Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательно-правовой механизм природопользованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для защиты среды обитания живых организмов, в том числе и человека, в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство – раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, определяющий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизни. Необходимость такого подхода декларировалась Организацией Объединенных Наций (ООН). В Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) сформулированы два основных принципа правого подхода к охране природы: «…Принцип 11. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать ситуацию в области охраны окружающей среды и развития, в которой они будут реализовываться. …Принцип 13. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности и компенсаций тем, кто пострадал от загрязнения окружающей среды или другого экологического ущерба…» [8, с. 305]. Таким образом, из этих принципов следует необходимость в жестком, разумном природоохранном законодательстве. В России начало природоохранному праву положили указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Это была одна из первых попыток комплексного подхода к защите окружающей среды. Такая же попытка была сделана после Октябрьской революции, когда были изданы декреты «О земле» (1917), «О лесах» (1918), «О недрах земли» (1920) и кодексы – Земельный кодекс (1922) и Лесной кодекс (1923). Однако в этих декретах возобладал принцип первичности «производственной необходимости» над состоянием окружающей среды, что не могло не сказаться на взаимоотношениях человека и природы. Устранение нарушений экологических требований в процессе хозяйствования не является достаточным для сохранения природных ресурсов и среды. Необходимо еще решить задачу повышения экологической грамотности на базе знания естественнонаучных законов и нормативных экологических актов. Экологическое право – это совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Соблюдение экологических норм обеспечивается государством в принудительном порядке. Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 1) Конституция РФ; 2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления. 1. В Конституции Российской Федерации (1993) декларируется право человека на благоприятную окружающую среду, природные ресурсы, на возмещение вреда, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и движениях, на получение информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Кроме того, Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов. 2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды. Законодательно-правовой механизм основан на экологическом законодательстве РФ – природоохранном и природоресурсном. Задачей природоохранного законодательства является регулирование отношений в системе «общество – природа» с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Природоохранное законодательство включает следующие законы [11]. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002),который лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Закон включает 16 глав: «Общие положения», «Основы управления в области охраны окружающей среды»; «Права и обязанности граждан и общественных организаций»; «Экономическое регулирование»; «Нормирование»; «Оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза»; «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности»; «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций»; «Природные объекты, находящиеся под особой охраной»; «Государственный мониторинг окружающей среды»; «Контроль в области охраны окружающей среды»; «Научные исследования»; «Основы формирования экологической культуры»; «Ответственность за нарушения законодательства»; «Международное сотрудничество»; «Заключительные положения». Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995). Он регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Этот закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния. Закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Он устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Важнейшими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются определение нормативов предельно допустимых концентраций и предельно допустимых выбросов вредных веществ, а также установление платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Закон«О радиационной безопасности населения» (1995), который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья; провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Закон «Об отходах производства и потребления» (1998). Данный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Основы законодательства РФ об охране здоровья (1993), которые регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. К природоресурсному законодательству относятся следующие законодательные акты. Закон РФ «О недрах» (1992). Он регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен в первую очередь на рациональное использование недр и их защиту от загрязнения. Земельный кодекс РФ (2001), который регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Водный кодекс РФ (1995). Он регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения. Лесной кодекс (1997), который устанавливает правовые основы рационального природопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Закон РФ «О животном мире» (1995). Данный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. 3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996). 4. Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального природопользования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. 5. Нормативные решения органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды. Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и органы специальной компетенции. К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Государственная дума РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий. Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. К ним относятся:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.254 (0.009 с.) |