Герой и персонаж. Тип и характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герой и персонаж. Тип и характер.



Персонаж (синоним Действующего лица) - любое действующего лицо литературного произведения. Они подразделяются на главных (лит. героев), второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах)
По степени участия в событиях выделяют главных и второстепенных персонажей

Литературный герой - главное или одно из главных действующих лиц, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

В строгом смысле герой - высокий моральный характер человека, чья смелость и отвага заставляет восхищаться.

Тип - персонаж, представленный в значительном обобщении

Характер- литературный персонаж, который сильно индивидуализирован

Персонаж и характер – понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелем: "Действующее лицо будет иметь характер, если... в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было...".
В одном и том же персонаже критики видят разные характеры.
Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой – как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического, совершенства.
Билет №42 «Стих и проза»

Стихотворная и прозаическая речь представляют собой 2 типа организации художественной речи. Основные критерии разграничения стихов и прозы:

1. Стихотворная речь ритмически организована. Деление на стихи (или на ряды слов) происходит при помощи ритмических, а не логических пауз. Для прозы ощутимая ритмичность не характерна, в ее основе лежит членение интонационно-смысловое.

2. Стихотворная речь делится на сопоставимые между собою ряды слов. Стих от греческого - ряд, строй, в то время как прозаическая речь записывается сплошным текстом.

Принципиально стихи от прозы отличаются их самоорганизацией

В различных языках возникают различные системы стихосложения, особенности которой зависят от ее просодии. Просодия с греческого - ударение, припев. Просодия - лингвистическая система произношение ударных и безударных, долгих и кратких слогов, повышение и понижение тона в его смыслоразличительной функции.

Важнейшие стихосложения: трехморные - хорей и ямб, четырехморные и четырехдольные - спондей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Количество стоп и их состав в античном стихе определяли его названия:

1) Гекзаметр (шестимерник), (Вергилий и Одиссея, Илиада). Гекзаметр - это метрический стих, который состоял из 6 стоп дактиля, причем последняя стопа усечена и представляет собой хорей. Пример: "Гнев богиня воспой Ахиллеса Пилеева сына..."

В гекзаметре хорей мог возникнуть в любом месте стиха. Это дало возможность переводчик Илиады варьировать. Для усиления ритмичности многостопные стихи вводилась цезура (латынь caesura) - рассекать. Цезура - это разрез; это обязательный постоянный словораздел (ритмическая пауза), разделяющая стих на два равных полустишья и облегчающая его произношение. Цезура не может рассекать слова на две части, но может рассекать стопу. В соединении с гекзаметром часто употреблялся пентаметр (пятимерный). В сочетании с гекзаметром он образовывал элегический дистих (два стиха). Пример: "Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душою..."

В античной лирике употреблялись и более сложные построения, они назывались логаиды. Логаиды - стихи, образованные сочетанием четырехдольных стоп с трехдольными. Античное стихосложение возникло в эпоху неразрывной связи между поэзией и музыкой. Она существовала столько времени, сколько в греческом и латинском языке различались долгие и краткие слоги.

Билет 43. Понятие ритма

Под ритмом понимают общую упорядоченность звукового строения стихотворной речи или реальное звуковое строение каждой конкретной стихотворной строки. С ритмом в поэзии тесно связаны стихотворный размер и ритмическая форма.
Количество стоп в стихе называется размером. Синтез метра и размера называется ритмом.

Основу организации стихотворной речи составляет ритм. Содержание этого понятия определилось еще в Древней Греции, где термином rhythos обозначались мерность, складность, стройность в движении. Ритмическая организация стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении.

Таким образом, ритм можно определить как периодичное повторение каких-либо элементов через определенные промежутки. На уровне текста это чередование может прослеживаться в чередовании трагических и комических сцен, диалогических и монологических реплик, больших и меньших цепочек слогов от одного ударения до другого. Но художественная функция ритма всегда одинакова - он создает ощущение предсказуемости, "ритмического ожидания" каждого очередного элемента текста, и подтверждение или неподтверждение этого ожидания ощущается как особый художественный эффект.

Если ритм явился основой и главным определителем речевого членения всех стихотворных произведений на соотносимые друг с другом стихотворные строки-стихи, то определителем внутренней организации этих стихов, всегда связанной с фонетическими особенностями данного национального языка, культурно-историческими и литературными традициями народа, выступает так называемый метр, т.е. стихотворный размер, определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк.

Ритм (греч. rhytmos — соразмерность) — систематическое, мерное повторение в стихе определённых, сходных между собой единиц речи: чередование долгих и коротких слогов в античном стихосложении, чередование ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихосложении, чередование ударных слогов (вне зависимости от количества безударных) в тоническом стихосложении и т. п. Такое чередование придаёт стихотворной речи в отличие от всякой другой размеренность, особую её организованность и является одним из отличительных признаков стихотворной речи.
Ритмичность стиха — цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях, с тем чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном, или повторение одинакового, с тем чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие в сходном.
Ритм в стихе является смыслоразличающим элементом, причем, входя в ритмическую структуру, смыслоразличительный характер приобретают и те языковые элементы, которые в обычном употреблении его не имеют. Важно и другое: стиховая структура выявляет не просто новые оттенки значений слов — она вскрывает диалектику понятий, ту внутреннюю противоречивость явлений жизни и языка, для обозначения которых обычный язык не имеет специальных средств. Из всех исследователей, занимавшихся стиховедением, пожалуй, именно Андрей Белый первым ясно почувствовал диалектическую природу ритма.

Пример силлабического стиха Антиоха Кантемира:
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.

Пример силлабо-тонического стиха Александра Пушкина:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Пример тонического стихотворения Владимира Маяковского:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Синтез метра и размера или практическая явленность метра называется ритмом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.039 с.)