Современные западные школы литературоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные западные школы литературоведения



К ХIХ в. относится появление общеевропейских методологических школ, прежде всего мифологическая школа (ее ведущие представители – братья Я. и В. Гримм). Мифологическая школа возникла на волне пробужденного романтизмом интереса к мифологии и фольклору и в качестве философской основы опиралась на эстетику Ф.Шеллинга и братьев А. и Ф.Шлегелей. В России в русле мифологической школы работали Ф.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев, принадлежавший к «младшим мифологам».

Сторонники биографического метода, впервые примененного французским критиком Ш.О.Сент-Бёвом (автор «Литературно-критических портретов», тт.1-5, 1836-1839; в русском переводе – «Литературные портреты. Критические очерки», 1970), рассматривали биографию и личность писателя как определяющий момент творчества. Этот метод в той или иной степени применяется и в современном литературоведении.

В середине ХIХ в. сложилась культурно-историческая школа, которая методологически опиралась на историзм и рассматривала художественное произведение как органическое запечатление так называемого «духа» народа в различные исторические моменты его бытования. Культурно-историческая школа в философском плане опиралась на позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Ведущий представитель культурно-исторической школы в литературоведении – Ипполит Тэн (автор «Истории английской литературы», 1863-1864). В русле этой школы работали также Де Санктис, В.Шерер, М.Менендес-и-Пелайо, в России – Н.С.Тихонравов, А.Н.Пыпин, Н.И.Стороженко и др. Культурно-историческая школа внесла вклад в создание историй национальных литератур (в контексте истории общественной психологии и материальной культуры народов).

Исследования устного народного творчества и литературы древности способствовали формированию сравнительно-исторического литературоведения. Компаративисты объясняли сходство литературных фактов сходством в социальной истории и истории культуры тех или иных народов, а также культурными и литературными контактами между ними. В России уже с 1880-х гг. почти во всех университетах существовали кафедры «всеобщей литературы». В Санкт-Петербурге эту кафедру возглавил А.Н.Веселовский – родоначальник сравнительно-исторического метода в отечественной науке, автор «Исторической поэтики», (1870-1906, отдельное издание - 1940).

В последней трети ХIХ в. возникла психологическая школа, которая отразила общий поворот гуманитарного знания (прежде всего социологии, философии и эстетики) к психологизму и главным предметом изучения для которой стала психологическая сторона творческого процесса, Внимание этой школы было направлено на душевную жизнь автора, поскольку искусство отражает и внешние, и внутренние впечатления создателя художественного произведения. В Западной Европе психологическая школа была представлена прежде всего трудами В.Вундта. В России идей психологического направления придерживался А.Потебня («Мысль и язык», 1862), впоследствии – его ученики (Д.Н.Овсянико-Куликовский, А.Г.Горнфельдт и др.).

На рубеже ХIХ – ХХ вв. психологическая школа уступила место школам психоанализа. Сфера бессознательного позволила объяснить многие явления в искусстве. Чуть позже К.Юнг, сформулировавший теорию коллективного бессознательного (архетипов), по-новому применил к искусству принципы психоанализа. Под влиянием идей К.Юнга, а также Дж.Фрейзера сложилась так называемая ритуально-мифологическая критика, представители которой заняты поиском в произведениях не только мифологические метафоры и уподобления, но и воспроизведение определенных ритуальных схем. Наиболее плодотворно ритуально-мифологическая критика исследовала литературные жанры, связанные своим происхождением с обрядовыми, фольклорными и мифологическими традициями.

В 1910-х гг. возникла формальная школа в отечественном литературоведении. Ее представители противопоставили единство формы и содержания соотношению материала (нечто предлежащее художнику) и формы (организация материала в произведении). «Формальная школа», русская разновидность формального метода в литературоведении, включала в себя Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), Московский лингвистический кружок (МЛК) и ученых из ленинградского Государственного института истории искусств (ГИИИ). Представители и сторонники формальной школы плодотворно исследовали некоторые, не изученные ранее проблемы, в том числе соотношение семантики и стиховой конструкции (Ю.Тынянов), ритма и метра (Б.Томашевский), сюжетосложение (Б.Шкловский) и др. Формальная школа, через взаимодействие с Пражским лингвистическим кружком, оказала влияние на структурализм и «новую критику», представляющих зарубежные филологические школы.

Из взаимодействия с социологией в литературоведении в 1910-х гг. сложилось течение вульгарного социологизма, упрощенно трактовавшее историко-литературный процесс. Оно было представлено прежде всего работами В.Н.Фриче, В.Ф.Переверзева и, позднее, теоретиками Пролеткульта. Переверзев понимал искусство только как отражение только классовых представлений художника. Представители социологического направления порой подменяли анализ художественного произведения лишь анализом его тематики, но это была первая попытка построить новую концепцию историко-литературного процесса.

Современное литературоведение активно взаимодействует со смежными областями гуманитарного знания, пытаясь найти универсальный метод в области гуманитарных наук. К одному из таких методов традиционно относят герменевтику. «Герменевтическое “понимание” направлено на реконструирование смысла, расшифровку исторического текста с целью осознания непрерывности духовного и культурного опыта человечества, на приобщение нового поколения и новой эпохи к прошлому, к традиции». Герменевтика, как и экзистенциалистская, феноменологическая, мифологическая критика и рецептивная эстетика и некоторые другие течения и школы зарубежного литературоведения, основывается на антропологическом типе построения теоретических концепций. В то же время современное литературоведение активно использует понятийный аппарат различных академических школ литературоведения, но с новых методологических позиций. В качестве примера можно привести использование терминов «архетип» и «архетипический образ».

9. Художественная литература как форма познания действительности.

Действительность(объект изображения) независима от сознания писателя и является материалом изображения. Субъективное(авторское) становится способом оценки в толковании реальности.
Художественные произведения становятся своеобразной моделью социальных и межличностных отношений.
Произведение - объективная реальность художественной литературы. Читательское сознание соотносит художественный образ с объектами реальности и своей художественной деятельностью объективирует вымысел. В результате художественная условностью становится формой выявления жизненной правды в искусстве.
Функции литературы:

· Познавательная (литература помогает познать природу, общество)

· Коммуникативная (средство общения между людьми)

· Оценочная (произведение прямо или косвенно даёт оценку современности)

· Эстетическая (способность воздействовать на взгляды людей, формировать эстетический вкус)

· Эмоциональная (оказывает воздействие на чувства читателя, облагораживает внутренний мир человека)

10. Художественный образ, его виды и функции.

Поэтическое искусство - это мышление в образах.
Образ - сосредоточение идейно-эстетического содержания и словесной формы его воплощения.

Слово - основное средство создания поэтического образа в литре.
Худож. образ выявляет наглядность предмета или явления.
Образ обладает параметрами:
- предметность
- смысловая обобщённость
- структура

Предметные образы отличаются статичностью и описательностью. К ним относятся образы деталей и обстоятельств.

Смысловые образы делятся на
1) индивидуальные - созданы талантом и воображением автора, отображают закономерности жизни в определенную эпоху и в определенной среде.
2) образы, перерастающие границы своей эпохи и получающие общечеловеческое значение.

Худож. образ - обобщение элементов реальности, Объективированное в чувственно-воспринимаемых формах, которые созданы по законам вида и жанра данного искусства, в определённый индивидуально-творческой манере.

Целостный худож. образ определяет оригинальность произведения. Характеры, события, действия, метафоры соподчиняются сообразно первоначальному замыслу автора и в сюжете, композиции, основных конфликтах, теме, идее произведения выражают характер эстетического отношения художника к действительности.

Художественный образ - одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника.

Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная.

 

Повествование и описание.

Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности.

В современном литературоведении повествование понимается как ведение речи вообще и как рассказ (сообщение) об однократных действиях и событиях, происходящих в литературном произведении.
Читая «Буран», мы узнаём о событиях, какие произошли с действующими лицами. Автор рассказывает (повествует) о том, как ехали в кибитке Гринёв, его слуга Савельич и ямщик; что они переживали, когда начался буран; как они встретили незнакомца и с его помощью направились к постоялому двору.

Описание - перечисление в определённом порядке отдельных признаков предмета, явления природы, человека или другого живого существа.

Предмет описания, во-первых, — часть художественного пространства, соотнесенная с определенным фоном. Портрету может предшествовать интерьер: так подготовлено появление графа Б* перед рассказчиком в пушкинском «Выстреле».

Пейзаж в качестве именно изображения определенной части пространства может быть дан на фоне сообщения сведений об этом пространстве в целом: «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».

Во-вторых, структура описания создается движением взгляда наблюдателя или изменением его позиции в результате перемещения в пространстве либо его самого, либо предмета наблюдения. В нашем примере взгляд сначала направлен вниз, затем он как будто поднимается и уходит в сторону, вдаль. В центральной фазе этого процесса взгляд придает «предмету» определенную психологическую окраску («грустно чернели»).

Имя литературного героя

Согласно Павлу Флоренскому, «имена – суть категории познания личности». Имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека. Они образуют особые модели личностного бытия, которые становятся общими для каждого носителя определенного имени. Имена предопределяют душевные качества, поступки и даже судьбу человека.

Имя это часть характера героя. Оно создает незабываемый образ, за который читатель хочет зацепиться.

Существует несколько принципов создания имени:

1. Этнографический принцип

Необходимо создать гармоничное сочетание имени с обществом, в котором живет герой.В своем имени он несет характер и образ своего народа. Благодаря этому у читателя создается полное впечатление, как о герое, так и о народе в целом.

2. Географический признак Люди расселились по всему миру, и в каждом уголке создался свой микромир. По мере обособления изменялись и имена. Один и тот же народ, разделенный горным массивом, может значительно отличаться в имяобразовании. Чтобы предать оттенок необычности можно успешно применять данный принцип.

3. Принцип расовых и национальных особенностейКаждый народ уникален по-своему. В каждом есть своя сила и слабость. У каждого неповторимый характер, что непосредственно отражается в имени.

 

4.Принцип имяобразования по звучанию/написанию.

Характер персонажа здорово выразить в имени. Если нужен герой боец понадобиться короткое имя с жестким звучанием. Прозвучало имя героя и всем стало понятно кто перед ними. Такими примерами могут быть: Дик, Борг, Ярг. Если нужно придать таинственность и загадочность то: Саруман, Ктулху, Фрагонда, Анаит. К любому характеру можно найти созвучное имя.

5.Принцип говорящих имен

Данный принцип хорошо прослеживается в классической русской литературе. Со школьной скамьи мы помним таких героев, как князь Мышкин Достоевского или гоголевский судья Ляпкин-Тяпкин. Непревзойдённый мастер данного принципа А.П. Чехов с его чиновник Червяков, полицейский Очумелов, актер Унылов. С помощью этого принципа можно описать не только характер героя, но и какие то внешние его особенности. Примером может служить Тугоуховский из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

7.Ассоциативный принцип

Данный принцип построен на обращении к восприятию читателя определенного ассоциативного ряда. Каждое имя несет за собой их целый шлейф. Например, наше русское имя Иван. У всех взывает ассоциации – дурочек.

Для любовных историй применения этого принципа помогает использование таких имен как Ромео, Джульетта, Альфонс. Каждое имя, подобранное для конкретной задачи автора, имя ассоциативную нагрузку помогает лучше понять замысел автора.

Портрет

Эволюцию в литературе можно обозначить как постепенный переход от абстрактного к конкретному, от условного к индивидуальному. Вплоть до романтизма преобладала условная форма портрета. Для него характерно: статичность, картинность, многословность.

Характерной чертой условного описания внешности является перечисление эмоций, которые герои вызывают у окружающих

Портрет даётся на фоне природы в литературе сентиментализма это цветущий луг или поле, берег реки или пруд, романтики заменяют луг лесом, горами, спокойную реку-буйным морем, родную природу-экзотической. Румяную свежесть лица-бледностью чела.

В русской литературе 19века

Типы портретов

1) экспозиционный

Основан на подробном перечислении деталей одежды, жестов (чаще всего от лица повествователя). Первые такие портреты связаны с романтизмом (В. Скотт)

Усложнённой модификацией портрета является портрет психологический, в нем преобладают черты внешности, которые говорят о свойствах характера и внешнем мире персонажей.

2) динамический

О динамическом портрете говорят, когда в произведении нет подробного описания внешности героя, она складывается из отдельных деталей, «разбросанных» по всему тексту. Детали эти нередко меняются (например, выражение лица), что позволяет говорить о раскрытии характера. Такие портреты часто встречаются в творчестве Толстого. Вместо подробного перечисления черт внешности писатель использует яркие детали, которые «сопровождают» персонажа на протяжении всего произведения. Это «лучистые глаза» княжны Марьи, наивно-детская улыбка Пьера, античные плечи Элен. Одна и та же деталь может наполняться различным содержанием, в зависимости от чувств, которые испытывает персонаж. Губка с усиками маленькой княгини придаёт её хорошенькому личику особенное обаяние, когда она находится в светском обществе. Во время ее размолвки с князем Андреем эта же губка принимает «зверское, беличье выраженье».

Психологизм и его виды.

Психологизм в литературе –
В шир. смысле - общее свойство литературы и искусства воссоздавать человеческую жизнь и характеры.
В узком - особый прием, форма, позволяющая верно и живо изобразить душевные движения.

Для того чтобы в литературе возник психологизм, необходим достаточно высокий уровень развития культуры общества в целом, но, главное, нужно, чтобы в этой культуре неповторимая человеческая личность осознавалась как ценность.

По мнению Есина, есть основные формы психологического изображения:

· (И.В.Страхов) изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; или ПРЯМАЯ

· на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Или КОСВЕННАЯ

· суммарно-обозначающий - прямое называние автором чувств и переживаний, происходящих в душе героя.

Большое значение при создании психологизма имеет повествовательно-композиционная форма:

· повествование от 1-ого лица - сосредоточено на рефлексии героя, психологич. оценке и психологич. самоанализе.

· повествование от 3-его лица (авторское повеств.) - дает возможность автора ввести читателя во внутренний мир персонажа, показать его наиболее подробно и глубоко и при этом может интерпретировать поведение героев, давать ему оценку и комментарий.

По мнению Есина, наиболее распространенные композиционно-повествовательные формы:

T внутренний монолог

T психологическое авторское повествование.

Бессознательные и полубессознательные (сны и видения) формы внутренней жизни изображаются как психологические состояния и соотносятся в первую очередь не с сюжетом и внешними действиями, а с внутренним миром героя, с другими его психологическими состояниями.

Литературные сны, по мнению И.В.Страхова, - это анализ писателем «психологических состояний и характеров действующих лиц».

*** еще один прием психологизма
- умолчание. Возникает в тот период, когда читатель начинает искать в произведении не внешней сюжетной занимательности, а изображения сложных и интересных душевных состояний. Тогда писатель в какой-то момент мог опустить описание психологического состояния героя, позволяя читателю самостоятельно произвести психологический анализ и додумать, что переживает герой в данный момент.

Выводы: Психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения. Существуют три основные формы психологического изображения: прямая, косвенная и суммарно-обозначающая. Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения, наиболее распространенными из которых являются внутренний монолог и психологическое авторское повествование. Помимо них встречается использование снов и видений, героев-двойников и приема умолчания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.155.163 (0.048 с.)