Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные конференции по охране окружающей среды

Поиск

В истории развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды можно выделить следующие этапы.

1. В 1968 г. по инициативе одного из экономических директоров компании«Фиат» А. Печчеи группой ученых и общественных деятелей был создан Римский клуб – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития мирового сообщества и пропаганду идеи о необходимости гармонизации отношений человека и природы [17, 21]. Ее члены поставили своей целью построить прогнозы близкого будущего; привлечь внимание широкой общественности и правительственных организаций разных стран к наиболее острым глобальным проблемам – неконтролируемому росту населения и непрерывному уменьшению естественных ресурсов планеты; представить мировому сообществу доводы о необходимости мер по предотвращению глобального эколого-экономического кризиса. Впервые на основе компьютерного системного анализа они попытались создать математические модели глобального динамического единства экономических, технических, социальных и экологических систем.

Ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мирового сообщества по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.

В 1972 г. профессор Д. Медоуз издал первый доклад «Пределы роста», в котором был сделан следующий вывод: при сохранении современных темпов роста населения и экономического развития в ближайшее столетие произойдет истощение природных ресурсов и ухудшение качества окружающей среды, что приведет к гибели людей и сокращению объемов производства. В середине 21 в. наступит глобальная экологическая катастрофа. Поэтому необходима безотлагательная разработка практических мер по поддержанию устойчивости мировой системы.

Таким образом, благодаря деятельности Римского клуба человечество получило возможность оценить создавшуюся экологическую ситуацию и предпринять определенные действия на пути к устойчивому развитию.

2. Первая Всемирная конференция по окружающей среде состоялась в Стокгольме в 1972 г. В ней участвовали представители 113 государств. На этой конференции впервые было сформулировано понятие экоразвития как экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. По итогам работы конференции была принята декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (Риоде-Жанейро) считается крупнейшим экологическим форумом в истории человечества: в ней участвовали 179 глав государств и правительств мирового сообщества, представители 1600 неправительственных организаций.

Конференция приняла несколько важных документов, среди них:

Декларация Рио об окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;

Повестка дня на XXI век – всемирная программа действий, содержащая перечень мер по обеспечению устойчивого развития в различных областях человеческой деятельности: в политике, экономике, регулировании народонаселения, здравоохранении, рациональном использовании природных ресурсов, законодательстве, науке, просвещении;

Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов;

Рамочная конвенция по проблеме изменения климата (РКИК), цель которой – добиться стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект, на таком уровне, который не вызовет опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Выдвинутые РКИК цели и задачи стали впоследствии предметом регулярных международных конференций. Самой важной оказалась Третья конференция по РКИК в Киото (Япония, 1997 г.), где был подписан Киотский протокол. Этот документ является уточняющим и детализирующим реализацию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Из Киотского протокола следует, что промышленно развитые страны и государства с переходной экономикой берут на себя обязательства, обеспечивающие совокупное сокращение уровня выбросов парниковых газов (преимущественно СО2) в 2008 – 2012 гг. на 5 % по отношению к уровню их выбросов в 1990 г. Предполагается, что уровень сокращения выбросов парниковых газов будет не одинаков для разных стран: для более развитых стран он будет выше. Для каждой из стран – участниц протокола устанавливаются ограничения для выбросов в абсолютной величине в форме квот. Предусматриваются экономические механизмы, позволяющие сокращать выбросы (торговля квотами на выбросы парниковых газов);

Конвенция по биологическому разнообразию, которая требует от всех стран принятия мер по сохранению разнообразия живых организмов.

Одним из важнейших итогов Конференции ООН 1992 г. было принятие Концепции устойчивого развития. В ее основу положено осознание факта неразрывной связи социально-экономического развития и окружающей среды. Согласно определению, данному Международной комиссией ООН по окружающей среде, устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами, устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградации окружающей среды. В документах Рио-92 подчеркивается, что устойчивое развитие охватывает несколько аспектов:

• создание условий гармонии человека и природы, обеспечение полноценной жизнедеятельности человека;

• рассмотрение охраны природы как составной части процесса развития цивилизации;

• сокращение разрыва в уровнях жизни между развитыми и

развивающимися странами;

• балансирование между удовлетворением потребностей социума и сохранением природной среды как для настоящих, так и для будущих поколений.

4. Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10»

(Йоханнесбург, 2002 г.). На саммите, в котором приняло участие более 190 глав государств мирового сообщества, были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути к устойчивому развитию и сделаны следующие выводы.

1. Усилия, предпринимаемые мировым сообществом для стабилизацииэкологической ситуации и выхода цивилизации на уровень устойчивого развития, не привели к желаемым результатам. Не удалось существенно повысить качество жизни человека и остановить опасные изменения естественных экосистем.

2. Причины, ограничивающие движение социума в направленииустойчивого развития, следующие:

• отсутствие эффективного механизма управления;

• ограниченность финансирования;

• трудности координации мировых и национальных усилий в реализации стратегии устойчивого развития;

• возрастающий разрыв в масштабах производства и потребления в развитых и развивающихся странах.

Дискуссии на «Рио+10» показали, что, с одной стороны, реализация на мировом уровне модели устойчивого развития цивилизации оказывается не такой простой задачей, как казалось в начале 1990-х гг. С другой стороны, именно со стратегией устойчивого развития связываются позитивные перспективы цивилизации. В широком смысле устойчивое развитие понимается как процесс, соответствующий новому типу функционирования цивилизации с экономическими, социальными, экологическими и культурными параметрами, радикально отличающимися от сложившихся исторически, т.е. ставится задача управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социокультурного богатства. По существу, речь идет о пути достижения гармонии общества и природы – эпохе ноосферы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие формы международного сотрудничества в области охраныокружающей среды вам известны?

2. Перечислите основные специализированные международныеорганизации по охране окружающей среды, существующие при ООН.

3. Перечислите основные направления деятельности ЮНЕП. В чемособенности таких организаций, как ВОЗ, ФАО, ВМО?

4. Приведите примеры глобальных и региональных природоохранительных международных договоров по охране окружающей среды.

5. С какой целью был создан Римский клуб? Каковы главные итогидеятельности этой организации?

6. Что такое экоразвитие? Когда впервые было введено это понятие?

7. Какие документы были приняты на конференции в Рио-де Жанейро?

8. Что означает понятие «устойчивое развитие»? В чем его особенности?

9. Перечислите основные итоги Всемирного саммита по устойчивомуразвитию «Рио+10».

10. О чем говорится в Киотском протоколе?

Заключение

Сформировавшаяся к концу 20 в. техногенная цивилизация, ориентированная на количественный рост показателей развития, подошла к своим критическим рубежам. Обозначились и продолжают интенсивно углубляться глобальные проблемы, которые принято называть экологическими: неуправляемый рост населения планеты, мощное антропогенное воздействие на биосферу, истребление природных ресурсов, сокращение биоразнообразия, загрязнение окружающей среды, угроза здоровью человека – вот неполный круг проблем, от разрешения которых зависит жизнь и судьба человечества в третьем тысячелетии. С одной стороны, деятельность человека, обеспечивающая развитие современной цивилизации, привела к деградации природы. С другой – человечество обладает неисчерпаемым интеллектуальным и технологическим потенциалом для решения глобальных проблем. Надежды на их преодоление общество усматривает в переходе к новым цивилизационным моделям, основу которых составляют коэволюционная стратегия – стратегия осуществления взаимосвязанного, устойчивого (неразрушимого) развития природы, общества, культуры и сознания человечества, новое цивилизационное мышление, ориентированное на формирование новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества.

Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. Эта идея следует из осознания того, что проблемы природной среды должны рассматриваться в единстве с социальноэкономическими процессами. Только в этом случае возможно обеспечить право людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшить разрыв в уровне жизни народов мира, развивающихся и развитых стран. Устойчивое развитие несовместимо с искусственной иерархией мирового сообщества, организованной на чисто потребительских принципах. Благополучному существованию одних регионов за счет природных ресурсов других рано или поздно придет конец. Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, структуру потребления, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Становится все более очевидным, что природа требует от нас не только и не столько технических, сколько социальных новаций. Нужна не просто иная технология, а иная организация социальной жизни, иная культура, не сводимая исключительно к экономическому интересу, к неконтролируемому росту потребления материальных ресурсов и ценностей.

В контексте современных проблем цивилизации одной из стратегических задач системы образования является формирование личности с высоким уровнем общей и экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие и приоритет общечеловеческих ценностей, способной обеспечить своей деятельностью условия перехода своей страны и всего мирового сообщества к устойчивому развитию. Совершенствование человека, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают важнейшими компонентами в системе экологического образования и воспитания. Экологическая культура как интегративное личностное качество, характеризующее поведение и деятельность человека в социоприродной среде, основана не только на научной системе знаний в области экологии, но и на гуманистическом мироощущении, чувстве высокой ответственности за окружающую природную среду и любви к природе. Уровень экологической культуры определяет убеждения, принципы деятельности и потребления человека, его нормы поведения по отношению к окружающей природной среде, профессиональную деятельность и быт.

Способность обеспечить устойчивое развитие, при котором проблемы сегодняшнего дня решаются без ущерба для интересов будущих поколений, определяется технической, экономической, экологической и социальной грамотностью выпускников высших учебных заведений. От их знаний, умений и уровня экологической культуры зависит возможность решения экологических проблем, улучшения качества окружающей среды и сохранения природных богатств.

«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя»

(Е. Евтушенко).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 5150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.101 (0.013 с.)