Билет №44 «Метрическая система стихосложения. Понятие метра, стопы, размера» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №44 «Метрическая система стихосложения. Понятие метра, стопы, размера»



Метрическое стихосложение – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения – например, чешский язык, где есть значимая долгота, не принял метрическое стихосложение). В античном метрическом стихосложении единицей долготы в стихе служит доля – мора; краткий слог считается равным одной море, долгий слог – двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою. В каждой стопе различается сильное место – арсис (обычно долгий слог), и слабое место – тесис (обычно краткие слоги). Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична (смыслоразличительна), - древнегреческом и латинском, арабском и персидском, отчасти индийском. Античное метрическое стихосложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.
Идеальная ритмическая схема стиха называется метром. Метр (др.-греч. τό μέτρον, мерило, единица измерения, критерий) — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением, а также размер ритмического движения в музыке.
Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою. Стопа́ (др.-греч. πούς, лат. pes, нога, ступня) — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.
Количество стоп в стихе называется размером. Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры.
Существует 5 стоп:

1. хорей (плясовой) ¯ ˘

2. ямб ˘ ¯

3. дактиль (палец) ¯ ˘ ˘

4. амфибрахий (кратко кругом) ˘ ¯ ˘

5. анапест (отраженный назад) ˘ ˘ ¯

Билет №45 «Реформа русского стихосложения. Труды В. Тредиаковского и М. Ломоносова»

В 1735 году Василий Кириллович Тредиаковский опубликовал трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до того надлежащих названий". Изучая народные песни, Тредиаковский пришел к выводу о решающей роли ударения в русском языке, исходя из правил ударных и безударных гласных, он сформулировал принципы их равномерного чередования в стихе. Каждую повторяющуюся группу слогов, состоящую из одного ударного и примыкающих к нему безударных слогов, он назвал стопой. Свою реформу он до конца не довел. Тонический способ он распространил только на длинные силлабические вирши, создав российский пентаметр и гекзаметр. Тредиаковский в традициях силлабики защищает также женскую рифму. Тредиаковский признаёт только хорей. Реформу завершает Ломоносов. В 1739 году он пишет письмо о правилах российского стихотворства, где силлабо-тонический способ распространяется на все стихосложения. По мнению Ломоносова наши стихи можно слагать не только хореем, но и ямбом, а также он допускает дактили и анапесты и сочетания в пределах одного стиха двусложных и трехсложных размеров. Ломоносов также разрешает мужскую рифму. По его мнению, русское стихосложение должно соответствовать русскому языку. Приложением к теоретическому трактату его стало ода "На взятие Хотина". Ломоносов отрицает пиррихий. Пиррихий - осложнения метра; это два безударных ряда.

ВИРШИ - Старинные русские и украинские силлабические стихи теперь употр. ирон. о плохих стихах.

46. Силлабо-тоника. Семантика стихотворных размеров.

1. Силлабо-тоника (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, основывающаяся на регулярном сочетании и группировании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно «сильное» место (т.е. позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число «слабых» мест (т.е. позиций, чаще занимаемых безударными слогами).

В зависимости от общего числа «сильного» и «слабых» мест в стопе выделяют две группы стоп, или два вида силлабо-тонических размеров, – двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (– ) и ямб ( –), к трёхсложным – дактиль (– ), амфибрахий () и анапест ( –). В русской поэзии из-за особенностей лексического состава языка трехсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому, во-первых, трехсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их «музыкальности» (а вернее было бы сказать «естественности»), а во-вторых – в них значительно реже происходят так называемые «стопные замены».

Эти стопные замены имеют место в хореических и ямбических стихах, потому что в их отдельных стопах достаточно часто на «сильное» место попадает безударный слог, а чуть реже на «слабое» – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух «слабых» мест) и спондей (из двух «сильных» мест). Их использование для стопных замен обспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Силлабо-тоника существует в английской поэзии с XV в., а в немецкой – с XVII в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей стистемой стихосложения.

2. Проблема семантики стихотворной формы рассматривается в контексте более общей литературоведческой проблемы «содержательность художественной формы», методологическую базу для решения которой заложил М.М.Бахтин. Он противопоставил художественную форму внешнему упорядочению словесного материала, выдвинув аксиологическое («архитектоническое») понимание формы: «В форме я нахожу себя, свою продуктивную ценностно оформляющую активность... я должен пережить себя в известной степени творцом формы, чтобы вообще осуществить художественно-значимую форму как таковую».
Другую интерпретацию художественной формы предложили Г. Д. Гачев и В. В. Кожинов, настаивая на том, что «любая художественная форма есть... не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание».
Особую актуальность проблема содержательности формы приобретает
применительно к стихотворному тексту, где художественная форма
графически и интонационно закреплена, где она обнаруживает материальную воплощенность, исключающую любую, даже самую незначительную редуцируемость. Это подтверждает мысль о том, что
«стих есть особая языковая форма, особым образом модифицирующая
логическое содержание, репрезентированное в языке, придающая. ему
композиционное ображение, что дает нам повод хотя бы условно признать
его эстетической формой языка» (М. М. Кенигсберг).
Исследование стиха справедливо считается самой разработанной
областью отечественного литературоведения, часто именуемой на Западе
«русским методом». Статистический метод позволил подсчитать все
стихотворные размеры, составить многочисленные таблицы, дающие объективную картину развития метрических и ритмических форм русского
стиха, описать едва ли не всю строфику, подробно изучить звуковой состав
рифмы. Но точное и доказательное в самых сложных подсчетах
стиховедение оказывалось вялым и нерешительным в области стиховой
семантики, предпочитая эмпирическим наблюдениям заклинательные
утверждения о «единстве формы и содержания». В результате все эти в
высшей степени полезные сведения до сих пор остаются эстетически не
освоенными. Их тщательная «инвентаризация» не выходит за рамки узко-
материального понимания художественной формы в ее «естественнонаучной - математической или лингвистической -
определенности», при котором недооценивается «эмоционально-волевая
напряженность формы» (М.М. Бахтин).

Элементы стихотворной формы обладают потенциальной
содержательностью, которая может актуализироваться как внутри
отдельного текста, так и между различными текстами. Это дает право
рассматривать их не только как композиционные формы упорядочения
словесного материала, но и как архитектонические формы
«ценностно-определенной творческой активности эстетически
деятельного субъекта» (М. М. Бахтин).

Не существует семантически обязательных элементов и бессодержательных, но все они образуют динамическую систему, в которой смыслообразующая инициатива переходит от одних к другим в конкретном тексте. Следует различать «врожденную» семантику элементов формы и «приобретенную», когда тот или иной элемент обрастает смысловыми коннотациями в ходе истории его употребления.

В последнем случае элемент стихотворной формы может,
выступать в реминисцентной или цитатной функциях, в которых
материализуется отношение одного текста к другому.

47. Силлабика. Значение просодии для стихосложения.

Силлабика (от греч. syllabe – слог) – система стихосложения, основывающаяся на сочетании равносложных стихов. В зависимости от постоянного числа слогов в каждой строке отдельного текста определяют размеры силлабики: 5-сложник, 8-сложник и др. В зависимости от устойчивого использования конкретного размера в литературе на определённом языке уточняют его национальную форму: итальянский 11-сложник, французский 12-сложник, русский 13-сложник, и т.д.

Это наиболее древнее стихосложение, появление которого возводят ко времени существования общего индо-европейского языка (так, силлабическими стихами являются «шлоки» древнеиндийского эпоса «Махабхарата»). Предполагают, что русским народным формам тонического стиха предшествовали древнеславянские формы силлабического стиха. В средневековой литературе на романских языках (провансальский, французский, итальянский и др.) силлабика развилась из античного метрического стихосложения.

В русскую поэзию она пришла из польской во второй половине XVII в. и была адаптирована к русскому языку стихотворцами польского происхождения (С.Полоцкий и др.). Наиболее популярными у русских поэтов-классицистов силлабическими размерами стали 11-сложник и особенно 13-сложник, который служил для имитации гекзаметра. Во второй трети XVIII в. в результате реформы русского стиха, начало которой положил В.К.Тредиаковский и которую фактически осуществил М.В.Ломоносов, она была заменена силлабо-тоникой

Просодия

(греч. prosodía — ударение, припев)
1) раздел стиховедения, содержащий классификацию метрически значимыхзвуковых элементов языка. В метрическом стихосложении определяет, какие слоги считаются долгими и краткими. В силлабическом стихосложении какие гласные являютсяслогообразующими и неслогообразующими (в дифтонгах, на стыке слов и пр.), в силлабо-тоническомстихосложении какие слова считаются ударными ибезударными (например, среди односложных слов, знаменательных и служебн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.008 с.)