Современные аспекты анализа художественного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные аспекты анализа художественного текста



Текст создается ради того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Можно выделить следующие основные подходы к изучению текста:

1) лингвоцентрический (аспект соотнесенности "язык - текст")(Его логика основана на изучении функционирования языковых единиц и категорий в условиях художественного текста.Предметом рассмотрения при таком подходе могли быть как лексические, так и фонетические, грамматические, стилистические единицы и категории.)

2) текстоцентрический (текст как автономное структурно-смысловое целое вне соотнесенности с участниками литературной коммуникации)(основан на представлении о тексте как результате и продукте творческой деятельности.)

3) антропоцентрический (аспект соотнесенности "автор - текст - читатель");

4) когнитивный (аспект соотнесенности "автор - текст - внетекстовая деятельность").

Классицизм

Классицизм появился во Франции в XVII веке. Он получил свое название вследствие того, что его представители следовали в своих произведениях за лучшими образцами античной литературы. Это стало исходным принципом изображения у классицистов. Также к нему присоединились подражание природе и подчинение голосу разума.

Это продолжало и развивало сделанное литературой Возрождения. Но в произведениях классицистов появились односторонность, схематизм в изображении людей.

Ведущей формой литературного творчества французского классицизма явилась драматургия. В центре этих произведений были предметы, представлявшие интерес для всей нации. Примером является трагедия Корнеля «Гораций», раскрывающая столкновение чувства долга с личными страстями привязанностями людей. Пушкин: «Корнеля гений величавый».

Классицисты выдвинули принцип трех единств: единства действия, времени и места. Он был условен. Бесспорным было только единство действия. Остальные были стеснены рамками изображения. Стремление к воссозданию полноты заставляло классицистов нарушать два последних единства.

Об этом говорил Буало в книге «Поэтическое искусство».

С течением времени классицизм теряет свой передовой характер. Уже во второй половине XVII века ясно сказывается и его ограниченность, которая приведет к его распаду.

Своеобразное воскрешение классицизма придет только через столетие. Но после того, как буржуазия захватывает власть, классицизм опять уходит. Об этом писал К. Маркс.

После Французской революции передовой классицизм был уже немыслим.

Таким образом, за это время классицизм внес значительный вклад в развитие прогрессивной литературы. Принципы классицизма в произведениях передовых писателей способствовали сближению литературы с жизнью, отвечали исторически прогрессивным требованиям борьбы с остатками средневекового феодализма и с сословной монархией.

Тем не менее, лучшие писатели того времени часто выходили из рамок установленных классицизмом правил, стремясь как можно более полно и точно воспроизвести явления действительности. Например, Мольер опирался преимущественно лишь на те требования классицизма, которые делали возможным правдивое изображение жизни, и отказывался от тех, которые мешали такому изображению.

И Державин, и Крылов, и Фонвизин, оставаясь в рамках классицизма, уже начинали движение к критическому реализму.

 

Сентиментализм

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment — чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма — любовная.

Основные черты сентиментализма:
-Уход от прямолинейности
-Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
-Культ чувства
-Культ природы
-Возрождение собственной чистоты
-Утверждение богатого духовного мира низких сословий


Основные жанры сентиментализма:
-Сентиментальная повесть
-Путешествия
-Идиллия или пастораль
-Письма личного характера
-Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма — стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма — подражание природе

Особенности русского сентиментализма:
-Сильная дидактическая установка
-Просветительский характер
-Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм


Представители сентиментализма:
-Лоренс Стен Ричардсон — Англия
-Жан Жак Руссо — Франция
-М.Н. Муравьев — Россия
-Н.М. Карамзин — Россия
-В.В. Капнист — Россия
-Н.А. Львов — Россия

 

РОМАНТИЗМ

В начале 19 века на Западе получает широкое распространение романтизм, явившийся реакцией на буржуазную революцию 1789-1794 годов во Франции. Для одних романтиков был характерен уход от современности в прошлое или в иллюзорное царство мечты.

Возникновение и развитие прогрессивного романтизма и его высшей формы революционного романтизма связано с ростом передовых общественных сил.

Условная обстановка, рисуемая в произведениях прогрессивного романтизма не означает бегства от действительности в прошлое и идеальное царство, напротив, эта обстановка намекает на действительное положение вещей и помогает раскрыть смысл протеста против реального положения вещей. Наличие у поэта живого чувства действительности провозглашалось революционными романтиками как условие творчества.

Знаменательно, что с развитием революционного романтизма и прояснением перспектив общественного развития он начинает включать в себя элементы реалистического изображения и даже сливается в ряде случаев с реализмом.

Прогрессивные романтики изображали обычно протестантов и мятежников, неспособных мириться с гнетущей их буржуазной действительностью, как положительных героев.

Обращаясь к фольклору, творцы революционного романтизма стараются уловить подлинный смысл народных сказаний и песен передававших протест народа против его угнетателей.

Романтики прибегали к различным приемам создания патетической речи передающей очарование того что показывалось ими как прекрасного и уродливость того что изображало безобразное.

В России романтизм получает свое развитие в начале 19 века в период когда в жизнь начали проникать буржуазные отношения, и еще жива была память о Пугачевском восстании и о Французской революции.

Многие черты русского прогрессивного романтизма и его высшей формы – революционного романтизма сближаются с чертами западноевропейского п. р. Русские воспевали борцов за вольность, унижали господ и показывали гг как изгнанников, они раскрывали внутренний мир людей. Но русские отличались наличием «народной мысли». Показывая гг как изгнанника романтики выделяют трагизм эгоцентрического сознания, утверждая необходимость крепкой связи личности с коллективом. Так же это своеобразие подтверждается в сочетании с критическим реализмом.

32. Реализм

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности. Выделяют несколько периодов реализма:

· «Античный Реализм»

· «Реализм эпохи Ренессанса»

· «Реализм XVIII—XIX веков» (здесь, в середине 19 века, достиг наивысшего могущества в связи с чем появился термин Эпоха реализма)

· «Неореализм (реализм XX века)»

·

Признаки:

· Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

· В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт.

· стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений. Часто в произведениях наблюдаются внутренние конфликты личности

 

Реалисты в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора.

· О. де Бальзак («Человеческая комедия»)

· Стендаль («Красное и черное»)

· Ги де Мопассан

· Ч. Диккенс («Приключения Оливера Твиста»)

· Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна»)

· Дж. Лондон («Дочь снегов», «Сказание о Кише», «Морской волк», «Сердца трех», «Лунная долина»)

·

· Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)

· М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

· Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

· И. А. Гончаров («Обломов»)

· А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

· А. И. Герцен («Кто виноват?»)

· Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

· Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

· Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

· И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

· А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)

· В. Г. Короленко («В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет»)

· А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)

· А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)

· В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)

· Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)

Билет №33 «Декаданс, модернизм, постмодерн.»

Декаданс — направление в литературе, творческой мысли, самовыражении рубежа XIX и XX веков, которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.

Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни, что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм, преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Французское слово décadence обозначает упадок, культурный регресс. Обвинения в декадансе со времени Дезире Низара использовались для оскорбления Виктора Гюго и других французских романтиков. Теофиль Готье, Шарль Бодлер и другие наследники заветов романтизма переосмыслили это клеймо как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальностью прогресса». Бестселлером 1884 года стал роман Гюисманса «Наоборот», прозванный «библией декадента».

В советском искусствоведении декадентство воспринималось как кризисное явление европейской культуры последней четверти XIX — начала XX веков. Произведения этой эпохи отмечены настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма.

К писателям-декадентам причисляли в Великобритании Оскара Уайльда, а также популярнейшую романистку Марию Корелли, в Польше — С. Пшибышевского, во Франции — Гюисманса, в Бельгии — Роденбаха.

К числу русских декадентов в 1890-е гг. относили символистов старшего поколения — таких, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Мережковский, Зинаида Гиппиус. После первой русской революции русские декаденты перестали считаться маргиналами и вместе с ростом популярности их произведений пополнили собой литературный истеблишмент.

Декадентство — явление сложное и противоречивое, которое имеет источником усталость от лицемерной викторианской морали, кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом. Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас, второй — о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковом.

Ф. Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения».

Русские символисты второй волны определяли разницу между декадансом и символизмом мировоззренчески: декадентство субъективно, а символизм преодолевает индивидуалистическую отъединенность эстетства сверхличной правдой соборности.

Декадентство критиковали, с одной стороны, консерваторы от искусства и консерваторы от морали, с другой стороны — эволюционисты и прогрессисты всех мастей.

Модернизм — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века.

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (Преступление и наказание, Братья Карамазовы); Уитмен (Листья травы); Бодлер (Цветы зла); Стриндберг, особенно его поздние пьесы. Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и др. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.

Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе.

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Как и в случае с другими эпохами, нет никаких точных дат, которые могли бы обозначить расцвет и упадок популярности постмодернизма. 1941-й год, в котором умерли ирландский писатель Джеймс Джойс и английская писательница Вирджиния Вулф иногда указывается в качестве приблизительной границы начала постмодернизма.

Приставка «пост-» указывает не только на противопоставление модернизму, но и на преемственность по отношению к нему. Постмодернизм — это реакция на модернизм (и результаты его эпохи), последовавшая после Второй мировой войны с её неуважением к правам человека, только что утверждённых Женевской конвенцией, после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, ужасов концлагерей и холокоста, бомбардировок Дрездена и Токио.

Начало литературного постмодернизма можно попытаться обозначить через значительные публикации и события в литературе. Некоторые исследователи называют среди таковых выход «Каннибала» Джона Хоукса, первое исполнение спектакля «В ожидании Годо».

Для произведений пост-модернизма характерно изложение автором того, как он пишет данное произведение с переключениями от изложения процесса написания к самому произведению и обратно, при том что процесс написания перемежевывается со всевозможными внесюжетными рассуждениями и отсылками общего характера.

Значительные произведения литературы постмодернизма: “Каннибал”, “Мода на тёмно-зелёное” Джон Хоукс, “Голый завтрак” Уильям Берроуз, “Бледное пламя” Владимир Набоков, “Заблудившись в комнате смеха”, “Химера” Джон Барт, “Бойня номер пять”, “Завтрак для чемпионов” Курт Воннегут, “Норма” Владимир Сорокин, “Поколение П” Виктор Пелевин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.79.169 (0.129 с.)