкенбургом и затем повторена Гегелем).

три основных особенности, принципиально отличающих роман от всех остальных жанров: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности.

Роман соприкасается со стихией незавершенного настоящего, что и не дает этому жанру застыть. Романист тяготеет ко всему, что еще не готово. Он может появляться в поле изображения в любой авторской позе, может изображать реальные моменты своей жизни или делать на них аллюзии, может вмешиваться в беседу героев, может открыто полемизировать со своими литературными врагами и т. д. Дело не только в появлении образа автора в поле изображения, - дело в том, что и подлинный, формальный, первичный автор (автор авторского образа) оказывается в новых взаимоотношениях с изображаемым миром: они находятся теперь в одних и тех же ценностно-временных измерениях, изображающее авторское слово лежит в одной плоскости с изображенным словом героя и может вступить с ним (точнее: не может не вступить) в диалогические взаимоотношения и гибридные сочетания.

Именно это новое положение первичного, формального автора в зоне контакта с изображаемым миром и делает возможным появление в поле изображения авторского образа. Эта новая постановка автора - один из важнейших результатов преодоления эпической (иерархической) дистанции. Какое громадное формально-композиционное и стилистическое значение имеет эта новая постановка автора для специфики романного жанра - не нуждается в пояснениях.

В этой связи коснемся "Мертвых душ" Гоголя. Гоголю рисовалась как форма его эпопеи "Божественная комедия", в этой форме мерещилось ему величие его труда, но выходила у него мениппова сатира. Он не мог выйти из сферы фамильярного контакта, однажды войдя в нее, и не мог перенести в эту сферу дистанциированные положительные образы. Дистанциированные образы эпопеи и образы фамильярного контакта никак не могли встретиться в одном поле изображения; патетика врывалась в мир менипповой сатиры как чужеродное тело, положительная патетика становилась абстрактной и все же выпадала из произведения. Перейти из ада с теми же людьми и в том же произведении в чистилище и рай ему не могло удасться: непрерывного перехода быть не могло. Трагедия Гоголя есть в известной мере трагедия жанра (понимая жанр не в формалистическом смысле, а как зону и поле ценностного восприятия и изображения мира). Гоголь потерял Россию, то есть потерял план для ее восприятия и изображения, запутался между памятью и фамильярным контактом (грубо говоря, не мог найти

Для эпоса характерно пророчество, для романа - предсказание. Эпическое пророчество всецело осуществляется в пределах абсолютного прошлого (если не в данном эпосе, то в пределах объемлющего его предания), оно не касается читателя и его реального времени. Роман же хочет пророчить факты, предсказывать и влиять на реальное будущее, будущее автора и читателей. У романа новая, специфическая проблемность; для него характерно вечное переосмысление - переоценка. Центр осмысливающей и оправдывающей прошлое активности переносится в будущеесоответствующего раздвижения бинокля).

Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности. Он не может стать весь и до конца чиновником, помещиком, купцом, женихом, ревнивцем, отцом и т. п. Если герой романа таким все же становится, то есть полностью укладывается в своем положении и в своей судьбе (жанровый, бытовой герой, большинство второстепенных персонажей романа), то избыток человечности может реализоваться в образе главного героя; всегда же этот избыток реализуется в формально-содержательной установке автора, в методах его видения и изображения человека. Самая зона контакта с незавершенным настоящим и, следовательно, с будущим создает необходимость такого несовпадения человека с самим собою. В нем всегда остаются нереализованные потенции и неосуществленные требования. Есть будущее, и это будущее не может не касаться образа человека, не может не иметь в нем корней.

Человек до конца невоплотим в существующую социально-историческую плоть. Нет форм, которые могли бы до конца воплотить все его человеческие возможности и требования, в которых он мог бы исчерпывать себя весь до последнего слова - как трагический или эпический герой, - которые он мог бы наполнить до краев и в то же время не переплескиваться через края их. Всегда остается нереализованный избыток человечности, всегда остается нужда в будущем и необходимое место для этого будущего. Все существующие одежды тесны (и, следовательно, комичны) на человеке. Но эта избыточная невоплотимая человечность может реализоваться не в герое, а в авторской точке зрения (например, у Гоголя). Сама романная действительность - одна из возможных действительностей, она не необходима, случайна, несет в себе иные возможности.

Эпическая цельность человека распадается в романе и по другим линиям: появляется существенный разнобой между внешним и внутренним человеком, в результате чего предметом опыта и изображения - первоначально в смеховом, фамильяризующем плане - становится субъективность человека; появляется специфический разнобой аспектов: человека для себя самого и человека в глазах других. Это распадение эпической (и трагической) целостности человека в романе в то же время сочетается с подготовкой новой сложной целостности его на более высокой ступени человеческого развития.

Наконец, человек приобретает в романе идеологическую и языковую инициативность, меняющую характер его образа (новый и высший тип индивидуализации образа). Уже на античной стадии становления романа появляются замечательные образы героев-идеологов: таков образ Сократа, таков образ смеющегося Эпикура в так называемом "Гиппократовом романе", таков глубоко романный образ Диогена в обширной диалогической литературе киников и в менипповой сатире (здесь он резко сближается с образом народной маски), таков, наконец, образ Мениппа у Лукиана. Герой романа, как правило, в той или иной степени идеолог.

22. Проблема классификации жанров.

Литературные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, средство раскрытия содержания. Каждый из них обладает комплексом устройчивых свойств.

Бахтин: "Жанровая форма - это способ видения и осмысления мира".

Он разграничивал 2 аспекта жанров:

1. Формальный

2. Содержательный

Геннадий Николаевич Поспелов - классификация жанров на основе социологического принципа

4 группы(Поспелов):

3. Произведения национально-исторического жанрового содержания: эпопеи, былины, оды.

4. Романтические жанры (осмысляют становление отдельных характеров в частных отношениях)- романы

5. Произведения этиологического жанрового содержания (раскрывают состояние национального общества или какой-то его части) - утопии, антиутопии, трагедии

4* Произведения мифологического содержания

В. Е. Халисев 4* объединяет с произвед. с религиозно-философской проблематикой. Выделяет онтологический жанр (человек человек соотносится не столько с жизнью, сколько с высшим бытиём) - притча, минепея, мифы.

Решающую роль в создании жанров играет характер предметов изображения.

Использование в отдельных национальных литературах определенных жанров всегда обусловлено действительными потребностями национального развития.

Проблема жанров (Тамарченко) – это соотношение реальной истории литературы и теории.

Закономерность исторического развития жанров определяется соответствием живым общественным потребностям, насущным познавательным, нравственным, эстетическим запросам людей. Действием этого закона и объясняется значительность одних и незначительность других жанров.

23. Жанры лирики

Лирика – это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

Традиционно выполняются следующие жанры лирики поэта:

1. Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

2. Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

3. Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц.

4. Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества.

6. Эпитафия – это надгробная надпись, преимущественно стихотворная.

7. Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета.

8. Сатира – лироэпическое стихотворение, высмеивающее, обличающее какое-либо явление действительности.

 

Содержание и форма – важнейшая понятийная пара в теории литературы.

Содержание и форма – Суть этого сопоставления сводится к следующему: если в художественном высказывании не заключено некое обобщение, и оно не вызывает со-размышления у читателя, то этот общий смысл можно назвать содержанием. В произведении то, что воспринимается читателем, принято именовать формой. В ней традиционно выделяют три аспекта: предметы, о которых идет речь; слова, обозначающие эти предметы; композиция, т.е. расположение предметов и слов относительно друг друга.

В рассматриваемой паре ведущее начало принадлежит содержанию. Под ним понимается основа предмета, его определяющая сторона, под формой же выделяют организацию и внешний облик произведения, его определяемую сторону.

В литературоведческих понятиях «содержание» и «форма» обобщены представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведениях: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма.

Представления о неразрывности содержания и формы произведений искусства были закреплены Г.В.Ф. Гегелем на рубеже 1810 – 1820-х годов. Существенным оказалось и то, что Гегель уподобил художественное произведение единому, целостному «организму».Похожие высказывания встречаются и у В.Г. Белинского. По мнению критика, идея является в произведении поэта «не отвлеченной мыслью, не мертвою формою, а живым созданием, в котором (…) нет черты, свидетельствующей о сшивке или спайке, – нет границы между идеею и формою, но та и другая являются целым и единым органическим созданием» (Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. Ст.5 // Полн. собр. соч. В 13-ти тт. Т.7 – М., 1955. с.312).

Содержание- это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма – та система приемов и средств, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Несколько упрощая, можно сказать, что содержание – то, что хотел сказать писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.

Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это форма выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие.

 

25.Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям

Язык художественной литературы в системе функциональных стилей русского литературного языка занимает особое положение, т.к.:

1) он является единственной разновидностью литературного языка, в котором наиболее полно реализуется эстетическая функция языка;

2) в текстах художественной литературы принципиально возможны любые речевые средства, единицы любого варианта литературного языка и внелитературные элементы, вплоть до табуированной лексики и фразеологиию.

Функции языка художественной литературы:

1) эстетическая;

2) функция воздействия.

 

Своеобразие языка художественной литературы определяется тем, что в художественномпроизведении представлен язык, который используется писателем для создания художественных образов, поэтической речи, чтобы представить, воспроизвести реальный мир вещей, людей, связей и отношений в соответствии с собственным поэтическим видением жизни, своей художественной фантазией, своим миропониманием.

Конечно, словесное художественное произведение, как всякое произведение искусства, есть отклик на актуальные проблемы современности.

Организация, отбор и принципы организации языковых средств в художественном тексте ориентированы исключительно на литературные нормы. Ориентированность художественных текстов на норму находит выражение в том, что необщепонятные явления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, специальные термины, этнографизмы, варваризмы, экзотизмы), грамматические, фонетические отклонения от литературных норм обычно так или иначе разъясняются в художественном тексте с целью прояснения, выяснения их смыслового содержания и стилистического назначения.

Отличительной чертой речевой структуры художественного произведения представляются изобразительно-выразительные средства -тропы и стилистические фигуры.

Язык художественной литературы имеет разветвленную внутреннюю дифференциацию в соответствии с делением словесного искусства на роды и виды.Наряду с понятием «жанр художественной литературы» существуют понятия «жанр речи», «жанр художественной речи», «жанр деловой речи», «жанры публицистического общения», «жанры собственно научного и научно-информативного общения».

Жанрами художественной речи являются:

- лирический жанр / лиро-эпический жанр (элегия, баллада, ода, послание),

- прозаический жанр (роман, повесть, новелла),

- драматургический жанр (трагедия, драма, комедия).

Кроме того, жанры художественной речи делятся на сюжетные (эпопея, поэма, баллада, трагедия, комедия и др.) и бессюжетные (дума, гимн, элегия, послание и др.)/

Итак, язык художественной литературы занимает особое место в литературном языке, т.к. использует все средства общенародного языка для создания художественных образов и воздействия на ум и чувства читателя, элементы любого функционального стиля.

Стиль художественной литературы шире и разнообразнее отдельных функциональных стилей. Стиль художественной литературы – важнейшее свойство поэтического образного мышления. Писатель берет из всех функциональных стилей общенародного языка то, что ему нужно для раскрытия темы, выбранной им.

В авторском повествовании реализуется нормативный литературный язык, обычно с широким использованиемнейтральных языковых единиц, широко используются элементы разговорной литературной речи, особенно в произведениях, написанных в форме непринужденной беседы с читателем.

В авторской характеристике персонажей чаще всего используются экспрессивно и стилистически окрашенные языковые единицы литературно-разговорной разновидности разговорного стиля речи. Иногда используются и просторечные элементы.
В речи персонажей могут быть (в зависимости от социального положения героя, для речевой характеристики героя) все элементы разговорной речи: литературные и нелитературные (просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 7114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.013 с.)