Экологический контроль и экологическая экспертиза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический контроль и экологическая экспертиза



Экологический контроль представляет собой административноуправленческуюдеятельность по обеспечению исполнения экологических требований законодательства.

В систему экологического контроля входят государственный, производственный и общественный контроль, а также государственный мониторинг окружающей природной среды. Контролирующие органы имеют право вмешиваться в работу предприятий любого ведомства и любой формы собственности. Они наделены правом приостанавливать вредоносную хозяйственную деятельность; налагать штрафы за нарушение природоохранного законодательства; предъявлять их о возмещении вреда, причиненного природной среде; выдавать разрешения на природопользование; устанавливать нормативы выбросов и сбросов вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу.

Государственный экологический контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль обеспечивает надзор за состоянием, охраной и рациональным использованием всех компонентов природной среды: атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира, недр и т.д.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой каждого предприятия. Он обеспечивает проверку и выполнение планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды.

Общественный экологический контроль осуществляется профсоюзными и другими общественными организациями, а также отдельными гражданами. Он неразрывно связан с общественным экологическим движением.

Одним из основных документов, используемых в целях государственного экологического контроля, является экологический паспортпредприятия. Это нормативно-технический документ, включающий совокупность систематизированных данных по использованию природных ресурсов, готовой продукции и воздействию предприятия на окружающую среду. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность либо подвергается крупному штрафу.

В систему общего экологического контроля входит государственная служба экологического мониторинга. Под мониторингом понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение. Главная цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Также важно оценить последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека и эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг – не только слежение и оценка фактов, это и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

Различают три ступени мониторинга:

1) локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); 2) региональный (геосистемный, природно-хозяйственный); 3) глобальный (биосферный, фоновый) (табл. 2).

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг фоновый и импактный. Фоновый мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется он на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг – слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг, т.е. мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты).

Биологический мониторинг – это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического контроля – биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами.

Биоиндикаторы – это такие организмы и сообщества, которые реагируют (в широком смысле этого слова) на внешние воздействия изменением обмена веществ, численности и других физиологических и экологических показателей или аккумулируют повреждающие вещества. Жизненные функции подобных организмов настолько тесно скоррелированы с факторами внешней среды, что могут быть использованы как индикаторы ее состояния. Такими биоиндикаторами являются, например, голубая ель, рачки-дафнии, лишайники и др.

Таблица 2 Система наземного мониторинга окружающей среды.

Вид

мониторинга Объекты Показатели

Локальный Приземный слой воздуха, по ПДК токсичных веществ, физиверхностные и грунтовые во- ческие и биологические раздрады,промышленные и бытовые жители, предельная степень стоки, радиационные излуче- радиоизлучения ния

Региональ- Исчезающие виды животных Популяционное состояние видов, ный и растений, природные экосис их структура и нарушение, урожа

темы, агроэкосистемы, лесные йность сельскохозяйственных

экосистемы культур, продуктивность насаж-

дений

Глобальный Атмосфера, гидросфера, рас- Радиационный баланс, тепловой тительные и почвенные пок- перегрев, запыление ровы, животное население Загрязнение рек и водоемов,

круговорот воды на континентах Глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных

Глобальные круговорот и баланс

СО2 – О2 и других веществ

Важной функцией экологического контроля является экологическая экспертиза оценкауровня возможных негативных воздействий намечаемой и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей, т.е. оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования [33].

Объектами экологической экспертизы являются:

• проекты и технико-экономические обоснования строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

• нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

• проекты нормативных актов и действующее законодательство.

Основой экспертизы является ее независимый характер, она должна осуществляться специалистами при активном участии лиц или граждан, не имеющих никакого соприкосновения с организациями-проектантами, заказчиками и исполнителями.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» в РФ осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы, которое обязательно для исполнения.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1 % от общей стоимости предполагаемого проекта. Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться на ликвидацию экономического, экологического и социального ущерба в результате ошибочных решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.007 с.)