Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Язык и символы культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность языка культур
Сущность самой культуры не в последнюю очередь определяется тем, она обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает как мир культуры, так и самого себя. Каждая культура – это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Поэтому, постигая различные культуры, мы изучаем не просто книги, археологические находки, соборы, статуи, — мы заново открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали, и творили культуру иначе, чем мы. Поэтому каждая культура является способом творческой самореализации личности и социума, а постижение иных культур всегда обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Поскольку культура есть важнейшее средство реализации человеческого творчества и свободы, отсюда вытекает как само многообразие культур, так и форм культурного развития и языков культуры. Вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Только через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям прошлого, но это приобщение возможно лишь в том случае, когда он овладевает языком культуры, умеет читать, понимать и чувствовать его. В качестве языков в культуре могут быть задействованы: акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость, художественные образы в разных видах искусства, специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые действия, особые ценностно-смысловые конструкции, заложенные в философских, религиозных и литературных произведениях, да и вообще символика любых материальных и духовных продуктов, связанная с деятельностью человека. Ведь отношение человека к миру всегда определяется смыслом. Смысл всегдасоотносит любое явление, любой феномен культуры с человеком, ведь если нечто лишено смысла, оно перестает быть значимым, существовать для человека. Смысл в культурологическом понимании — это содержание человеческого бытия (в том числе и внутреннего), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой через культуру (проникновение в нее, взаимодействие с ней). И именно наш культурный уровень определяет в конечном итоге то, что мы ищем, и что мы откроем в мире и в самих себе. При этом следует подчеркнуть, что смысл следует отличать от значения предметно выраженного образа или понятия. И даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из важнейших смыслов человечески го бытия — любовь — отнюдь не всегда предполагает предметный образ какого-либо человека, иначе каждый бы заранее знал, кого и за что он полюбит. Подлинный, глубинный смысл адресован, как правило, не только и не столько разуму, но и не подвластным ему неконтролируемым глубинам души. При этом смысл не всегда четко осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально. Но многие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой мыслей и чувств. И именно такие смыслы образуют культуру. Поэтому в широком смысле язык культуры — это и есть те ее составляющие и средства, с помощью которых она, культура, «говорит» с человеком, О чем? О том, что более всего интересно ему, о том, что его волнует, О самом человеке, о Боге, о природе, о мире и мироздании, о добре и зле, о жизни и смерти, о ненависти и любви, о прекрасном и безобразном и вечном и суетном... Обо всем этом культура говорит с нами языком мифа, религии, искусства, науки, традиций и ритуалов, ярким и бесконечно разнообразным языком символов. При этом язык истинной, подлинной культуры всегда по настоящему органичен, ибо диалектически сочетает в себе материальное с идеальным, временное — с вечным, человеческое — с божественным (или идеей Бога), телесное — с духовным, духовное — с душевным, науку — с верой, понятия — с образами, рациональное — с иррациональным и т. д. Язык культуры — это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов. Язык культуры существует и формируется только во взаимодействии с людьми, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Совокупность языков культуры — основное коммуникационное средство в культуре, субкультуре, поэтому освоение языка культуры — ключевой момент социализации, аккультурации. Каждому языку культуры соответствует своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определенных смыслах, а также собственно знаковая система — выразительные средства языка. Человек не может существовать и строить культуру, не наделяя смыслами мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир через культуру превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они заключают в себе человеческий смысл. Изучением языка культуры занимаются семиотика, лингвистика, культурная семантика. Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке культуры всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений культурной действительности и её смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке предполагает не только некоторую формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение. Данная ситуация, как правило, усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой. Таким образом, важнейшим элементом функционирования языка культуры является понимание. При коммуникации в культуре неизбежно присутствует определенная неадекватность понимания, обусловленная различием индивидуального опыта, уровнем культуры, ментальностью, поэтому иногда момент интерпретации может существенно искажать исходный смысл. Понимающий человек всегда обладает определенным представлением о понимаемом, ожидая заранее определенного смысла, и поэтому интерпретирует знаки в соответствии со своими представлениями. Существует множество типов культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих символических формах. Смыслы одной культуры зачастую не могут быть переведены адекватно на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Мода тем, такой диалог возможен уже в силу того, что у истоков любой культуры есть общий творческий источник — человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают как сами культуры, так и люди, носители этих культур, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, любая богатая, развитая культура несет в себе массу скрытых, не выявленных возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре: во-вторых, творческая личность, хорошо владеющая языком культуры, всегда способна выйти за пределы ограничений, налагаемые исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами именно в силу универсальности ее языка. Свойственная языку культуры многозначность приводит к появлению «языков в языках», т. е. относительно самостоятельных языковых образований в культуре, формирующихся в рамках выразительных средств другого языка или интегрирующих в себе средства нескольких различных языков, например, дипломатический лексикон или язык рекламы, язык моды. При этом следует иметь в виду следующее важное обстоятельство: существование и формирование таких языков значительно влияет на исходные языки культуры и является важным фактором их развития. Язык культуры можно дифференцировать по множеству оснований, например, по соотнесенности с определенной областью действительности или человеческой деятельности (язык искусства и математики); по принадлежности к определенной субкультуре (этнической, профессиональной, историко-типологической и т. д.), языковому сообществу (английский язык, язык хиппи); по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный языки) и видам — определенным культурным порядкам (язык причесок, язык костюма); по специфике смысловой выразительности (информационно-содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на определенные способы восприятия (рациональное познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение, эстетическое чувствование, традиционное отнесение); по специфике внутренних грамматических, синтаксических и семантических правил; по ориентации на определенные коммуникативные и трансляционные ситуации (язык политических речей, язык протокола); с точки зрения приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализированной форме, в той или иной субкультуре. Так или иначе, функционирование и развитие языка культуры отражает те смысловые основы, которые создаются в культуре индивидуальным творчеством. Однако чтобы родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены как в языковых, так и в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот сложный процесс носит социокультурный характер и, как правило, протекает достаточно болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается опытом других людей и временем, иногда «редактируется» ими, чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа, нового художественного стиля или языка культуры. А поскольку признание новых смысловых оснований всегда происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая и легкая судьба не означает таковой для ее творца. Через культуру человек может и должен приобщаться к творческим достижениям гениев, которые являются точкой отсчета для нового творчества. Но это приобщение возможно лишь тогда, когда человек свободно владеет языком культуры как важнейшим средством и инструментом постижения ее смыслов, и только при этом условии он способен оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Очевидно, что культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается лишь символическое тело, из которого ушла душа. Безусловно, в обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее налицо обратная зависимость. Культура является основаниемчеловеческого творчества, но она же и удерживает его в своих смысловых рамках, в плену своих символических образов. Но в переломные моменты,в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старыесмыслы и символы перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся дух. И тогда он вырывается из плена старых смыслов для того,чтобы построить новое основание для творчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.008 с.) |